ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Крылатые выражения для студентов 1 курса биологического факультета
Наиболее употребительные суффиксы
I. Существительных | ||||
Суффикс (с окончанием) | Словообразующая основа | Сообщаемое суффиксом значение | Пример | Соответствие в русском языке |
-t-ūr-a -s-ūr-a | глагол, основа супина | действие или результат действия | cultūra censūra | -ура: культура, цензура |
t-us s-us | глагол, основа супина | действие | cursus casus transĭtus | -с: курс, -зус: казус, -т: транзит |
-t-io -s-io | глагол, основа супина | действие | actio diffusio | -ция: акция, -зия: диффузия |
-t-or -s-or | глагол, основа супина | действующее лицо | doctor censor | -тор: доктор, -зор: цензор |
-nt-i-a -ent-i-a | глагол, основа инфекта | качество | ignorantia | -енция: потенция |
-ŭl-us -ŏl-us -ell-us -ill-us | существительное | уменьшительность | homuncŭlus filiŏlus ocellus lapillus | |
-tas | прилагательное | состояние, качество | auctorĭtas libertas | -тет: авторитет |
-tūdo | прилагательное | состояние, качество | amplitūdo | -туда: апмлитуда |
II. Прилагательных | ||||
-ĭc-us | существительное | свойство, принадлежность | metallĭcus | -ический: металлический |
-āl-is | существительное прилагательное | свойство, принадлежность | naturālis | -альный: натуральный |
-bĭl-is | глагол, основа инфекта | пассивное качество | mobĭlis | -бильный: мобильный |
1. Amor tussique non celantur. – Любовь и кашель не скроешь.
|
|
2. Ars longa, vita brevis. – Жизнь коротка, искусство вечно.
3. Asĭnus asinōrum in saecŭla seculōrum. — Осёл из ослов во веки веков.
4. Cito, tuto et jucunde. – Быстро, безопасно и приятно (должен лечить врач).
5. Cogĭto, ergo sum. – Я мыслю, следовательно, я существую.
6. Conditio sine qua non. – Непременное условие.
7. Consuetūdo est altĕra natūra. – Привычка – вторая натура.
8. De gustĭbus non est disputandum. – О вкусах не спорят.
9. Doctrina multiplex, verĭtas una. – Учений много, истина одна.
10. Dum spiro, spero. – Пока живу, надеюсь.
11. Dura lex, sed lex. – Суров закон, но это закон.
12. Elephantum ex musca facis. — Ты делаешь из мухи слона.
13. Est modus in rebus. – Всему есть мера.
14. Ex ungue leōnem. – По когтям (узнают) льва.
15. Fames artium magistra. — Голод — учитель искусств.
16. Felix qui potuit rērum cognoscĕre causas. — Счастлив тот, кто смог узнать причины вещей.
17. Festina lente. – Торопись медленно.
18. Fructus cape cum pane, si vis vivĕre sane. – Если хочешь быть здоровым, употребляй фрукты с хлебом.
19. Honōres mutant mores. – Почести изменяют нравы.
20. Hygiena amīca valetudĭnis. – Гигиена – подруга здоровья.
21. Ignis sanat. – Огонь излечивает.
22. In vitro. – в лабораторных условиях
23. In vivo. — в естественных условиях.
24. Invia est in medicina via sine lingua Latina. – Непроходим в медицине путь без латинского языка.
25. Lapsus calami. – Описка.
|
|
26. Lapsus linguae. – Оговорка.
27. Leōnem mortuum et catŭli mordunt. – Мёртвого льва и щенки кусают.
28. Mala herba cito crescit. – Плохая трава быстро растет.
29. Medĭce, cura te ipsum! – Врач, исцели себя самого!
30. Medicina soror philosophiae. – Медицина – сестра философии.
31. Medĭcus medĭco amīcus est. – Врач врачу друг.
32. Memento mori. – Помни о смерти.
33. Mens sana in corpŏre sano. – В здоровом теле здоровый дух.
34. Modus vivendi. – Образ жизни.
35. Natūra sanat, medĭcus curat morbos. – Врач лечит болезни, а природа исцеляет.
36. Noli nocēre. – Не навреди (больному).
37. Omne initium difficĭle. – Всякое начало трудное.
38. Optĭmum medicamentum quies est. – Покой – наилучшее лекарство.
39. Panem et circenses! – Хлеба и зрелищ! (основное требование толпы в древнем Риме, требующей бесплатной пищи и развлечений)
40. Parvo est natūra contenta. – Природа довольствуется малым.
Индекс | Дисциплина и ее основные разделы | Всего часов |
ЕН.Ф | Федеральный компонент | |
ЕН.Ф.04 | Биология с основами экологии: Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум. |
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N за- да- ния | Тема задания |
Сущность жизни, свойства и уровни организации живого | Биология как наука о живой материи | ||
Методология и перспективные направления биологических исследований | |||
Свойства, признаки и уровни организации живой материи | |||
Раскрытие представлений о сущности жизни, фундаментальные концепции | |||
Физиология, экология и здоровье человека | Свойства и функции тканей человека | ||
Структурно-функциональная характеристика систем органов | |||
Гомеостаз и механизмы его сохранения | |||
Влияние окружающей среды на здоровье человека | |||
Экология и охрана природы, рациональное природопользование | Факториальная экология | ||
Антропогенное воздействие на окружающую среду | |||
Рациональное природопользование | |||
Стратегия охраны природы | |||
Биолого-экологический практикум | Ботанический практикум | ||
Зоологический практикум | |||
Первая помощь при несчастных случаях | |||
Экологический практикум |