Особенности понимания сюжетных картин «Нелепицы» детьми пяти лет с ЗПР

Организация диагностики

Задание: ребенку предъявляются картинки, содержащие от трёх до семи ошибок. Необходимо рассмотреть картинки и найти нелепые и неадекватные ситуации.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки и расскажи, что здесь нарисовано неправильно».

Оборудование: сюжетные картинки из развивающей игры «Что перепутал художник» М.: Весна дизайн, 2004.

Обработка результатов: фиксируется, сколько ошибок сможет заметить и объяснить ребенок. Анализируется характер ошибок и мотивировка как неверных, так и верных ответов
детей.

Исходя из полученных результатов, нами определены принципы несоответствий и представлена их последовательность от более доступных для детей с ЗПР принципов к менее доступным принципам. Данная последовательность выстроена от максимально высоких показателей верных ответов к максимально низким показателям.

Принцип 1 (83 % верных ответов): несоответствия по объектам, находящимся в ситуациях, не свойственным им в принципе, т.е. когда в их окружении не встречается каких-либо ситуационно близких предметов (хлеб не растёт на дереве, петух не сидит в гнезде на трубе, утка не ест кость и т.п.), или несоответствия, очевидность которых определяется каждодневными манипуляциями детей с анализируемыми объектами, (мальчик не может летать на стуле и т.п.).

Принцип 11 (82 % верных ответов): несоответствия по объектам, которые целостно находятся в пределах адекватной ситуации, но имеющие место некоторые неточности возникают в связи с месторасположением этих объектов (утка рядом с деревянным домом, но на цепи и т.п.).

Принцип 111 (75,8 % верных ответов): несоответствия, верное вычленение которых возможно

при наличии соответствующего жизненного опыта детей относительно рассматриваемых объектов (мальчик не ходит на лыжах по железной дороге, бабочек не поливают водой и т.п.).

Принцип 1У (72,8 % верных ответов): несоответствия по объектам, включённым в микроситуацию внутри рассматриваемого эпизода. При этом трудности вычленения таких несоответствий могут быть обусловлены «пресыщаемостью» детей и чувством их самодостаточности при любом положительном результате. Так, например: верно сказав, что утка не может жить в будке, дети удовлетворяются этим ответом и переключают своё внимание на поиск других несоответствий и т.п.

Принцип У (72,7 % верных ответов): несоответствия, верное вычленение которых возможно при наличии адекватной коррекционной работы (арбузы не растут на деревьях и т.п.).

Принцип У1 (67,2 % верных ответов): несоответствия, обусловленные необходимостью сопоставления не рассматриваемой сюжетной линии, а её фона с объектами, включёнными в эту ситуацию (снеговик держит цветущую веточку и т.п.).

Принцип У11 (62,6 % верных ответов): несоответствия по объектам, верно включенным в анализируемую ситуацию и в целом занимающим правильное месторасположение, но отличающимся неверным положением его составных частей (забор у дома перевернут дощечками вниз и т.п.).

Принцип У111 (45,5 % верных ответов): несоответствия, узнавание которых возможно только при длительном и тщательном рассматривании изображения в связи с тем, что составная часть того или иного объекта внешне адекватна рассматриваемой ситуации (коза не ест жёлуди и т.п.).

Принцип 1Х (0 % верных ответов): несоответствия, узнавание которых возможно не только при наличии необходимого жизненного опыта детей, но и при привлечении внимания к бытовым эпизодам (шторы на окнах висят вверх ногами и т.п.).

Принцип Х (0 % верных ответов): несоответствия по составляющим, которые не рассматриваются как возможный предмет анализа и воспринимаются в качестве фона отдельных составляющих (тени предметов и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: