Елена Калитеевская Гештальт - 98 1 страница

ОГЛАВЛЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА В АРТ-ТЕРАПИИ. МЕТОД «МАНДАЛА». ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.И. КОПЫТИНА

Котова Екатерина

Бийского мед. колледжа

Студентка 312 гр

Доклад

Главное управление администрации Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности

Краевое Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования «Бийский медицинский колледж»

по акушерству:

"Диагностика в акушерстве"

Выполнила:

ББК 88 4 Д-44

Диагностика в арт-терапии Метод «Мандала»/Под ред. А.И. Копытина – СПб: Речь, 2002 - 80 с.

Данный сборник посвящен диагностическом) и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Этот метод с успехом применяется в рамках различных направлений арт-терапии

Сборник будет интересен для психологов, психотерапевтов, всех, кто интересуется творчеством и творческим самовыражением

ББК 88.4

А.И. Копытин составление

Издательство «Речь», 2002

О П.В. Борозенец, обложка, 2002

ISBN 5-9268-0151-6

Предисловие составителя 5

ВВЕДЕНИЕ 9

Как, что и почем 12

РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬГУРАХ 14

МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ 22

Эффект зеркала 22

Мировое древо 23

Колесо 23

Священное место 24

Круги 25

МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ 27

Создание мандат в качестве психотерапевтического приема 27

Мандала в качестве проективного средства 32

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ 35

Введение 35

Нулевая стадия «Чистый свет» 36

Первая стадия «Пустота» 36

Вторая стадия «Блаженство» 39

Третья стадия «Лабиринт, спираль, вихрь» 42

Четвертая стадия «Начало» 45

Пятая стадия «Мишень» 48

Шестая стадия «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом» 50

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга» 53

Восьмая стадия «Функционирующее Эго» 55

Девятая стадия «Кристаллизация» 57

Десятая стадия «Ворота смерти» 57

Одиннадцатая стадия «Фрагментация» 60

Двенадцатая стадия «Трансцендентный экстаз» 63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ 66

Значение цвета и формы в изображении мандалы 66

Значение цвета в мандале 67

Значение формы в мандалax 75

Общие рекомендации 77

Мандала как индикатор изменении в ходе психотерапии 77

Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией 77

Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими

препаратами 85

Мандала в качестве инструмента психотерапии клинический пример 90

Роджер 92

Заключение 101

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ, МАНДАЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 102

Клинический пример 103

Сведения о пациентке 103

Психотерапевтический процесс 105

Клинический комментарий 111

СВЯЗАННЫЕ С ИСЦЕЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ СУЬЬЕКТИВНЫЕ И

ОБЪЕКТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 111

Введение 115

Характеристика групп духовного целительства 118

Методы исследования 119

Критерии отбора 119

Методы оценки 120

Анализ результатов 121

Результаты исследований 127

Обсуждение 133

Заключение 135

ПОСЛЕСЛОВИЕ 137

Приложение 1 Инструкция по созданию мандал 138

Приложение 2 Авторская программа базовой подготовки в области

арт-терапии и других направлений терапии творчеством 139

Литература 141

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

Данный сборник посвящен диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг» В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия «Мандала — циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т д и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность» Несмотря на то, что мандала представляет собой весьма интересный культурный феномен, в данном руководстве основное внимание все же обращается на ее применение в профессиональной работе практических психологов и психотерапевтов (арт-терапевтов), а также научных исследованиях измененных или особых состояний сознания

Все включенные в сборник материалы, так или иначе связаны с работами американской художницы и арт-терапевта Джоанны Кел-логг, начавшей активно применять технику рисования мандал в своей работе с пациентами с конца 60-х годов. Благодаря личному общению с нею и обучению на организованных ею курсах, мне в свое время удалось значительно расширить свои представления о символических образах и, в частности, возможностях мандалы как инструмента творческого самовыражения и самопознания. Глубоко заинтересовавшись этими возможностями, с конца 90-х годов я стал применять предложенную Джоанной Келлогг технику рисования мандал в своей клинической работе, а спустя некоторое время, накопив определенный практический опыт, я также начал обучать других специалистов данной технике в рамках авторской обучающей программы по арт-терапии.

По прошествии более десяти лет после первого знакомства с работами Джоанны Келлогг, я избавился от некоторой экзальтации, которая ранее была мне свойственна по отношению к данной технике, но, тем не менее решил опубликовать некоторые посвященные ей материалы. В значительной мере это связано с настойчивыми просьбами участников проводимой мною программы подготовить методическое руководство по диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал или, по крайней мере, перевести на русский язык те статьи Джоанны Келлогг и ее учеников, которые могли бы помочь лучше понять и освоить данный метод.

Хотя включенные в сборник материалы не отражают всего богатства возможностей мандалы в качестве оценочного и психотерапевтического инструмента, они, тем не менее, позволяют лучше разобраться во многих вопросах методологического и практического порядка, связанных с применением мандал.

Сборник включает в основном статьи американских авторов — самой Джоанны Келлогг и некоторых из ее учеников, использующих технику рисования мандал и созданный на основе разработок Джоанны Келлогг карточный тест мандалы в своей психотерапевтической работе и научных исследованиях.

Большую часть сборника составляют пять глав, взятых из методического руководства Джоанны Келлогг по использованию техники рисования мандал (Kellogg, J, 1992), в которых автор описывает предысторию разработки ею этой техники, характеризует философские, культурологические и психологические основы феномена мандалы, дает рекомендации по использованию мандал в психотерапии и, наконец, приводит оригинальную модель интерпретации циркулярных рисунков.

Следующие две статьи — одна, написанная Джоанной Келлогг в соавторстве с Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео, другая — Кэрол Буш — иллюстрируют применение техники рисования мандал и карточного теста мандалы в клинической практике. Первая из названных статей содержит, в частности, описание процесса музыкальной терапии, в ходе которого нарисованная пациентом мандала использовалась в качестве инструмента оценки психологических изменений. Кроме того, в этой же статье описываются основные принципы анализа цветовых характеристик мандал, применение мандал в сочетании с психоделической психотерапией и в аналитически-ориентированной работе.

- 7 -

Вторая статья показывает, каким образом карточный тест мандалы может использоваться в сочетании с методами анализа сновидений и направленной визуализации и музыки. Статья Деборы Глик отражает одно из наиболее перспективных направлений использования мандал в научных исследованиях, а именно, применение данной техники в изучении измененных состояний сознания, в частности, тех изменений, которые характерны для участников разных групп религиозного целительства

Техника рисования мандал и карточный тест мандалы таят в себе значительные возможности в плане проведения различных исследований, о чем свидетельствуют, в частности, те публикации, в которых представлены результаты изучения измененных психических состояний в родах (Спивак Д.Л. и Спивак Л.И., 1997), состояний, переживаемых обладающими способностями к целительству лицами (Bigelow, V., 1995), теми, кто перенес операцию в результате онкологического заболевания (Clarke, E., 1995), а также склонными к сексуальному насилию лицами (Kenepp, L., 1995; Douglass, J., 1995). Весьма интересными представляются результаты интеркультуральных исследований с использованием мандал (Marshall, F., 1995, Smithman-Brown, V., 1995).

Что касается применения техники рисования мандал и рисуночного теста мандалы в качестве инструментов оценки и диагностики в клинической практике, то среди некоторых направлений их использования Кэрол Кокс (Сох, С., 1989) называет следующие:

• использование этих методик в сочетании с конвенциональными тестами;

• их использование в момент поступления пациентов в психиатрическую больницу с целью первичной диагностики, в сочетании с клиническими оценочными шкалами;

• применение данных методик до начала и в момент завершения психотерапии, а также с целью изучения результатов тех или иных специфических воздействий, например практик духовного целительства,

• применение мандал в гомогенных группах испытуемых для выявления устойчивых предпочтений, например с целью определения предпочтений художников

Все это позволяет считать технику рисования мандал и карточный тест мандалы весьма перспективными и, по сути, не имеющими аналогов оценочными и психотерапевтическими методиками. Заинтересовав-

- 8 -

шиеся ею в результате чтения данного сборника специалисты могут пройти методические семинары и тренинги по психотерапевтическому и диагностическому использованию мандал в рамках специализированной учебной программы и краткосрочных курсов по арт-терапии, информация о которых приводится в конце книги.

- 9 -

ВВЕДЕНИЕ

Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)

Данная статья является плодом внутреннего путешествия автора, воплотившегося в ее исследовании символа мандалы. По первому образованию я художница. Я осваивала изобразительное искусство как самостоятельно, так и на частных занятиях. В силу имеющихся у меня способностей, помноженных на потребность в самовыражении и признании, я вскоре после начала художественной практики начала экспонировать свои работы. Прошло совсем немного времени, и вот уже состоялась моя первая персональная выставка. За ней последовало изменение акцентов моей деятельности после наивных, наполненных радостью творчества, занятий изобразительным искусством во мне проснулся дух соперничества.

Результатом этой актуализировавшейся потребности в самоутверждении и соперничестве, а также сопутствующего им желания общения явилось то, что я начала давать групповые уроки живописи и коллажа (моя специализация) для тех, кто, не имея художественной подготовки, хотел освоить технику изобразительного искусства. Эти уроки вскоре были дополнены другими формами групповых занятий, в частности занятиями по развитию креативности пожилых лиц и находящихся в летних лагерях детей. В этой ситуации стала очевидна психологическая, психотерапевтическая направленность работы таких групп. Мои интересы с техники изобразительного искусства переместились на людей.

В начале 1964 г. у меня появилась возможность проводить аналогичную работу с пациентами двух больниц. Моя «стажировка» включала работу на базе трех центров для лечения наркомании и пятилетнюю практику в Мэрилендском психиатрическом исследовательском центре, благодаря чему я получила богатый опыт и общалась с самыми разными пациентами — от страдающих психозами до тех, кого можно назвать практически здоровыми. Мне также удалось собрать и изучить значительное количество выполненных пациентами художественных

-10 -

работ. Данная статья отражает мою попытку объяснить, насколько я могу, природу того визуального образа, который вызывает во мне наиболее сильный отклик.

Прошло девять лет — с 1969 по 1978 г., — прежде чем я начала предлагать пациентам рисовать в круге. Примарный процесс создания мандал меня захватывал и, казалось, был мне глубоко понятен. Я реагировала на визуальную информацию так, словно это было не изображение, а готовый текст. Первоначально я не знала, как его «прочесть», как проинтерпретировать ту или иную линию или цвет. Поэтому моей задачей было, используя литературные источники и опираясь на свои собственные размышления, свести воедино разнообразный материал. Данная статья отражает мою попытку объединить первичные и вторичные процессы, связанные с моим собственным восприятием мандал. Она представляет собой глубоко личное описание «путешествия» в себя в надежде найти ответ на вопрос: «Почему из всего многообразия форм мною выбрана форма круга?» Ничто не случайно: мы выбираем из окружающей нас среды те символы, которые затрагивают нас в наибольшей степени. В то время моя жизнь, по-видимому, была слабо упорядочена, и потому мне требовалась определенная внутренняя консолидация. В этих условиях мой выбор пал на круг, мандалу, символ целостности.

Когда я начала свою работу, я воспринимала мандалу вне каких-либо теорий. Я реагировала на циркулярные изображения непосредственно-телесно, так, как реагируют на незнакомое растение, животное или человека. Я не знала, как мандалы должны выглядеть и в каком направлении они должны изменяться. Собственно, слово «должны» здесь совершенно неуместно. Я лишь чувствовала, что одна мандала ригидна и закрыта, в то время как другая может изменяться в разных направлениях. У меня не было «поваренных книг», на которые я могла бы опираться в своей оценке мандал; у меня были мои собственные живые реакции на этот символ. Со временем и по мере моего погружения в исследование визуальной продукции я начала осознавать: нет правил, которые позволили бы отнести определенный смысл к определенной форме. В то же время я понимала, что многие мои заключения сделанные на основе анализа серии мандал. были верны. Верные заключение накапливались как снежный ком, опыт обобщался, и в настоящее время я уже могу делиться «секретами», которые помогают понять

- 11 -

значение мандал. Процесс анализа мандал похож на постановку диагноза по справочнику внутренних болезней. Отличие заключается в том, что в случае с мандалой «симптом» заключен не в теле пациента, а в продукте его проективной деятельности.

В некотором смысле субъективный характер моей статьи делает ее схожей с руководством по постановке симптоматического диагноза. Мать больного ребенка может сказать: «Я знаю, что он болен, потому что у него красные уши, и всякий раз, когда у него красные уши, он болеет». Если же вы никогда не обращали внимания на связь между цветом ушей ребенка и состоянием его здоровья, то этот признак не будет иметь для вас диагностического значения. Профессиональный врач ставит диагноз, опираясь на результаты анализов. Но почему он назначил ребенку пройти лабораторный анализ крови? Кто поручится, что причиной такого решения не были определенные ощущения в области желудка при общении с маленьким пациентом? Возможно, всякий раз, когда у этого врача возникают такие ощущения, он «нутром чует», что пациент страдает определенным заболеванием. Грань между субъективными и объективными способами оценки информации на самом деле зыбка. Стоявшая передо мной при написании данной статьи задача была очень сложной. Она в чем-то напоминала задачу вышеупомянутых матери и врача: объяснить, каким образом они пришли к своим выводам относительно болезненного состояния ребенка. Я считаю, что и мать, и клиницист должны были бы в своих объяснениях описать и те ощущения, которые помогли им верно оценить ситуацию. Данная аналогия, я надеюсь, поможет понять то, что мои выводы относительно природы и психологического содержания мандал в значительной мере основаны на переработке моих личных реакций.

Основной моей целью при написании данного руководства было поделиться с читателями моим собственным опытом и знаниями, касающимися мандал. В этой работе я решила отказаться от научного стиля изложения материала; предмету моего исследования в большей степени отвечает метафорический стиль. Когда я работала над своим дипломным проектом в Антиохийском университете, у меня впервые возникла идея написать книгу для тех, кто интересуется изобразительным искусством и психологией. Теперь, когда она написана, я начала сомневаться. Нет общества, свободного от недостатков, и наше общество — не исключение. Насколько этично обучать людей методу, который по-

- 12 -

зволяет проникать в бессознательное? Есть и опасность того, что некоторые воспримут основанный на интуиции материал слишком прямолинейно и догматично. Выходит, моя цель — дать знание — была небезупречна, поскольку без прочных этических основ и уважения к людям любое знание может быть чревато причинением ущерба.

Конечно, написать статью, книгу или методическое руководство — это далеко не всегда лучший способ передачи идей, связанных с визуальным материалом. Для настоящего понимания было бы ценнее попытаться самостоятельно проинтерпретировать большое количество мандал без помощи литературных источников. Подобно лицам, которые мы различаем в толпе, рисунки вскоре начнут раскрывать их заинтересованному исследователю больше информации, чем любое руководство. Однако такой способ постижения нового предмета непривычен для большинства людей. Им я адресую свое пособие по работе с мандалами, но вместе с тем мне хотелось бы, чтобы они не забывали о существовании альтернативных способов освоения нового, которые не только увеличивают количество знаний человека, но и развивают его способность к видению закономерностей в на первый взгляд хаотичном материале.

Как, что и почему

В данной статье я попытаюсь изложить методологию (как?) психотерапевтического и диагностического использования мандал. Я остановлюсь, в частности, на тех визуальных признаках, которые позволяют мне проводить оценку личностных свойств и состояния пациентов. Эти признаки далеко не всегда будут в полной мере объективны. Чаще они являются всего лишь опорными точками, на которые можно ориентироваться в процессе восприятия визуального материала для того, чтобы извлечь из него определенную информацию.

Я вынуждена констатировать, что люди часто с готовностью принимают магические представления. С этим связан мой второй вопрос «Что мы делаем? Если мы рисуем и интерпретируем мандалы, то что позволяет нам приходить к определенным выводам». В своей работе я постараюсь показать, что мой метод работы с мандалой не является магией, а также то, как можно извлекать из нее определенную информацию.

-13-

Теперь мы переходим к третьему вопросу: почему мы рисуем и интерпретируем мандалы? Чем обоснована в нашем обществе такая практика? Мне кажется, что одним из веских оснований для подобной практики могут быть активно развивающиеся исследования психосоматических заболеваний. Было бы весьма ценно выяснить, какие визуальные паттерны соответствуют тем или иным психосоматическим и соматическим заболеваниям, таким как, например, рак. Изучая мандалы, можно было бы, наверное, определить те прогностические признаки, которые позволяют предсказывать возможность ремиссии, с одной стороны, и фатальный исход — с другой.

Я полагаю, что такого рода исследования принесли бы большую практическую и научную пользу, конечно, при условии их четкой организации и документирования.

Я впервые столкнулась с мандалой как с продуктом изобразительного искусства. Эта встреча оказалась наполненной множеством смыслов. Вспоминая о ней, я испытываю ощущение радостного открытия. Из этого ощущения впоследствии рождается знание. Не знание вообще, но очень личное знание. Читать про мандалы интересно, создание же их представляет собой некий ритуал. Именно в таком ритуальном контексте можно легко воспринять все изложенное в данном руководстве.

В одном из своих недавних интервью Джозеф Кемпбелл так ответил на вопрос о том, нужен ли ему проводник:

«У меня никогда не было проводника! Сам по себе материал, если вы достаточно глубоко в него погружаетесь, становится вашим проводником. Важно осознать, что все древние, базовые, исторически укорененные культурные традиции своей эффективностью обязаны содержащимся в них ритуальным элементам. Ритуал — это спектакль, поставленный на сюжет мифа, через участие в ритуальных действиях человек участвует в мифологической реальности, в результате чего в его психике активизируются соответствующие мифу структуры и принципы психической деятельности. Без той или иной формы ритуального исполнения миф не может стать частью активного аспекта психической жизни, не считая тех случаев, когда человек прорабатывает проблемы реальной жизни в тех понятиях, которые подсказывает ему миф» (Kisley, 1976, р. 75).

-14-

РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ

Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)

В культуре древней Месопотамии понятие круга сформировалось примерно к 2300 г. до нашей эры. Аналогичное понятие — понятие свастики — возникло в культуре Дальнего Востока около 3000 г. до нашей эры. Образ круга с крестом внутри характерен для многих культур. Его роль заключается в том, чтобы выражать интуитивно постигаемые человеком отношения с внешними процессами, такими как изменение времен года. Древние шумеры связали времена года с четырьмя известными им планетами — Марсом, Сатурном, Меркурием и Юпитером.

«Вавилоняне связали эти планеты с разными божествами, общим источником которых считалось солнце... Все эти боги воплощали собой отраженные солнцем различные аспекты времени. Мардук считался наиболее полным выражением сущности солнца; Набу — воплощением вечернего и осеннего солнца; Нинурта — полдневного и летнего светила, а Нергал — зимнего и ночного солнца» (Kuhn, 1976, р. 179).

Таким образом, человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается. Конкретное воплощение этой психической и культурной конструкции — это мандала и ее проекция на внешние формы, что знаменует собой закономерный этап в развитии человеческой психики. Современный человек знает, что солнце является центром Солнечной системы, однако его бессознательные потребности и желания говорят ему нечто иное. Так же как и его далекие предки, современный человек испытывает потребность в том, чтобы найти некий центр, на который можно было бы ориентироваться в быстро изменяющемся мире, и расположить себя в этом центре наподобие солнца. В психологическом смысле человек становится в этом случае микрокосмом, и его вселенная с ним самим в центре представляет собой своеобразное чрево или убежище. Это позволяет ему черпать силы из бессознательного и реструктурировать свои отношения с внешним ми-

-15-

ром. Таким образом, современный человек обращается к архетипическому символу мандалы, передававшемуся во времена древних цивилизаций из поколения в поколение посредством религиозных ритуалов.

По поводу процесса психической дифференциации Иоланда Яко-би пишет следующее: «Разделение одного на четыре элемента отражает процесс дифференциации, связанный с раскрытием энергии одного и ее распределением по всем четырем сторонам света. В плане психического развития аналогичный паттерн предполагает стабилизацию, расширение и созревание Эго, что сопровождается прогрессивной дифференциацией четырех основных психических функций (мышление, чувства, интуиция и ощущения)» (Jacobi, 1959, р. 173).

В качестве религиозного ритуального инструмента, способствующего объединению сознательных и бессознательных проявлений психической жизни и самореализации, в тибетской традиции бонпо с глубокой древности использовался круг. Традиция бонпо представляла собой наиболее древнюю на Тибете систему религиозных представлений. С распространением в этом регионе буддизма религия бонпо стала подвергаться гонениям. В то же время, начиная с VIII века буддизм воспринял символику мандалы и как оригинальный религиозный орнамент, и как инструмент инициации (Snellgrove, 1967, р. 191-225).

Буддистская картина мира, как и в религии бонпо, оказалась спроецированной на различные элементы мандалы (Blofield, 1979, р. 120). При их использовании в качестве инструмента медитации буддистские мандалы способствуют актуализации тех психических качеств, которые они отражают.

Другой культурной традицией, в которой символика мандалы получила широкое распространение, является культура североамериканских индейцев. Создаваемые ими композиции из песка способствовали установлению гармоничных отношений между внутренней и внешней реальностью и поэтому использовались в качестве инструмента исцеления. «Эта церемония могла вести, а могла и не вести к исцелению его (пациента) тела, но он все равно верил в силу ее воздействия, считая, что мандала способствует разрешению внутренних конфликтов и созданию спокойного и гармоничного состояния как в нем самом, так и в окружающем его мире (психосоматическая терапия)» (Viilasenor, 1963, р. 2) С аналогичной целью мог также использоваться танец.

-16-

В этом смысле интересна работа Симпсона (Simpson, 1970), указывающего на тесную взаимосвязь между поклонением солнцу и исполнением воспроизводящих его движение по небосводу танцев.

Во многих культурах человек, храм и город воспринимаются в качестве хопистических символов. Описанный в Библии образ Нового Иерусалима, на который ссылается Джон Митчелл (Mitchell, 1972, р. 64), также представляет собой мандалу.

При сооружении храмов в Европе использовались витражи в форме цветков, способствовавшие достижению состояния глубокой концентрации: «Готические соборы XIII века знаменуют собой последнюю попытку создать интегрированный культурный комплекс... Несмотря на существовавшую в то время географическую изоляцию, конструкция соборов, их смысл и назначение предстают как тесно связанные друг с другом составляющие целостного пространства, и это характерно как для мечетей, так и соборов X-XV столетий... Общим для всех этих сооружений является то, что они предполагают восприятие человеком в качестве микрокосмоса; общество же и человеческие отношения при этом выступают в качестве отражения космической реальности» (Arguelles, 1972, р. 44).

Очень важно, что мандала отражает не только отношения человека с внешним миром, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности (Govinda. 1975).

Феномен мандалы не ограничивается религиозной и психотерапевтической практикой, но может также использоваться в качестве средства самопознания. Держась за нить Ариадны, человек отправляется на поиски самого себя, не имея никаких гарантий того, что ему удастся дойти до конечного пункта своего путешествия. Им движет надежда на преображение. Мандалы передают при этом разные формы бытия, привычные и странные переживания, а иногда также опыт важных открытий. В отличие от дневника, представляющего собой линейный способ фиксации наблюдений, мандала является гештальтным способом отражения, пригодным для ретроспективного анализа. Каждый из нас представляет собой состоящую из разных цветов радугу — радугу эмоциональных состояний. В каком бы состоянии мы ни находились, оно является своеобразным термостатом, позволяющим уравновесить потоки наших переживаний. В состоянии здоровья эти потоки движутся естественно и свободно. В состоянии кризиса и болезни на пути их цирку-

-17-

ляции возникают препятствия. Если нам удается преодолеть эти препятствия, наша психическая жизнь наполняется новым содержанием. К сожалению, использование лекарств часто ведет к остановке процесса: мы перестаем испытывать боль и страдание, но и не растем, что отражается в стереотипном характере создаваемых хроническими пациентами мандал.

В психотерапевтической ситуации пациент может и не следовать инструкции психотерапевта, и последний с этим считается. В большинстве случаев, после установления раппорта, мандалы создаются пациентом с подачи психотерапевта. Когда Эго повреждено или дисгармонично, мандала выступает в качестве поддерживающей его структуры. В этих случаях она представляет собой некое подобие алхимического сосуда: «Для того чтобы процесс изменений мог протекать должным образом, алхимический сосуд — как и круг психики, мандала — должен быть закрыт. В алхимии процесс изменений происходил в веществе, находящемся в закрытой реторте. Таким же образом психологические изменения невидимо происходят в недрах души, прежде чем произойдет примирение противоположностей и будет создан ее новый центр. Протекающий в герметическом сосуде процесс изменений ведет к высвобождению значительной энергии, которая может разорвать сосуд, если он сделан из недостаточно прочного материала, либо из него могут выйти газы или духи, из-за чего важнейшие ингредиенты могут быть потеряны. В связи с этим герметизация сосуда представлялась чрезвычайно важной. Когда человек в ходе аналитической терапии переживает процесс индивидуации, он сталкивается с аналогичными проблемами» (Harding, 1973, р. 430-431).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: