Требования к проведению методики.
Социометрия (для любого возраста)
Диагностики, применяемые в основной период
Обработка и интерпретация данных
Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.
Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.
Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.
40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.
30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.
20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности,
1-19 баллов - очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.
Анкета для вожатых
Особенности протекания адаптационного периода
1.Удалось ли заинтересовать ребят, сплотить отряд, создать чувство «МЫ»?
|
|
2.Сложились ли в отряде взаимоотношения между мальчиками и девочками?
3.Какие дела вызывают у ребят наибольший интерес?
4.Какие дела вызывают наибольшее сопротивление?
5.Самая большая проблема первой недели?
6.Чему вы научились за время работы в лагере?
7.Чему научили ребят?
8.Какую помощь, и по какой проблеме хотели бы получить?
9.Оцените по десятибалльной системе свою работу за первые 10 дней.
10. Какие предложения вы бы внесли по организации работы с педсоставом?
Цель: изучить социометрический статус каждого ребенка в группе. Этот метод позволяет увидеть скрытую от непосредственного наблюдателя систему групповых межличностных взаимоотношений.
1. Необходимо, чтобы никого из других преподавателей или администрации не было в помещении, где проводится опрос. Избегать всякой официальности, которая может создать впечатление административной проверки.
2. Отметить на доске отсутствующих.
3. Дать достаточное количество времени на ответы.
4. Не приступать к следующим вопросам пока все не ответят на предыдущие.
Инструкция: Ребята, просим вас письменно ответить на вопрос: Кого из членов нашего отряда я пригласил бы на День рождение? Сверху листа поставьте свою фамилию. Ответ не будет знать никто. Затем учащимся зачитывается вопрос и предлагается ответить на него, записав на бумаге фамилии трех членов группы, даже тех, кто сейчас отсутствует. Не имеет значения, кого вы поставите первым, вторым и третьим.
Отвечать «любого», «со всеми» нельзя. Нужно назвать конкретных людей.
Заранее благодарим вас за помощь.
Определяется социометрический статус. По данным листков, заполненных школьниками, составляется матрица по заданному вопросу.
|
|
Кто выбирает из группы (список группы) | Кого выбирают из группы | ||||
… | |||||
1. | х | ||||
2. | х | ||||
… | х | ||||
20. | х | ||||
Кол–во выборов | |||||
Кол–во взаимных выборов |
Подсчитывается количество, полученных выборов каждым учеником и определяется его статус, который может быть следующим.
1. Лидеры (звезды) – самые популярные ученики, получившие наибольшее количество выборов. Они получают в 2 раза и больше выборов, чем это разрешено. В данном случае 6 и больше.
2. Предпочитаемые – ученики, получившие минимально разрешенное количество выборов до удвоенного без единицы, следовательно: 3, 4 и 5 выборов. Их статус: это ближайшее окружение лидеров, их опора.
3. Оттесненные – это ученики, получившие 1 или 2 выбора, от одного до уменьшенного на единицу разрешенного числа выборов. Их статус: активной роли в жизни класса не играют, следуют обычно за большинством.
4. Изолированные – не получившие ни одного выбора. Их статус: по отношению к ним класс выражает нежелание сотрудничать.
На основе матрицы составляют концентрическую социограмму. Поместив в центр. окружности лидеров. В следующем: предпочитаемые и т.д. изолированных.
Подсчитав количество взаимных выборов, и разделив их на количество сделанных, получим представление о сплоченности класса.
Коэффициент взаимности равен отношению количества взаимных выборов к количеству сделанных выборов.
Для точности подсчитывается этот коэффициент по всем вопросам отдельно, сравнивается и выводится среднеарифметический. При этом считается, что значения коэффициента говорит:
0,1 – 0,5 – слабой
0, 51 – 0,7 – средней
0, 71 и выше – сильной сплоченности.
Определяется уровень благополучия межличностных отношений. Для этого сравнивается количество учащихся имеющих высокий и средний статус (лидеры и предпочитаемые) с количеством учащихся, имеющих низкий статус (оттесненные и изолированные). Уровень благополучия считается:
Высоким – если большинство учащихся имеет статус лидеров и предпочитаемых.
Средний – если количество «лидеров» и «предпочитаемых» равно количеству учащихся с более низким статусом.
Низким – если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.