Диагностический опросник
Приложение 13.1.1
Контрольные вопросы
Диагностика социально-психологического климата группы
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 57
| Участник | Компоненты | ||
| опроса | |||
| эмоциональный | когнитивный | поведенческий | |
| … | |||
| n | |||
| ∑ |
00-, 00+ — оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:
Э =
где ∑+ — количество положительных ответов, содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; ∑- — количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, п — количество участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до +0,33 — противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до +1 — положительные оценки. Соотношение оценок трех компонентов — эмоционального, когнитивного и поведенческого — позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных, полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: +1,0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» — 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» — -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т. е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
1. С какой целью и в каких случаях следует проводить диагностику социально-психологического климата группы?
2. Каковы основные эмпирические показатели психологического климата?
3. Каковы факторы формирования психологического климата группы.^
Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.
Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению.
Заполняйте анкету самостоятельно.
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
| Очень нравится | Пожалуй, нравится | Работа мне безразлична | Пожалуй, не нравится | Очень не нравится | |
2. Хотели бы вы перейти на другую работу?
| Да | Нет | Не знаю |
3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего непосредственного руководителя: 5 — качество развито очень сильно, 1 — качество совсем не развито.
| Качество | Оценка | Качество | Оценка |
| Трудолюбив | Отзывчивость | ||
| Общественная активность | Общительность | ||
| Профессиональные | Способность разбираться | ||
| знания | в людях | ||
| Забота о людях | Справедливость | ||
| Требовательность | Доброжелательность |
4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии:...............................................................................................................
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?
| Да | Нет | Не знаю |
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
| Большинство членов нашего коллектива люди | — хорошие, симпатичные | |
| В нашем коллективе есть всякие люди | ||
| Большинство членов нашего коллектива | — люди малоприятные |
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
| Нет, конечно | Скорее нет, чем да | Не знаю, не задумывался над этим | Скорее да, чем нет | Да, конечно |
8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив?
9. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
| Качества | Да | Пожалуй,да | Не знаю, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | Нет |
| А. Деловые качества | |||||
| большинства членов | |||||
| коллектива | |||||
| Б. Личные качества | |||||
| большинства членов | |||||
| коллектива |
10. Если бы у вас возникла возможность провести Отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
| Это бы меня вполне устроило | Не знаю, не задумывался над этим | Это бы меня совершенно не устроило |
| 11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашеп оллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? | ||
| Нет, не мог бы | Не могу сказать, не задумывался | Да, мог бы |
12. Какая атмосфера преобладает обычно в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 — наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток вы поместили бы | свой коллектив?
| 4 | ||||||||
13. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
| Да, конечно | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет, конечно |
14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями вашей работы?
| Условие | Полностью удовлетворен | Пожалуй, удовлетворен | Трудно сказать | Пожалуй, не удовлетворен | Полностью не удовлетворен |
| Состояние | |||||
| оборудования | |||||
| Равномерность | |||||
| обеспечения работой | |||||
| Размер заработной | |||||
| платы | |||||
| Санитарно- | |||||
| гигиенические условия | |||||
| Отношения | |||||
| С непосредственным | |||||
| руководителем | |||||
| Возможность | |||||
| повышения квалификации | |||||
| Разнообразие работы |
15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована ваша работа?
| По-моему, наша работа организована очень хорошо | |
| В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения | |
| Трудно сказать | |
| Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую | |
| По-моему, работа организована очень плохо |
16. Как вы считаете, пользуется ли ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
| Безусловно, да | Пожалуй, да | Трудно сказать | Пожалуй, да | Безусловно, нет |
17. Ваш пол:
| М | Ж |
18. Возраст:..............................лет
19. Образование:
| Незаконченное среднее | Среднее | Среднее специальное | Незаконченное высшее | Высшее |
20. Стаж работы в данном коллективе:........................................... лет
21. Ваша профессия:.................................................................................
22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат:………………………………………………………………………………………………рублей
23. Ваше семейное положение:
| Холост (не замужем) | Женат (замужем) | Разведен (а) | Вдовец (вдова) |
Благодарим вас за участие в исследовании.
Занятие 13.3






