Биология как наука

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Введение в биологию развития. Онтогенез, его сущность и периодизация

Практическое занятие № 16

Практическое занятие №15

Задание для самостоятельной работы студентов.

См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004

Стр. 54-55.


(Итоговый контроль по освоению учебного модуля 2. Основы общей и медицинской генетики)

см. вопросы для подготовки к практическим занятиям №№8-14.


1.Тема:

2. Учебные цели:

Знать:

- основные закономерности и этапы онтогенеза и эмбриогенеза;

-опыты по эмбриональной индукции;

- особенности эмбрионального развития человека;

- провизорные органы хордовых;

- критические периоды внутриутробного развития человека.

Уметь:

- моделировать с помощью рисунков ранние стадии эмбрионального развития (оплодотворение, дробление, гаструляция, нейруляция)

Владеть:

- терминологией.

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Основные этапы онтогенеза.

2) Оплодотворение – начальный этап развития нового организма.

3) Дробление как процесс образования многоклеточного зародыша.

4) Типы дробления.

5) Связь строения яйца с типом дробления.

6) Гаструляция как процесс формирования многослойного зародыша.

7) Способы гаструляции.

8) Первичный органогенез.

9) Дифференцировка зародышевых листков.

10) Особенности раннего эмбрионального развития человека.

11) Провизорные органы хордовых.

12) Постэмбриональный онтогенез у человека, его периодизация.

13) Закономерности формирования дефинитивных структур.

14) Половое созревание и репродукция.

15) Старение как закономерный этап онтогенеза.

16) Закономерности старения.

17) Основные гипотезы старения.

18) Смерть как биологическое явление, закономерный этап онтогенеза.

19) Основные реанимационные мероприятия, применяемые при клинической смерти.

4. Вид занятия: практическое

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 минут).

6. Оснащение. Мультимедиа

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.


Литература:

3.5.1. Основная литература [1]

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в биб-лиотеке на ка-федре
           
1. Биология: учебник: в 2 т./ под ред. В.Н. Ярыгина/   В.Н.Ярыгин, и соавт. М.: ГЭОТАР-Медиа.2011.-. Т.1,2.-736 с.:ил. 200 (кн.1) 200 (кн.2) 10 (кн.1) 10 (кн 2)
2. Биология: Учебное пособие Викторова Т.В., Асанов А.Ю. М.: Изд. «Академия», 2011. – 289 с.    
3. Атлас по зоопаразитологии   Далин М.В., Гусев В.К., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. М., 2004. -  
4. Лекции по биологии Часть 1. Цитология и генетика.   Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 189 с., илл.    
5. Лекции по биологии Часть 1. Цитология и генетика. (электронное издание) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 189 с., илл. - -
6. Лекции по биологии Часть II. Медицинская паразитология. Часть III. Общие закономерности онтогенеза, филогенеза и эволюции живого.) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 252 с., илл.    
7. Лекции по биологии Часть II. Медицинская паразитология. Часть III. Общие закономерности онтогенеза, филогенеза и эволюции живого.) (электронное издание) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 252 с., илл. - -

3.5.2. Дополнительная литература [2]

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Атласпо медицинской паразитологии (электронный учебник)   Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ, 2006. - -
2. Сборник задач по медицинской генетике и биологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ; УМО (2008)    
3. Сборник задач по медицинской генетике и биологии: учебное пособие для студентов. (электронное издание) Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ; УМО (2008) - -
4. Сборник тестов по дисциплине Биология Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Данилко К.В., Волкова А.Т. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ; УМО (2008)    
5. Сборник тестов по дисциплине Биология (электронное издание) Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Данилко К.В., Волкова А.Т. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ; УМО (2008) - -
6. Тезаурус. Биологический тематический словарь. Викторова Т.В., Волкова А.Т. Уфа.: Изд. ГБОУ ВПО БГМУ, 2012.    
7. Методические указания для студентов по аудиторной работе (1-й семестр) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
8. Методические указания для студентов по аудиторной работе (1-й семестр) (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
9. Методические указания для студентов по аудиторной работе (2-й семестр)   Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
10. Методические указания для студентов по аудиторной работе (2-й семестр) (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
11. Методические указания по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
12. Методические указания по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011 - -

[1] Основная учебная литература включает в себя 1-2 учебника, изданных за последние 10 лет, 1-3 учебных пособий, изданных за последние 5 лет, лекции (печатные и/или электронные издания) по учебным дисциплинам (модулям) всех циклов

[2] Дополнительная учебная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы и включает учебно-методические пособия, изданные в ГБОУ ВПО «БГМУ», машинописные работы кафедры, и содержит не более 3х изданных за последние 5-10 лет печатных и/или электронных изданий по учебным дисциплинам (модулям) базовой части всех циклов

Термин биология (от греч. биос - жизнь, логос - наука) введен в начале в 1802 независимо Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. С этого момента можно говорить о биологии как о комплексной науке, хотя ее история восходит к глубокой древности. Долгое время сведения о живой природе накапливались в рамках натурфилософии, медицины и в связи с запросами растениеводства и животноводства. Наиболее древними следует считать такие области как сравнительная анатомия, морфология и систематика. В настоящее время термин биология используют и, относя к группам организмов вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя, биология человека), биоценозам (биология арктического бассейна), отдельным структурам (биология клетки). В современном представлении биология - совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяемых Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.) Объект изучения биологии - живая природа в ее естественном состоянии и целостности. Предметом биологии как научной дисциплины служит жизнь во всех ее проявлениях: строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимоотношение друг с другом и с окружающей средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: