Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному • развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствительность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определение этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез (которые окружающим иногда кажутся безумными) и их проверку, получение нового оригинального результата.
. Тесты творческого мышления*
Предлагаемые тесты состоят из двух заданий (в полном варианте их 12), одно из приведенных заданий направлено на изучение вербального (словесного) творческого мышления, а второе — образного творческого мышления.
* Тест заданий приводится по кн.: Тесты творческого мышления: Методическое руководство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992. Подсчет результатов и нормы разработаны Р. Р. Калининой.
Инструкция 1. Газета используется для чтения. Мы можем придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Запишите все ваши варианты на листе бумаги.
|
|
Время выполнения задания — 3 минуты.
Инструкция 2. Перед вами лист бумаги (рис. 1), разделенный на 6 квадратов, в каждом квадрате изображена окружность. Добавьте любые детали к основному изображению (к окружности) так, чтобы получились различные интересные рисунки. Нарисуйте их.
Время выполнения задания — 5 минут.
Обработка результатов
Результаты оцениваются по следующим показателям:
а) беглость — характеризует беглость, легкость, продук
тивность творческого процесса и определяется общим
числом данных ответов;
б) гибкость — характеризует способность к быстрому пере
ключению и определяется числом классов данных ответов;
в) оригинальность — характеризует своеобразие творчес
кого мышления, необычность употребления элементов.
Подсчет результатов
Творческое мышление = : N вариантов + N классов + N оригинальных вариантов х 1с
N вариантов — количество придуманных вариантов в первом задании + количество выполненных рисунков (обычно за 5 минут воспитатели успевают дорисовать все 6 рисунков).
N классов — количество различных классов вариантов в двух заданиях.
1. Бланк к заданию 2
Пример выполнения задания 1
Из газеты можно сделать: лодку, шапку, обклеить стены под обои, кулек, завернуть цветы, упаковать что-либо, самолетик.
В данном случае предложено 7 вариантов использования газеты (Ы вариантов = 7). Однако варианты «лодка», «шапка» и «самолетик» относятся к одному классу - «поделки из бумаги», а варианты «завернуть цветы» и «упаковать что-либо» — к классу «упаковка, оберточный материал». Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 4.
|
|
Пример выполнения задания 2
Из предложенных 6 окружностей были получены следующие изображения: подсолнух, ромашка, часы, кошка, цыпленок, черепаха.
Здесь N вариантов = 6. Однако рисунки «подсолнух», «ромашка» относятся к одному классу — «цветы», а рисунки «кошка», «цыпленок» и «черепаха» — к классу «тело животного» (животное, однако, может быть изображено таким образом, что заданная окружность будет использована для рисования его головы, и это будет другой класс вариантов). Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 3.
Таким образом, в данном случае N вариантов = 13 (7 + 6), а N классов = 7 (4 + 3).
N оригинальных вариантов — количество оригинальных ответов. Оригинальным считается ответ, встречающийся 1 раз у 20—40 человек.
Л — коэффициент; может принимать значения от 2 до 4, в зависимости от степени оригинальности предложенного варианта. 2 балла дается за вариант, встречающийся 1 раз у 20 человек, 3 балла — 1 раз у 30 человек, 4 балла — 1 раз у 40.
По понятным причинам перечисление, оригинальных вариантов ответов разной степени является невозможным. Однако при анализе ответов необходимо знать, что к оригинальным ответам никак нельзя отнести такие, как:
• для первого задания (использование газеты) — кораблик,
шапка, веер, папье-маше, кулек, подстилка под что-либо
(в качестве скатерти или в мусорное ведро) и т. д.;
• для второго задания (дорисовать окружности) — чья-либо
голова (рис. 2) (человека, животного, игрушки), чье-либо
туловище (человека, животного, игрушки), фрукты, ово
щи, мяч, воздушный шар и т. д.
Анализ результатов
Рис. 2. Пример выполнения задания 2 |
Для анализа полученных результатов воспользуйтесь приведенной ниже таблицей.
Уровень | N вариантов | N классов | N оригинальных ответов хЬ | Творческое мышление |
Низкий | Менее 8 | Менее 5 | Менее 12 | |
Средний | 8-13 | 5-7 | 2-7 | 12-28 |
Высокий | 14 и более | 8 и более | 8 и более | 29 и более |