Считалка
По ягоды
Живая шляпа
Заяц и белка
Стих
Чиж
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧТЕНИЕ
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ ЧТЕНИЯ
Для анализа навыка чтения школьникам предлагаются произведения различных жанров.
Тексты для чтения (для учеников 1 класса, 2 полугодие)
1. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
(Л. Толстой). (32 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. О ком говорится в рассказе?
2. Почему старику сказали, что он не съест от своих яблонь яблочка?
3. Что ответил старик?
4. Какие слова в этом рассказе самые главные?
Проверочное задание: перескажите текст.
(рассказ)
2. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не разу не пел. Варя пришла к чижу.
– Пора тебе, чиж, петь.
– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (Л. Толстой). (31 слово)
|
|
Контрольные вопросы к тексту:
1. Где жил чиж?
2. Что сказала птичка варе?
3. Что ответил Чиж?
4. Почему он не хотел петь в неволе?
Проверочное задание: перескажите текст.
3.
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С Маршак) (26 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Что растет на елке?
2. Что не растет на елке?
Тексты для чтения (для учеников 2 класса)
(сказка)
1. Позвал Зайчонок Белку играть в догонялки. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево.
Скачет Белочка по елкам. Ведь белки на деревьях живут. Куда же ей удирать?
Запечалился зайчонок. Надо другого товарища искать. (По Э. Шиму). (34 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. О чем договорились Зайчонок и Белка?
2. Почему игра не получилась?
3. Что надо делать зайчонку?
4. как вы понимаете слово «запечалилось»?
Проверочное задание: перескажите текст.
(рассказ)
2. Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.
Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (По Н. Носову). (63 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
2. Почему мальчики испугались?
3. Как удалось обнаружить котенка?
4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?
Проверочное задание: перескажите текст.
|
|
(рассказ)
3. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
– А сама что же?
– А я вчера ела.
– Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку, дед – ягодку, Надя – ягодку, дед – ягодку. Так все и съели. (Я. Тайц.). (97 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О ком говориться в рассказе?
2.Куда пошли бабушка и Надя?
3.Что они собирали в лесу?
4.Как собирала ягоду бабушка?
5.Надя клала ягоду в рот?
6.Что сделала Надя на следующий день?
7.Хорошо ли поступила девочка?
8.Что сказал Наде дедушка?
9.Какая главная мысль этого рассказа?
Проверочное задание: перескажите текст.
4.
Пес Полкан, полезай в стакан,
Хватай лимон, убирайся вон!
(9 слов)
При солнышке тепло, а при матери добро. (7 слов)
Добрый сын – отцу радость, а худой печаль. (7 слов)