Психологическая диагностика

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Приложение № 2.

Таблица

Выполнение диагностических проб, чтение, пересказ записываются на диктофон для последующего качественного и количественного анализа. При этом выявляется количество ошибок, их частота, стойкость, градация по определенным группам.

ЗАТЕМ заполняется ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА результатов изучения уровней сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у младших школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ п/п И.Ф. Устная речевая деятельность Письменная речевая деятельность Итоговый уровень
Сформированность интонационной стороны речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи Сформированность смысловой организации и выразительного оформления монологической речи Чтение Письмо
Сформированность смыслового компонента чтения Сформированность выразительного компонента чтения Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения Сформированность смыслового и интонационного анализа текста сочинения
балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень  
                                   
                                   
                                   

Примечание: В – высокий уровень, Д – допустимый уровень, К – критический уровень.

Итоговый уровень сформированности интонационной стороны у школьника определяется путем математического вычисления преобладающего уровня восьми исследуемых параметров (примечание: при наличии показателей, характерных и для высокого, и для критического уровня, ребенка относят к средней группе – с допустимым уровнем).

Приложение № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ДЛЯ НАЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ искомых типологических ошибок школьников или сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования можно заполнять представленные таблицы.

Таблица 1

Типологические ошибки письма, обусловленные несформированностью интонационного компонента речи

у учащихся с ОНР

Испытуемый Диктант Ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (количество ошибок) Отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой (количество ошибок) Нарушения отграничения речевых единиц на уровне предложения (количество ошибок) Общее количество ошибок
  №1        
№2        
           

Таблица 2

Типологические ошибки чтения, обусловленные несформированностью интонационной стороны речи

у учащихся с ОНР

Испыту- емый Отсутствие учета при чтении пунктуацион-ного знака Ошибочное прочтение ИК Нарушение отграничения речевых единиц при чтении Несоответ- ствие тембра Неверно выделенное логическое ударение или его отсутствие Низкая или чрезмерная сила голоса Несоот-ветствие темпа Уровень понимания смысла текста  
              (М, Н, Б) (0, 1, 2, 3)

Примечание:

М – медленный темп чтения, Н – нормальный темп чтения, Б – быстрый темп чтения.

Оценка понимания художественного произведения производится с учетом четырёх уровней сформированности понимания, выделенных Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой:

3 уровень – полное понимание смысла произведения. Самостоятельное, достаточно полное, последовательное, без фактических ошибок воспроизведение прочитанного текста, правильные ответы на вопросы по содержанию. Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения, в ряде случаев уже непосредственно не связывая её с конкретным содержанием текста (например, замена пословицей).

2 уровень – начало вычленения смысла. Для этого уровня характерно наличие полного или краткого, последовательного, без фактических ошибок пересказа текста или правильных ответов на поставленные вопросы по содержанию. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, близкой к авторской идее.

1 уровень – понимание фабулы произведения. На этом уровне содержание прочитанного излагается более или менее полно, правильно даются ответы на поставленные вопросы по содержанию. В качестве главной мысли может приводиться либо отдельная фраза из этого произведения, либо ответ отсутствовал, либо вообще не соответствует авторскому замыслу.

0 уровень – отсутствие понимания прочитанного. Отказ от пересказа, воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками, искажающими содержание. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются грубые ошибки, либо даются ответы на 1-2 вопроса, либо отказ от ответа. Отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ ОБЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ можно воспользоваться представленной таблицей 3.

Для анализа качества чтения используются методики А.Н. Корнева «Оценка навыка чтения»; Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева «Обследование смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи»; Е.Л. Гончаровой «Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии»; диагностические материалы авторов Л.В. Венедиктовой, В.Г. Горецкого, Т.В. Игнатьевой, В.А. Калягина, З.И. Клычниковой, Р. И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Лободиной, Е.А. Логиновой, Н.П. Локаловой, О.Л. Лукаш, А.В. Огаркиной, М. И. Омороковой, И.А. Поваровой, Е.И. Плетенцевой, Е.М. Плюсниной,И.В. Прищеповой, В. Пробстовой, М.Н Русецкой, Л.И. Тикуновой, Н.А. Цыпиной, Т.В. Шкляровой.

Таблица 3

Оценка навыка чтения

Испытуемый Текст Правильность   Способ чтения Беглость Осознанность Вырази -тельность (уровень)
Количество правильно прочитанных слов за одну минуту Количество неверно прочитанных слов за одну минуту Скорость чтения (количество слов в 1 минуту) Ответы на вопросы   Качество пересказа (%) Тип пере - сказа    
  № 1     Тип: 1, 2, 3, 4. Продуктивный. Непродуктивный   (рассчитывается по формуле) Достаточный Недостаточный (формула) Тип: А, Б, В, Г. Уровень: 0, 1, 2, 3.
№ 2      
№ 3      

Примечание:

Правильность. Данный параметр определяется посредством подсчета правильно и неправильно прочитанных слов за одну минуту. Неправильно прочитанными словами являются слова, имеющие следующие недочеты: замены и смешения фонетически близких звуков при чтении (звонких и глухих, твердых и мягких, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.); искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, вставках и перестановках; неправильно прочитанное в слове падежное окончание, нарушение согласования существительного и прилагательного, существительных и глаголов; повторы букв, слогов или слов; потеря строки при чтении или повторное считывание; ошибки угадывания.

Способ чтения. Способ овладения навыком чтения определяется по предложенным типам Т.Г. Егорова: тип 1 – послоговое (аналитическое), тип 2 – чтение по слогам с переходом на чтение целыми словами, тип 3 – чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов, тип 4 – плавное, синтетическое чтение группами слов и целыми предложениями.

Отмечается качественный уровень способа чтения: продуктивный, соответствующий норме, и непродуктивный (по А.В. Огаркиной). К продуктивному способу чтения относятся: плавное послоговое чтение с возможностью последующего слияния слогов в слова; плавное послоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов; чтение целыми словами и группами слов. К непродуктивному способу чтения: побуквенное или позвуковое без последующего слияния букв (звуков) в слоги, слоги в слова; побуквенное или позвуковое с последующим слиянием букв (звуков) в слоги, слоги в слова; послоговое чтение с элементами побуквенного или позвукового; отрывистое послоговое чтение без последующего слияния слогов в слова.

Беглость. Подсчитывается количество прочитанных слов за одну минуту чтения. Средние нормативные показатели скорости чтения в массовой школе: конце 1 класса – 35-40 слов в минуту целыми словами, в конце 2 класса – 55-60 слов в минуту, в конце 3 класса – не менее 80 слов в минуту (по данным Е.А. Логиновой, Л.В. Венедиктовой).

Нормативные показатели скорости чтения в общеобразовательной школе: 2 полугодие 1 класса – 25-30 слов в минуту целыми словами, 1 полугодие 2 класса –30-40 слов в минуту, 2 полугодие 2 класса – 40-50 слов в минуту, 1 полугодие 3 класса – 50-60 слов в минуту, 2 полугодие 3 класса – 65-75 слов в минуту, 1 полугодие 4 класса – 75-85 слов в минуту, 2 полугодие 4 класса – 85-95 слов в минуту (по данным Н.В. Лободиной)).

Осознанность – ведущий компонент чтения, означающий понимание связного текста в целом, предметного плана текста, фактического содержания произведения, смысла читаемого.

Количественно смысловая сторона чтения при ответах на вопросы по прочитанному тексту определяется по формуле (автор М.Н. Русецкая): m = M / I × 100 % (m - % неправильных ответов, M – количество неправильных ответов на все вопросы, I – количество вопросов, задаваемых по всем текстам).

Качественно, уровень понимания прочитанного по пересказу текста оценивается двумя параметрами (по А.В. Огаркиной): 1) достаточный, если испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы; 2) недостаточный (искаженный), если фиксируются искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом, лишь на отдельные вопросы; фиксируется полное непонимание текста, невозможность его пересказа и ответов на поставленные вопросы. Количественно смысловая сторона чтения по пересказу прочитанного текста оценивается по формуле: из 100 % - общего количества текстов, прочитанных учеником, высчитывается % с достаточным и недостаточным уровнем понимания прочитанного.

Определение типа пересказа: Тип А – пересказ полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; тип Б – пересказ включает все существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных подробностей; тип В – пересказ фрагментарный, пропущены существенные моменты, имеются искажения; тип Г – отсутствие понимания прочитанного.

Сознательность чтения оценивается по нескольким составляющим (Н.А. Цыпина):

1) понимание значений большей части слов и словосочетаний, употребленных в прямом и переносном смысле;

2) понимание значений целых предложений, связей между ними;

3) осознание смысла отдельных частей прочитанного и всего текста в целом;

4) выделение главной мысли;

5) умение определять свое отношение к прочитанному тексту.

Выразительность чтения – возможность верного использования компонентов интонации на доступном ученику уровне в соответствии с читаемым текстом. Указывается по следующей градации:

3 уровень – оптимальный уровень произносительной культуры речи (мелодики, интенсивности, темпа и ритма, логического и словесного ударения, паузирования и тембра, соответствующих читаемому тексту) с осознанностью чтения и выражением с помощью выразительных средств отношения к читаемому; правильность дыхания и произношения.

2 уровень – подвижность голоса, правильное выделение существенного посредством логических акцентов, нормативные показатели громкости, паузации и тембровых характеристик при чтении. Редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

1 уровень – невнятность чтения, затруднения в выделении главного логическим ударением, тихий или громкий голос, некоторые ошибочные паузы между словами и предложениями или их отсутствие, иногда верное тембровое прочтение.

0 уровень – заметна невыразительность чтения, его монотонность (слушающие с трудом понимают читаемое, сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения), затруднения в логических ударениях, силе голоса и пунктуационной интонации, несоответствии тембра голоса персонажам и настроению текста.

При оценке выразительности чтения художественного произведения уточняются следующие качественные параметры (автор И.М. Оморокова):

1) умение замечать эмоциональное состояние героев;

2) «видеть» героев в его обстановке (представление словесной картины);

3) оценивать поступки и определять отношения к герою окружающих персонажей и автора;

4) умение определять задачу своего чтения перед слушателями и точно передать смысл событий.

Выразительность чтения научно-познавательной статьи оценивается по следующим параметрам:

1) умение четко и логически законченным смысловым частям прочитать статью, выделив при чтении в ней самое важное.

1. 1. Школа (№, адрес), класс_______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________________

3. 2. Количество учеников в классе__________________________________________________________________

4. 3. Дата обследования (число, месяц, год) __________________________________________________________

5. 4. Сколько детей испытывают трудности в выстраивании диалога и монолога?__________________________ ____________________________________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________________________________

7.Сколько детей испытывают трудности в чтении?__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

8.Сколько детей испытывают трудности при письме?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

9.Отметьте в таблице знаком (+) характерные для этих детей проблемы; поставьте знак (++), если ошибки стойки и встречаются часто; знаком (+++) если ошибки отмечаются очень часто, ребенком не замечаются и самостоятельно не исправляются.

Характеристика устной и письменной речи учащихся Фамилия, имя ученика
         
1. Дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства          
2. Несоответствие мимики, жестов и эмоций смыслу высказывания          
3. Нарушение смыслового оформления диалога и монолога          
4. Скорость чтения Норма          
Ниже нормативных показателей          
Выше нормативных показателей          
5. Способ чтения Побуквенное          
Слоговое отрывистое          
Слоговое плавное          
Чтение по слогам и по буквам          
Слоговое с переходом на целые слова          
Целыми словами и группами слов          
6. Правильность чтения Ошибки отсутствуют          
Ошибки на замены букв: 1) оптического характера;          
2) фонематического характера;          
Пропуски букв, слогов, слов          
Вставки букв, слогов          
Перестановки букв, слогов          
Неправильное прочитывание окончаний (нарушение согласования, управления)          
Ошибки угадывания          
Повторы букв, слогов, слов          
Повторное считывание или потеря строки при чтении          
7. Выразительность чтения Читает выразительно          
а) чтение предложений без учета пунктуационного знака          
б) ошибочное прочтение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации          
в) не соблюдение при чтении знаков препинания          
г) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа          
д) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение          
е) низкая или чрезмерная интенсивность голоса          
ж) чрезмерно быстрый или медленный темп чтения          
з) не понимание смысла предложения, абзаца, целого текста          
8. Сознательность чтения Понимание как содержательной стороны, так и смысловой сохранно          
Допускает ошибки при пересказе (пропускает, искажает, привносит факты и т.д.)          
Не может пересказать кратко с сохранением всех смысловых звеньев текста          
Испытывает трудности в ответах на вопросы по содержанию (забывает факты и т.д.)          
Не понимает основного смысла прочитанного          
9. Особенности письма При списывании и написании диктантов отмечаются: 1) замены букв,          
2) пропуски букв, слогов,          
3) перестановки букв, слогов,          
4) недописывание окончаний,          
5) слитное написание слов и предлогов либо раздельное написание приставок,          
6) неправильное написание окончаний,          
7) орфографические ошибки,          
8) каллиграфические трудности (постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру).          
В изложениях и сочинениях – трудности написания самого текста (нарушение логики, последовательности, пропуск фактов, небольшой объем, элементарность предложений).          
Семантико-синтаксические и пунктуационные нарушения: а) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения          
б) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения          
в) выпадение знака препинания или его обозначение в неправильном месте          

(Адаптированная анкета по методике Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: