Введение. Любая малая группа, в том числе и коллектив детского сада, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных

Любая малая группа, в том числе и коллектив детского сада, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. Большой психологический словарь Мещерякова Б., Зинченко В. определяет межличностные отношения как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Большое значение приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, поскольку отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок учится новому, овладевает способностью выстраивать отношения и пробует разные социальные роли. Это возраст первоначального становления личности ребёнка. В это время в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

В настоящее время эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослыми. Это означает, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится всё более важным. К сожалению, многие дети в семье не приобретают этого важнейшего социального навыка, но именно в детском саду, посредством игры со сверстниками, можно научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам. Сказанное свидетельствует об актуальности избранной темы исследования и ее практической значимости. Изучением проблемы межличностных отношений занимались такие ученые, как Мухина В.С, Коломинский Я.Л, Морено Дж, Бодалёв А.А, Кисловская В.Р, Киричук А.В, Столяренко Л.Д и другие.

Целью нашего исследования является диагностика и коррекция межличностных отношений дошкольников.

Объект исследования - коллектив детей старшей группы детского сада.

Предмет - межличностные отношения детей старшей группы детского сада.

Гипотеза исследования: предполагается, что представленные коррекционные методы будут способствовать оптимизации межличностных отношений дошкольников.

Для реализации цели исследования были поставлены задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме: «Особенности межличностных отношений дошкольников».

2. Провести первичную диагностику исследования межличностных взаимоотношений в старшей группе детского сада.

3. В соответствии с полученными результатами методик, провести коррекционную работу по оптимизации межличностных отношений дошкольников.

4. Провести повторную диагностику. Проверить заявленную гипотезу с помощью статистического критерия.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающаю в себя проведение диагностических социометрических методик «Секрет», «Два домика», дидактических игр и упражнений как методов коррекции межличностных отношений; коэффициент корреляции Спирмена для проверки гипотезы. Экспериментальной базой исследования явилась старшая группа детского сада №88 города Пензы. В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста.


Глава 1

1.1 Сущность межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

- восприятие и понимание людьми друг друга;

- межличностную привлекательность (притяжение и симпатии);

- взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Межличностные отношения включают в себя следующие компоненты:

1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.

Рассмотрим виды межличностных отношений:

1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

Представляется важным подчеркнуть далее следующее.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием.

Для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая методика, основоположником которой является Дж. Морено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: