И пунктуационных навыков в изложении и сочинении у младших школьников

Критерии сформированности семантико-синтаксических

Cсочинение

Белые мыши

Осень

1. С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дождики не похожи не летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими морскую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом. (84 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. В какое время начинает холодать?

2. Что можно увидеть утром на улице?

3. Опишите осенние дождики и ветер.

4. Что происходит с листьями на деревьях?

5. Какие осенью поля?

2. Многие боятся мышей. Но маленькие белые мыши наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост – голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть.

(84 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какие мыши могут понравиться?

2. Как выглядят белые мыши?

3. А зачем мышке длинный хвост?

4. Почему мыши могут заболеть?

(Тексты из книги: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2006, – 272 с.)

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ

Ученикам дается репродуктивная тема сочинения, которая предполагает раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом.

Задание: Составить рассказ по сюжетной картинке, изложить его в письменной форме.

На картинке:

1. Радость (девочки играют на улице).

2.Злость (мальчики дерутся).

(Для диагностики использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 6, 46).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ

Баллы Качественные показатели
2 балла 1) цельность и связность текста; 2) разнообразное использование языковых средств (лексико-морфологический состав дискурса включает в себя различные части речи; используются простые и сложные предложения); 3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма.
1 балл 1) возможно нарушение цельности и связности текста (неполное раскрытие темы и ремы); 2) однообразное использование языковых средств; 3) небольшое количество нестойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
0 баллов 1) невозможность выполнения письменного задания или краткая, односложная, несвязная письменная работа; 2) наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма (представлены выше).

Сформированность смыслового и интонационного анализа текстов изложения и сочинения оценивается на основе следующих параметров: цельность и связность текста, использование языковых средств, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности смыслового и интонационного оформления текстов.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Недостаточная сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:0 баллов. Несформированность интонационного и смыслового оформления текстов.

АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОЙ ПРОДУКЦИИ проводится по следующим направлениям: структурная и содержательная сторона письменного дискурса, особенности его речевого оформления, соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка. Выделяются четыре основных критерия оценки полученных текстов:

1) цельность (адекватное и полное раскрытие темы и ремы): 1.1. объем высказывания, который указывает на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями: - общее количество слов в тексте, - общее число предложений в высказывании; - средняя продолжительность фразы (величина данного показателя иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений). 1.2. выделение и развернутость микротем при оценке содержательной стороны высказывания, умение выстроить иерархию предложений в составе сложного синтаксического целого (ССЦ). Микротемы соотносились с вычлененными основными фрагментами, развернутость микротем определялась адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой. 1.3. достоверность высказывания как адекватное описание фактов, субъектов и объектов. Достоверными являются те тексты, в которых были охарактеризованы все действия субъектов и отсутствовали привнесенные факты. 1.4. последовательность изложения как смысловая связь микротем, отражающая последовательное развитие сюжетной линии.

2) связность (структурное единство текста, которое оценивается через анализ языковых, внеязыковых средств связи, использованных в продуктивных работах): 2.1. композиционная структура, оцениваемая с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса – зачин, основная часть (кульминация), заключение. 2.2. лексико-грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами – элементы речи, соединяющие предложения и включающие их в семантико-синтаксическое единство.

3) использование языковых средств: 3.1. лексико-морфологический состав дискурса, характеризуемый актуализацией словаря по частям речи (имена существительные, глаголы, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, причастия, деепричастия). 3.2. характеристика использованных синтаксических конструкций с точки зрения категориально-дифференцированного обозначения (простые и сложные предложения).

4) соответствие нормам грамотной письменной речи.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к письму для учеников начального общего образования.

Письмо:

· списывание слов и коротких предложений из учебников и учебных пособий;

· запись текстов под диктовку учителя;

· диктант после предварительного чтения и разбора текста (40-60 слов);

· письменные ответы на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе, друзьях и т.д.;

· написание изложения (3-7 предложений);

· небольшое сочинение (до 10 предложений) по одной из прочитанных тем

(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: