Краткое изложение теоретических вопросов

Тема 6.2. Содержание, средства, формы и методы социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений

Литература

1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.

2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

2.Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. –

М., 1993.

Основные понятия и термины по теме: «средство», «метод», «методика», «театрализация», «форма», «содержание»

План изучения темы:

1. Методика - творческий процесс в технологии Культурно-досуговой деятельности

2. Общая характеристика средств, форм социально-культурной деятельности

3. Методы в социально-культурной деятельности. Классификация методов

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержа­тельной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам сле­дует максимально овладеть методикой Культурно-досуговой деятель­ности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

Методика Культурно-досуговой деятельности опирается на методо­логию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние законо­мерности функционирования как специфический вид деятельности. Ме-. тодика представляет собой центральный блок в Культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика Культурно-досуговой деятельности - это творческий, перцеп­тивно-коммуникативный процесс, где перцепция - восприятие, а комму­никация - общение.

Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процес­са, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики Культурно-досуговой деятельности лежат ду­ховные потребности населения. Потребности в осуществлении Культур­но-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремле­нием человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреа­ционных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее доста­точно высокой общественной значимости.

Методика Культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организато­ров и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников Культурно-досуговых программ и других посетителей учреж­дений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с воз­можностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий "сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью "снизу".

В Культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического про­цесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений куль­туры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять. К закономерностям методики Культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активи­зация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; посте­пенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в Культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

В методической литературе употребляются понятия "общая мето­дика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложи­лось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.

При подготовке Культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методи­ческую подготовку, знающие и общие основы методики и частные при­емы, методические навыки организации отдельных программ, и творче­ские работники - методисты, знающие основы драматургии и режиссу­ры.

Методика деятельности учреждений культуры находится в функ­циональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание Культур­но-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием цен­ности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, ко­торые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, со­циально-политические и духовные.

Через содержание Культурно-досуговой деятельности удовлетво­ряются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по раз­витию личности. Это формирование цельной и стройной системы фило­софских, экономических и социально-политических взглядов, повыше­ние общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстети­ческое воспитание граждан.

В содержании Культурно-досуговой деятельности находят отраже­ние изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни об­щества. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями.

Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятель­ности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодея­тельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздни­ков или обрядов и т.д.

Содержание реализуется через функции и принципы Культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает ре­шение задач, являясь одним из основных условий эффективности дея­тельности учреждений культуры.

Содержание Культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни бы­ло умело определено и воплощено в соответствующие формы, оста­нется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей уч­реждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о спо­собах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.

Средства - один из важных компонентов Культурно-досуговой дея­тельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства Культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи со­держания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художе­ственных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влия­ния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике Культурно-досуговой деятельности средствами назы­вают инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, науч­ная литература); кино, радио, телевидение; художественная литерату­ра; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств Культурно-досуговой деятель­ности носит в известной степени условный характер. Так, например, ки­но - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телеви­дение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печа­ти. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как худо­жественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания.

Вполне может быть применима и данная классификация:

• Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;

• Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение);

• Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;

• Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);

• Финансовые средства;

• Средства массовой информации.

В практической деятельности учреждений культуры особенно ши­роко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятель­ности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения вы­бирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств Культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры долж­ны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенны­ми, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

К числу важнейших компонентов методики Культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент Культурно-досуговой деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, си­стема организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.

Понятие формы применительно к деятельности учреждений куль­туры также может иметь различное значение. Прежде всего форма яв­ляется выражением содержания Культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных до­кументов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма ста­тистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.. И,наконец, формами называют способы организации Культур­но-досуговой деятельности.

Под формами - программами Культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенно­го содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы Культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, груп­повые и индивидуальные. Формы - программы Культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению -к содержанию форма-программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм ор­ганизации людей. Отмечая зависимость форм - программ Культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следу­ет иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обрат­ное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зави­сит результат деятельности.

В неразрывной связи с формами-программами находятся методы Культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия "метод" много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего специалист достигает, решает поставленные задачи. Методы - это «оружие», «орудия» профессиональной работы.

Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядочен­ная деятельность.

Методами Культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздей­ствия на аудиторию.

Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем, передатчи­ком определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театра­лизованного представления. Способы, приемы использования, в дан­ном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.

В Культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.

Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приёмов драматургии. Драматургия - это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в Культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в том числе и аудитории. В первом случае режиссёр идет от пьесы к жизни, во втором наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.

При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание досуговой программы, а развивает углубляет, конкретизирует это содержимое. Сложились два иллюстрирования: наглядное и художественное. При наглядном иллюстрировании используются репродукции, фотографии, кадры документального кино, книжные и иные выставки, слайды. Художественное иллюстрирование предполагает использование средств искусства: хореографии, музыки, художественного слова, отрывков из спектаклей и художественных фильмов.

И, наконец, третьим родовым методом Культурно-досуговой деятельности является метод игры. Игра здесь выступает как способ активизации аудитории. В процессе игры лучше усваивается содержание досуговой программы, устанавливается межличностное общение зрителей, появляется возможность самореализации и самоутверждения её участников.

Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему при­емов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объ­единенных общностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

В деятельности учреждений культуры методические приемы ис­пользуются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализу­ются с помощью определенных методических приемов. Так, использо­вание в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический при­ем, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методи­ческий прием. В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Вопрос о методах Культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " ме­тод", зависимость методов от содержания работы, необходимость твор­ческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учрежде­ний культуры, которыми накоплен большой опыт использования раз­личных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и реша­емых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художе­ственной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффек­тивных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вы­звать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Как вы понимаете, что такое методика Куль­турно-досуговой деятельности?

2.Каковы основные закономерности методики Культурно-досуговой деятельности?

3.Что такое содержание и какова его роль в куль-турно-осуговой деятельности?

4.Что такое средства Культурно-досуговой дея­тельности?

 

5.Что такое форма и ее значение в методике?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: