IV. Ситуационные тесты

Схема наблюдения Р.Бэйлза.

III. Метод наблюдения для исследования межличностных отношений.

III. Аутосоциометрические методики.

II. Референтометрия.

Это развитие СМ, цель которого – выявление скрытого для внешнего наблюдателя референтного круга лиц, оценки и мнения которых особо значимы для личности.

Под аутосоциометрическими методиками понимают такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе.

Недостаток исследования межличностных отношений посредством субъективных предпочтений связан с тем, что он основывается на сознательной оценке отношений участниками интеракций, которые подвержены влиянию социальных установок и психологических защит.

Для преодоления этого недостатка разрабатываются методики, позволяющие получать информацию о характере межличностных отношений косвенным образом, например, в процессе наблюдения. Объектами наблюдения является чаще всего выбор дистанции в ситуации взаимодействия (как реальной (пример про экзамен), так и смоделированной - вариант проективного теста), то есть проксемическое поведение. Размер межперсонального пространства является индикатором эмоционального расстояния. Для получения диагностически значимой информации, как вы помните, необходимо проведение предварительной работы по разработке схемы наблюдения, прежде всего необходимо выделить набор категорий, которые являются проявлениями изучаемого феномена, и допускают объективную регистрацию.

Разработка наиболее известной схемы наблюдения при изучении межличностных отношений связана с именем Р.Бэйлза (1970). Схема наблюдений представлена 12-тью показателями, которые охватывают различные виды интеракций в группе. Эти показатели объединяются

в 4 более крупные категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем, область негативных эмоций.

Интерпретация предполагает определять разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия. Например, человек, получивший высокий балл в области решения проблем - лидер, в области позитивных эмоций - эмоциональный лидер.

Моделируется определенная ситуация взаимодействия, в которой подчеркивается какой-то аспект взаимоотношений путем введения в ситуацию какого-то момента обостряющего это взаимодействие (обычно конфликтного характера, требующего совместных обсуждений). Например, настольная игра М.Дойча и Р.Крауса, где испытуемым предлагается с помощью ручек как можно быстрее провести свою фишку по определенному пути. При этом оказывается, что общий для каждого участника участок пути они могут пройти только по отдельности. Регистрируются все вербальные и поведенческие проявления, которые позволяют сделать вывод об инициативности, готовности к компромиссу... Вариант ситуационного теста для исследования диадного (или межгруппового взаимодействия) - игра «Дилемма узника».

Матрица игры «Дилемма узника».

Выбор участника Б

б (молчать) г (сказать)

Выбор б 3, 3 -1, 5
участника А г 5, -1 1, 1

Возможные тактики взаимодействия - кооперация или конкуренция, однако результат выбора зависит не только от собственных действий, но и от умения учесть мотивы своего партнера. Выбор кооперации ограничивается возможной неудачей. Достоинством ситуационных тестов является возможность получения объективных данных о тех особенностях взаимоотношений, которые могут проявиться в реальных ситуациях (то есть можно говорить о высокой прогностической валидности), недостаток - нестандартизированная процедура, качественный анализ результатов.

В отечественной психологии аналогом ситуационных тестов являются «гоместатические» методики, как аппаратурные, так и модифицированные для проведения без специальной аппаратуры. Суть гомеостатических методик в том, что выполнения их требует согласованных и координированных действий всех участников взаимодействия. Межличностные отношения дтерминированы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: