Вводные замечания

Тест

Тест

Инструкция: ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов.

1 - Очень редко

2 - Иногда

3- Часто

4 - Очень часто

5. Почти всегда

1 Стараюсь тщательно распределить свое время

2 Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить

3 Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни

4 Стараюсь быть на людях

5 Виню себя за нерешительность

6 Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации

7 Погружаюсь в свою боль и страдания

8 Виню себя за то, что оказался в данной ситуации

9 Хожу по магазинам, ничего не покупая

10 Думаю о том, что для меня сейчас самое главное

11 Стараюсь больше спать

12 Балую себя любимой едой

13 Переживаю, что не могу справиться с ситуацией

14 Позволяю себе нервничать (не борюсь с нервным напряжением)

15 Вспоминаю, как я решал(а) аналогичные проблемы раньше

16 Говорю себе, что это происходит не со мной

17 Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации

18 Иду куда-нибудь перекусить или пообедать

19 Испытываю эмоциональный шок

20 Покупаю себе какую-нибудь вещь

21 Определяю курс действий придерживаюсь его

22 Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить

23 Иду на вечеринку, в кино или театр

24 Стараюсь вникнуть в ситуацию

25 Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать

26 Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию

27 Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся

28 Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся

29 Иду в гости к другу

30 Нервничаю и беспокоюсь о том, что я буду делать

31 Провожу время с дорогим человеком

32 Иду на прогулку

33 Говорю себе, что это никогда не случится вновь

34 Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках

35 Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю

36 Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее

37 Звоню другу

38 Испытываю раздражение

39 Решаю, что теперь важнее всего делать

Обработка и интерпретация результатов. Высчитывается среднее значение следующих копинг-стратегий:

Проблемно_ориентированная копинг_стратегия (16 пунктов): 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41–43, 46, 47.

Эмоционально_ориентированная копинг-стратегия (16 пунктов): 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Копинг_стратегия, ориентированная на избегание (16 пунктов): 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Копинг-стратегия отвлечения (8 пунктов): 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки (5 пунктов): 4, 29,31, 35, 37.

Чем выше значение, тем чаще избирается копинг-стратегия.

Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)

Русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой

В 1994 г. С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и шкалу SACS, построенную на ее основе. В отличие от предыдущих моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения.

Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная—асоциальная, активная—пассивная и одну дополнительную ось: прямая—непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Введение просоциальной и асоциальной осиосновывается на следующем:

• многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют межличностный компонент;

• даже индивидуальные усилия по преодолению имеют потенциальные социальные последствия;

• действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми.

К тому же обращение к индивидуальному и социальному контексту преодоления дает возможность более сбалансированного сравнения между мужчинами и женщинами.

В зарубежной психологии преодолевающего поведения обнаружено, что мужчины чаще направляют свои усилия по преодолению непосредственно на проблему, вызвавшую стресс (проблемно_ориентированное «поведение преодоления»), в то время как женщины предпочитают направлять усилия на управление своими эмоциональными реакциями на стресс (эмоционально_ориентированное «поведение преодоления») или используют стратегию избегания. Можно предположить, что эмоционально-сфокусированное преодоление является менее эффективным и чаще связано с психологическим дистрессом, чем проблемно_сфокусированное. Однако выбор мужчинами решения проблем может быть результатом проблемно-ориентированных требований, с которыми они сталкиваются, в противоположность эмоционально-ориентированным требованиям, с которыми встречаются женщины. То есть гендерные различия в преодолении могут в большей степени быть продуктом окружения, в котором находятся мужчины и женщины, чем функцией гендера.

Традиционно считается, что мужчины справляются со стрессом активно, но активный подход может в некоторых случаях быть асоциальным, а проблемно-ориентированный — пассивным (например, пассивно_агрессивным). И наоборот, считается, что женщины справляются с трудностями более пассивно, чем мужчины. Однако поиск социальной поддержки и оказание такой поддержки другим являются активными и просоциальными формами преодоления, и женщины используют их чаще, чем мужчины. К тому же если не брать в расчет асоциальные формы активного преодоления, то женщины и мужчины не будут сильно отличаться.

Прямая—непрямая ось преодолевающего поведения, предложенная С. Хобфоллом, увеличивает межкультурную применимость опросника SACS. Данная ось позволяет дифференцировать копинг (преодоление) с точки зрения поведенческих стратегий как проблемно-ориентированных усилий (прямых или манипулятивных).

Можно видеть, что поведенческие стратегии преодоления являются более детальными, а также снимают некоторые ограничения, которые накладывают проблемно и эмоционально-ориентированное «поведение преодоления» и гендер. Поведенческий подход позволяет более дифференцированно подойти к различиям в преодолении. Кроме этого, он позволяет вносить коррекцию на уровне поведения и, следовательно, является перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процесс преодоления негативных последствий профессиональных стрессов. Ниже представлена русскоязычная версия методики С. Хобфолла, переведенная и адаптированная Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой [22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: