Творческие способности

Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному • развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствитель­ность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определе­ние этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез (которые окружающим иногда кажутся безумными) и их проверку, получение нового оригинального результата.

. Тесты творческого мышления*

Предлагаемые тесты состоят из двух заданий (в полном ва­рианте их 12), одно из приведенных заданий направлено на изуче­ние вербального (словесного) творческого мышления, а второе — образного творческого мышления.

* Тест заданий приводится по кн.: Тесты творческого мышления: Методиче­ское руководство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992. Подсчет результатов и нормы разработаны Р. Р. Калининой.


Инструкция 1. Газета используется для чтения. Мы можем придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Запишите все ваши варианты на листе бумаги.

Время выполнения задания — 3 минуты.

Инструкция 2. Перед вами лист бумаги (рис. 1), разделен­ный на 6 квадратов, в каждом квадрате изображена окруж­ность. Добавьте любые детали к основному изображению (к ок­ружности) так, чтобы получились различные интересные ри­сунки. Нарисуйте их.

Время выполнения задания — 5 минут.

Обработка результатов

Результаты оцениваются по следующим показателям:

а) беглость — характеризует беглость, легкость, продук­
тивность творческого процесса и определяется общим
числом данных ответов;

б) гибкость — характеризует способность к быстрому пере­
ключению и определяется числом классов данных ответов;

в) оригинальность — характеризует своеобразие творчес­
кого мышления, необычность употребления элементов.

Подсчет результатов

Творческое мышление = : N вариантов + N классов + N оригинальных вариантов х 1с

N вариантов количество придуманных вариантов в пер­вом задании + количество выполненных рисунков (обычно за 5 минут воспитатели успевают дорисовать все 6 рисунков).

N классов количество различных классов вариантов в двух заданиях.

       
   
 
 

               
   
 
 
 
     



1. Бланк к заданию 2

Пример выполнения задания 1

Из газеты можно сделать: лодку, шапку, обклеить стены под обои, кулек, завернуть цветы, упаковать что-либо, самолетик.

В данном случае предложено 7 вариантов использования газеты (Ы вариантов = 7). Однако варианты «лодка», «шапка» и «самолетик» относятся к одному классу - «поделки из бума­ги», а варианты «завернуть цветы» и «упаковать что-либо» — к классу «упаковка, оберточный материал». Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 4.

Пример выполнения задания 2

Из предложенных 6 окружностей были получены следую­щие изображения: подсолнух, ромашка, часы, кошка, цыпле­нок, черепаха.

Здесь N вариантов = 6. Однако рисунки «подсолнух», «ро­машка» относятся к одному классу — «цветы», а рисунки «кош­ка», «цыпленок» и «черепаха» — к классу «тело животного» (животное, однако, может быть изображено таким образом, что заданная окружность будет использована для рисования его го­ловы, и это будет другой класс вариантов). Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 3.

Таким образом, в данном случае N вариантов = 13 (7 + 6), а N классов = 7 (4 + 3).

N оригинальных вариантов — количество оригинальных от­ветов. Оригинальным считается ответ, встречающийся 1 раз у 20—40 человек.

Л — коэффициент; может принимать значения от 2 до 4, в зависимости от степени оригинальности предложенного ва­рианта. 2 балла дается за вариант, встречающийся 1 раз у 20 человек, 3 балла — 1 раз у 30 человек, 4 балла — 1 раз у 40.

По понятным причинам перечисление, оригинальных вари­антов ответов разной степени является невозможным. Однако при анализе ответов необходимо знать, что к оригинальным ответам никак нельзя отнести такие, как:

для первого задания (использование газеты) — кораблик,
шапка, веер, папье-маше, кулек, подстилка под что-либо
(в качестве скатерти или в мусорное ведро) и т. д.;

для второго задания (дорисовать окружности) — чья-либо
голова (рис. 2) (человека, животного, игрушки), чье-либо
туловище (человека, животного, игрушки), фрукты, ово­
щи, мяч, воздушный шар и т. д.

Анализ результатов

Рис. 2. Пример выполнения задания 2

Для анализа полученных результатов воспользуйтесь при­веденной ниже таблицей.

Уровень N вариантов N классов N оригинальных ответов хЬ Творческое мышление
Низкий Менее 8 Менее 5   Менее 12
Средний 8-13 5-7 2-7 12-28
Высокий 14 и более 8 и более 8 и более 29 и более


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: