Методы изучения наследственности человека.
Изменчивость.
Сцепление и кроссинговер. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие неаллельных генов. Полигенное наследование.
1. Комплементарность. Генетические схемы. Примеры у человека.
2. Эпистаз, его виды и генетические схемы. Молекулярный механизм эпистаза на примере наследования «бомбейской группы крови».
3. «Эффект положения», примеры у человека.
4. Полигенное наследование. Полимерия, ее виды и примеры.
Практическое занятие № 12.
1. Независимое комбинирование и сцепленное наследование. Сцепление и кроссинговер. Формы сцепления. Правило Т. Моргана.
2. Основные положения хромосомной теории наследственности.
3. Аутосомное наследование и наследование, сцепленное с полом, их виды и закономерности. Примеры у человека.
Практическое занятие № 13.
Контрольное решение задач на Закономерности наследования признаков. Формы взаимодействия генов.
1. Определение и основные формы изменчивости.
|
|
2. Ненаследственная изменчивость:
а) Модификации, их виды и примеры у человека.
б) Морфозы. Тератогенные факторы, фенокопии.
Практическое занятие 14.
Наследственная изменчивость:
а) Комбинативная изменчивость, ее цитологический механизм, роль в эволюции.
б) Мутационная изменчивость. Классификация мутаций.
4. Генные мутации, их молекулярный механизм. Примеры болезней, обусловленных генными мутациями.
5. Фенилкетонурия: механизм возникновения, фенотипические проявления, возможности диагностики, терапии и профилактики.
Практическое занятие № 15.
Наследственная изменчивость.
1. Геномные мутации, механизм их возникновения.
а) Полиплоидия, виды ее и примеры. Значение полиплоидии.
б) Анеуплоидия. Болезни, обусловленные моносомией и трисомией по половым хромосомам и аутосомам у человека.
2. Типы хромосомных аберраций, их классификация. Виды транслокаций.
3. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Мутагенные факторы среды и проблемы защиты генофонда человека. Антимутационные барьеры эукариот.
Практическое занятие № 16.
Контрольная работа по теме: Изменчивость.
.
Практическое занятие № 17-18.
1. Человек как специфический объект генетического исследования.
2. Методы изучения наследственности человека, их этапы и возможности:
· Клинико-генеалогический. Критерии типов моногенного наследования признаков.
· молекулярно-генетический (ДНК- диагностика)
· цитогенетический
· близнецовый
· биохимический,
· популяционно-статистический,
· методы генетики соматических клеток,
· метод биологического моделирования,
· вспомогательные методы (дерматоглифика, тест полового хроматина, амниоцентез и др.)
|
|
Практическое занятие № 19- 20.
1. Популяционная структура вида Ноmo sapiens. Классификация элементарных популяций.
2. Генетические характеристики человеческих популяций:
а) генофонд и генетическая гетерогенность человеческих популяций,
б) внутрипопуляционный полиморфизм, его классификация и примеры,
в) генетическая структура популяций, закон генетической стабильности Харди-Вайнберга, условия его действия в человеческих популяциях (механизмы, поддерживающие равновесие).
3. Демографические характеристики популяций (численность и ее прирост, половозрастная структура, брачность и плодовитость, семейная структура, рождаемость, смертность), их влияние на генофонд и генетическую структуру популяций.
4. Факторы, нарушающие генетическую стабильность популяций (эволюционные факторы) и специфика их действия в человеческих популяциях:
1) Мутационный процесс и «генетический груз» популяции.
2) Волны жизни.
3) Изоляция.
4) Миграция.
5) Естественный отбор (виды отбора, показатели влияния отбора, значение системы отбор-контр-отбор).
6) «Дрейф генов» и «эффект родоначальника».
Практическое занятие № 21.
Контрольная работа по теме: Методы изучения генетики человека».
Практическое занятие 22- 24. Филогенез систем органов позвоночных животных.
22- ое: Филогенез кровеносной системы. Филогенетически обусловленные пороки развития.
23- е: Филогенез нервной системы и головного мозга. Филогенетически обусловленные пороки развития.
24-ое: Филогенез мочеполовой системы. Филогенетически обусловленные пороки развития.
Контроль конечного уровня знаний (ККУ) по теме: «Филогенез».