Анкета 12
Бланк ответов
Обработка результатов
Шкала 1– СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания.
Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5-6 – указывают на
отсутствие идентификации с именем пола, 7 – леность, остальные свидетельствуют о
неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта
общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят
о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19
содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14,
15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией,
а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
|
|
Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта
деятельности. Суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10-16 свидетельствуют о
нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17-22 характеризуют несформированность
осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования
школьного возраста.
Шкала 4 – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную
тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе.
Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными
общностями и его социальную дезадаптацию.
Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум
учреждения (10 суждений).
В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного
ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку,
сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует
неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка) содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его
положительных качеств и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет
и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии,
|
|
одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из
оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности
составляет 10-25 %, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадений
суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
Имя, фамилия ребенка ____________________________
Возраст _____________________________
Класс ____________________
1–СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
11–СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
3–СДУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
4–ОТС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5–ВМС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Текст опросника.
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
|
|
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
|
|
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.