Методическое пособие. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Технические средства обучения.

Печатные пособия.

Книгопечатные.

Ø Технология. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Ø Технология: Умелые руки: Учебник для 1 кл. общеобразовательных учреждений /Н.М.Конышева. – 6-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Ø Технология: рабочая тетрадь к учебникуку «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений В 2 ч. / Н.М. Конышева, - 6-е изд., перераб. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Ø Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. / Н.М.Конышева. – Смоленск: ассоциация XXI век, 2010.

Ø Трушина В.П. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

Ø Обухова Л.А., Гаврилкина Н.И., Буркова Т.М. Поурочные разработки по технологии: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Ø Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Ø Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Ø Книги по декоративно – прикладному искусству.

Ø Комплект наглядных пособий для организации уроков технологии.

Ø Телевизор

Ø Мультимедийный проектор

Ø Интерактивная доска


Составители Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В.

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования. Пособие содержит в себе описание диагностических методов: схемы наблюдения, тесты, опросники. В пособие включены наиболее адекватные методики исследования личности дошкольников, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Описанные в пособии методики снабжены стимульным материалом, инструкциями, ключами и способами интерпретации полученных результатов.

Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей, руководителей детских дошкольных учреждений.

Содержание

Введение 3

Организация психодиагностического исследования 5

Рекомендации к составлению психологического заключения 13

Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Краткая характеристика периода раннего детства 27

Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в

дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29

Диагностика уровня психического развития детей раннего

возраста (по Рычковой Н.А.) 30

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького

ребёнка (Бейли Н.) 36

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)

Краткая характеристика дошкольного возраста 43

Исследование когнитивной сферы

Корректурная проба 45

Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46

Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47

Методика «Нелепицы» 47

Методика «Исключение лишнего» 48

Кубики Коса 48

Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49

Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Методика «Домик» 52

Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54

Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной

системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников

Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60

Методика изучения развитости самоконтроля 61

Методика «Лестница» 61

Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62

Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками

Социометрия 63

Цветовой тест отношений 64

Тест «Рисунок семьи» 65

Тест сказок Ж.Руайе 75

Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77

Детский апперцептивный тест 82

Методика «Дом-Дерево-Человек» 91

Литература 103

Приложения 105

Введение.

Психологическая диагностика – один из основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности и добровольности в принятии психологической помощи.

При подготовке к диагностическому обследованию психолог заранее обязан информировать персонал и педагогов о времени, месте и участниках обследования, подготовить стимульный материал и инструментарий.

Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Результатом психодиагностики является написание психологического заключения с элементами прогноза дальнейшего развития и формулирования рекомендаций по оптимизации процесса развития в случае необходимости.

Информация о результатах психологического обследования должна предоставляться в строгом соответствии с этическими нормами и принципами диагностической работы профессионального психолога.

Психологическая диагностика должна органично вписываться в целостную систему деятельности практического психолога и соответствовать целям, задачам коррекционной, консультативной и профилактической работы в детском дошкольном учреждении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: