double arrow

Текст опросника. 1 Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше

1 Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) Да; в) иногда; с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом; в) святым; с) тучей.

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро; в) нечто среднее; с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин;

в) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) Да; в) иногда; с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть.

а) Да; в) иногда; с) нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами;

в) затрудняюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похожее на то, что они потом рассказывают об этом.

а) Да; в) иногда; с) нет.

11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

15. Когда и планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбудимый, чем большин­ство людей.

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения кмоим родителям.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям;

в) не знаю;

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», это:

а) небрежный; в) тщательный; с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно;

в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) Да; в) возможно; с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной;

в) делают то и другое поровну;

с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер;

в) не знаю;

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, про­тивоположные тем, в которые я верю.

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это
необходи­мо.

а) Да; в) иногда; с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) Да; в) иногда;с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном произ­водстве;

в) трудно сказать;

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) Луна; в) воздух; с) солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня;

в) нечто среднее;

с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;

в) не знаю;

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа; в) не знаю; с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) Да; в) иногда; с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один;

в) не знаю;

с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными уста­новками и машинами.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это не­легко.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров;

в) не знаю;

с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями;

в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;

в) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу; в) растению; с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко; в) иногда; с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть;

в) не знаю;

с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) Скорее всего это так;

в) не знаю;

с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди;

в) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастерство и изящество;

в) трудно сказать;

с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) Да; в) нечто среднее; с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченны­ми, чем с откровенными и прямолинейными.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

в) затрудняюсь ответить;

с) советоваться с моими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках; в) трудно сказать; с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня мно­го усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом;

в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. – без определенной причины.

а) Да; в) иногда; с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобнее для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) Да; в) иногда; с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 6, 5, – будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и голово­кружения без определенной причины.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить офици­анту или официантке лишнее беспокойство:

а) Да; в) иногда; с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интенсивной беседе;

в) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом; в) не знаю; с) Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) Да; в) иногда; с) нет.

79. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины; в) не знаю; с) быть кассиром.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»;

в) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) Да; в) иногда; с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) Часто; в) иногда; с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают; в) идут правильно; с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто; в) иногда; с) редко.

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным
спосо­бом.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утом­ляют.

а) Да; в) нет; с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю;

в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

а) Да; в) иногда; с) нет.

94. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно также выразить про­зой.

а) Да; в) иногда; с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

а) Да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оста­вят в моей душе никаких следов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями;

в) не знаю;

с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к неко­торым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) Да; в) иногда; с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера;

в) не знаю;

с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) Да; в) иногда; с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю трево­гу и страх.

а) Да; в) иногда; с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) Да; в) иногда; с) нет.

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать; в) видеть; с) слышать.

105. Если мать Марии, является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) Двоюродным братом; в) племянником; с) дядей.

Обработка результатов:

Каждый ответ («А», «В», «С») имеет свою условную стоимость в очках для каждого вопроса. Максимально возможная оценка по каждому фактору не превы­шает 12 баллов. Кроме фактора «В», максимальная оценка по которому 8 баллов.

Ключ. Оценка ответов на вопросы по факторам (первая цифра– номер вопро­сов, затем стоимость ответов в очках по А, В и С):

1-й фактор (А): 2 – В=1, С=2; 19 – А=2, В=1; 36 – В=1, С=2; 53 – А=2, В=1; 70 – А=2; В=1; 87 – В=1, С=2;

2-й фактор (В): 3 – В=1; 20 – С=1; 37 – В=1; 54 – С=1; 71 – А=1;
88 – С=1; 104 – А=1; 105 – В=1;

3-й фактор (С): 4 – А– 2, В=1; 21 – А=2, В=1; 38 – В=1, С=2; 55 – А=2, В=1, 72 – В=1, С=2; 89 – В=1, С=2;

4-й фактор (Е): 5 – В=1, С=2; 22 – В=1, С=2; 39 – А=2, В=1; 56 – А=2, В=1; 73 – В=1, С=2; 90 – А=2, В=1;

5-й фактор (Р): 6 – В=1, С=2; 23 – А=2, В=1; 40 – В=1, С=2; 57 – А=2, В=1; 74 – А=2, В=1; 91 – В=1, С=2;

6-й фактор (G): 7 – А=2, В=1; 24 – В=1, С=2; 41 – А=2, В=1; 58 – В=1, С=2; 75 – А=2, В=1; 92 – В=1, С=2;

7-й фактор (Н): 8 – А=2, В=1; 25 – В=1, С=2; 42 – В=1, С=2; 59 – А=2, В=1; 76 – А=2, В=1; 93 – В=1, С=2;

8-й фактор (J): 9 – А=2, В=1; 26 – А=2, В=1; 43 – В=1, С=2; 60 – А=2, В=1; 77 – В=1, С=2; 94 – В=1, С=2;

9-й фактор (L): 10 – А=2, В=1; 27 – В=1, С =2; 44 – В=1, С=2;
61 – В=1, С=2; 78 – А=2, В=1; 95 – А=2, В=1;

10-й фактор (М): 11 – В=1, С=2; 28 – В=1, С=2; 45 – А=2, В=1;
62 – А=2, В=1; 79 – А=2, В=1; 96 – В=1, С=2;

11-й фактор (N): 12 – В=1, С=2; 29 – А=2, В=1; 46 – А=2, В=1;
63 – А=2, В=1; 80 – В=1, С=2; 97 – В=1, С=2;

12-й фактор (О): 13 – В=1, С=2; 30 – А=2, В=1; 47 – В=1, С=2; 64 – А=2, В=1; 81 – В=1, С=2; 98 – А=2, В=1;

13-й фактор (Q1): 14 – А=2, В=1; 31 – А=2, В=1; 48 – В=1, С=2; 65 -В=1, С=2; 82 – В=1, С=2; 99 – А=2, В=1;

14-й фактор (Q2): 15 – А=2, В=1; 32 – В=1, С=2; 49 – А=2, В=1;
66 – А=2, В=1; 83 – В=1, С=2; 100 – В=1, С=2;

15-й фактор (Q3): 16 – А=2, В=1; 33 – А=2, В=1; 50 – А=2, В=1;
67 – В=1, С=2; 84 – В=1, С=2; 101 – В=1, С=2;

16-й фактор (Q4): 17 – А=2, В=1; 34 – В=1, С=2; 51 – В=1, С=2;
68 – А=2, В=1; 85 – В=1, С=2; 102 – А=2, В=1;

Фактор МД: 1 – А=2, В=1; 18 – В=1, С=2; 35 – В=1, С=2; 52 – А=2, В=1; 69 – В=1, С=2; 86 – В=1, С=2; 103 – В=1, С=2.

Полученные баллы переводятся в стены по специальной таблице. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом обследуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции. Таблицы стандартизации превращают сырые результаты в стены. (Однако, для опросника формы С-105 вопросов эта процедура необязательна).

Балл в стенах (термин происходит от «стандартной десятки») распределяется по десяти точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга (предполагая, что распределение нормальное) от 1-го до 10, со средним популяции, установленным в 5,5 стена. Стены 5 и 6, соответственно, охватывают по половине среднеквадратического отклонения вверх и вниз от среднего, представляя, таким образом, основную часть популяции, тогда как высшие границы стенов соответствуют 2,5 среднеквадратического отклонения выше и ниже среднего.

Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше) 2, 3, 6, 9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними случаями.

Таблица переводов очков в стены по методике Р. Кеттелла

Факторы Стены  
низкие средние высокие  
                     
1. А 0-4         -        
2. В 0-2 -   -   -     - 7-8
3. С 0-3                  
4. Е 0-1                 10-12
5. F 0-2 -               10-12  
6. G 0-3                    
7. Н 0-3                    
8. J 0-3                    
9. L 0-1   -     -       8-12  
10. М 0-3 -               11-12  
11. N 0-1                 10-12  
12. O 0-1                 10-12  
13. Q1 0-4     -              
14. Q2 0-2   -             10-12  
15. Q3 0-2                 11-12  
16. Q4 0-1         6-7       11-12  
17. МД 0-2                 11-12  
                           

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16-и факторам строится так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особености тем показателям, которые в «отрицательном полюсе» находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

При интерпретации показателей прежде всего принимается во внимание

· степень выраженности каждого фактора.

· совокупность факторов по определенным параметрам или сферам личности

· наличие взаимоисключающих черт или качеств личности («мнимая несовместимость»)

Очевидно, что интерпретация результатов обследования по Кеттеллу позволяет получить психодиагностическую информацию лишь дополнительную и относительно условную. Так, сведения по 2-му фактору «Ограниченность мышления – сообразительность» (в тексте Кеттелла: «Мышление конкретное – мышление абстрактное») строятся на слишком ограниченной базе заданий. К тому же предварительное или случайное знакомство с такими заданиями может полностью исказить оценку. Сведения по 4-му фактору «Независимость – подчиненность» не всегда свидетельствуют, например, об отрицательном в личностном плане качестве подчиненности, а иногда говорят о скромности или отражают временное состояние депрессии. Такие же черты или состояние может характеризовать «робость» по 7-му фактору. «Гибкость» по 11-му фактору может носить черты приспособленчества и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: