Принципы оценки творческих работ студентов.
Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Критерии оценки студенческих творческих работ:
- идея, творческий замысел;
- композиция и композиционное построение, выразительность работы;
- правильное расположение деталей и соблюдение пропорций изображаемого объекта;
- техника владения материалами и инструментами, технические и трудовые навыки.
Используется стандартная 5-ти балльная система оценивания студенческих работ.
1-2 балла ставится при отсутствии решения задачи.
3 балла ставится при отсутствии или незначительном присутствии творческого замысла; при стандартном, неинтересном решении творческой задачи; при отсутствии необходимого эмоционального настроя на выполнение задания. Также учитываются негармоничное соединение элементов изображения, несоблюдение пропорций. Техника владения материалами и инструментами низкая.
|
|
4 балла ставится при наличии признаков творческого подхода к работе, при незначительном нарушении композиционных законов, пропорций и расположении на листе. Показано достаточно успешное владение материалами и инструментами, присутствуют технологические навыки.
5 баллов ставится в случае интересного, творческого решения работы, выразительной композиции, при грамотном соединении элементов изображения, при соблюдении пропорций и правильном расположении деталей на листе. Высокое владение материалами и инструментами.
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:
1. Посещение музеев и выставок.
2. Конспектирование: а) виды бумаги и картона, б) ознакомление с волокнистым строением бумаги, в) правила по технике безопасности при работе с различными инструментами.
3. Подготовка рефератов (краткие сведения из истории получения бумаги, использования человеком природных и текстильных материалов, производство текстильных материалов, виды объектов, предлагаемых учащимся для конструирования и моделирования, нетрадиционные техники художественного конструирования из различных материалов и т.п.). Рефераты представляются на аудиторных занятиях.
4. Подготовка докладов: «Из истории возникновения оригами», «Возможности оригами для всестороннего развития ребенка», «Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе», «Производство тканей», «Интересные факты из истории возникновения текстильной промышленности», «Простейшие наблюдения и опыты на уроках труда в начальной школе (свойства тканей и волокнистых материалов)», «Из истории вышивки», «Краткие сведения из истории вязания», «Из истории макраме», «Из истории бисероплетения». Доклады представляются на аудиторных занятиях.
|
|
5. Разработка конспектов для проведения уроков технологии по авторским программам. Подготовка к ним демонстрационных материалов, необходимых для их проведения.
6. Проведение сравнительного анализа учебных программ, учебных и методических пособий по технологии по различным авторским программам.
7. Разработка проверочной работы по технологии в начальных классах.
8. Составление сводного плана-сетки для уроков технологии в начальной школе, отражающего связь данных уроков с другими учебными предметами школьного цикла.
9. Выполнение творческих работ в различных техниках, описанных в настоящей программе. К каждому изделию выполнить инструкционную карту, нарисовать эскизы вариантов исполнения, разработать дидактические пособия для младших школьников по выполнению изделий в различных техниках.
10. Выполнение презентаций, посвященных истории появления и развития народных промыслов (ремесел) России или Алтая, обобщение опыта народных умельцев и учителей по ручному творчеству.
Форма контроля: зачет.
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Методика преподавания технологии»:
История развития технологического образования в России и за рубежом. Проблема генезиса трудового обучения и воспитания.
Технология на современном этапе развития. Место технологии в современных условиях обновления системы общего образования. Научно-теоретические основы и современная проблематика методики преподавания технологии, художественно-конструкторской деятельности. Предмет, цели, задачи, содержание, психологические основы, дидактические принципы и методы преподавания технологии. Оптимизация процесса технологического образования. Социализация личности в процессе технологического обучения и воспитания.
Бумага и картон на уроках технологии. Краткие сведения из истории бумажной промышленности. Изготовление бумаги и картона. Виды бумаги и картона, используемые на уроках технологии. Виды изделий, материалы и инструменты, используемые на уроках технологии в разделе «Работа с бумагой и картоном». Ознакомление с волокнистым строением бумаги.
Техническое конструирование и моделирование из бумаги и картона. Особенности и виды.
Художественное конструирование из бумаги и картона. Особенности и виды изделий.
Текстильные и волокнистые материалы. История использования человеком волокнистых материалов и тканей. Производство тканей. Виды тканей и волокон. Технологические свойства тканей.
Особенности уроков технологии. Типы и структура урока технологии. Планирование учебной работы. Подготовка учителя к уроку технологии. Требования к уроку и его анализ.
Программы, учебники и другие учебные пособия по технологии для начальной школы.
Работа с природными материалами. Природные материалы, их свойства и виды. Природоохранная заготовка природных материалов. Технология обработки, хранения и подготовки к работе. Материалы и инструменты, используемые в работе.
Использование бросовых материалов в художественном труде. Бросовые материалы как объект художественной обработки. Виды бросовых материалов. Инструменты и оборудование, используемые в работе. Подготовка материалов к работе (сортировка, очистка, выравнивание и разглаживание). Технология выполнения изделий из бросовых материалов.
Художественное конструирование из пластичных материалов. Виды и подготовка к работе пластичных материалов. Особенности выполнения работ из различных пластических материалов. Материалы инструменты, используемые в работе.
|
|
Анализ авторских программ по технологии по различным авторским программам.
По дисциплине «Методика преподавания технологии» разработаны тесты для студентов с целью самопроверки их теоретических и практических знаний. Данный тестовый материал может быть полезен и учителям начальных классов для подготовки к урокам технологии, так как содержит много полезных сведений, приводящихся в качестве пояснений, подсказок и разъяснений к заданиям.