У детей младшего школьного возраста

Критерии сформированности выразительного компонента чтения

У детей младшего школьного возраста

Критерии сформированности смыслового компонента чтения

Задание Баллы Качественные показатели
1) ответы на вопросы по прочитанному тексту. 2 балла Ответы по прочитанному тексту адекватны содержанию, развернуты, с выделением смысловых акцентов логическим ударением.
1 балл Половина ответов по прочитанному тексту верна, экспериментатор предлагает помощь (повтор вопроса, выделение главного слова в вопросе, демонстрация наглядного материала).
0 баллов Практически все ответы по прочитанному тексту неправильны, помощь испытуемый не использует.
2) выделение главной мысли произведения.   2 балла Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения.
1 балл Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, в ряде случаев не связанной с конкретным содержанием текста.
0 баллов Невозможность выделения главной мысли.
3) пересказ текста. 2 балла Тип пересказа – полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – достаточный (испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы).
1 балл Тип пересказа – фрагментарный: а) пропущены существенные моменты и имеются искажения, б) обозначены существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – недостаточный (фиксируется искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом лишь на отдельные вопросы).
0 баллов Пересказ недоступен или осуществляется только с помощью наводящих вопросов.

Ученики читают произведения разных жанров, при этом экспериментатор оценивает их по предложенным критериям. Среднеарифметическое суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: (полное понимание смысла произведения) равен 5–6 баллам – самостоятельное, без фактических ошибок полное воспроизведение прочитанных текстов, правильные ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование основной идеи произведения – достаточно обобщенное, осознается смысл всего текста.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: (начальное вычленения смысла или понимание фабулы произведения) – от 3 до 4 баллов. Содержание прочитанного излагается более или менее полно, чаще фрагментарно, верно даются ответы на половину вопросов по содержанию, осознается смысл отдельных частей текста. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы или не соответствует авторскому замыслу.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: (отсутствие понимания прочитанного) представлен в пределах от 0 до 2 баллов. Демонстрируется отказ от пересказа или воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются ошибки, либо даются ответы на 1–2 вопроса, главную мысль дети не выделяют, отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ

Баллы Качественные показатели
2 балла 1) умение точно передавать смысл событий с помощью выразительных средств и определять задачу своего чтения перед слушателями; 2) правильное выражение своего отношения к читаемому посредством интонационных средств; 3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок чтения.
1 балл 1) неточная передача смысла событий с помощью комплекса средств интонационной выразительности; 2) отношение к читаемому посредством интонационных средств выражается не всегда; 3) отмечаются редкие нестойкие типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки чтения, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
0 баллов Наличие типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально значимые ошибки» при чтении: 1) чтение предложений без учета пунктуационного знака; 2) ошибочное прочтение интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагменной паузации; 4) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа; 5) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение; 6) низкая или чрезмерная интенсивность голоса; 7) быстрый, медленный или патологически ускоренный или замедленный темп чтения; 8) непонимание смысла предложения, абзаца, целого текста.

Выразительный компонент чтения исследуется путем анализа чтения ребенком произведения вслух и оценивается на основе следующих параметров: умение передавать смысл событий с помощью выразительных средств, выражение посредством интонационных средств своего отношения к читаемому, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности выразительного компонента чтения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Оптимальный уровень произносительной культуры речи с осознанностью чтения и адекватным использованием выразительных средств.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Отмечаются редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:0 баллов. Характерно наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ чтения для учеников начального общего образования.

Чтение:

· чтение и понимание описательных и повествовательных текстов (5-10 предложений) со снятыми языковыми трудностями;

· ответы на вопросы по прочитанному тексту;

· составление плана и пересказ прочитанного текста, выделение в тексте главной мысли

(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.).

ПИСЬМО

Навык сформированности интонационного и смыслового анализа письменных текстов исследуется посредством выполнения письменных работ: слухового диктанта, изложения и сочинения.

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ

Предложенные задания позволяют устанавливать воз­можность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ текста и определять его коммуникативно-прагматиче­ский вариант.

Тексты слуховых диктантов (для учеников 1 класса, второе полугодие)

1. Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Что он делает? Он учит стихи. (14 слов)

2. Мама устала. Она спит. Кто моет посуду? Брат Сема моет посуду. Молодец Сема! (13 слов)

Тексты слуховых диктантов (для учеников 2 класса)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: