Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Этапы диагностического исследования

Диагностическое исследование состоит из ряда этапов, причем количество этапов определяется сложно­стью решаемой задачи:

1. Формулирование задачи диагностического исследования.

2. Решение простой диагностической задачи. Для этого изуча­ют признаки объекта и по ним определяют его свойства и состояния; например, устанавливают химический состав микрочастиц взрывчатого вещества с места происшествия. Если ставится только эта задача - исследование заканчи­вается. В случае, когда простая задача служит для реше­ния более сложной - переходят к следующему этапу.

3. На основании результатов решения простых задач и полу­ченных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа дейст­вия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений произво­дится моделирование условий взрыва.

4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипо­тетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.

5. При положительных результатах сравнения - установле­ние механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрица­тельных - возврат к первому или второму этапу.

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов
«Принятые» среднее число полученных выборов
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов

Цель этой методики: провести диагностику у детей.

Задачи этой методики: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться и в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить

Да» или «Нет».

Инструкции: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искрение и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос записывайте его помер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-» если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь уроке.

5. Случалось ли, сто кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, покаты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя как правили, не выбирают?

14. Бывают ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто и у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился.

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что вес хорошо запомнишь.

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по - дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том что, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из своих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя никакого внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как относится к тебе учитель?

36. Помогает ли тебе твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем, учится лучше, чем раньше?

39. Считаешь и ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают, о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики, какими то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том что будет завтра в школе?

49. Работая над трудами заданием чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе что твои одноклассники понимают его лучше чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом текста. Например, на 20-й вопрос ребенок ответил «+», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-». Ответы не совпадающие с ключом - это проявление тревожности. При обработке подчитывается:

1. Общее число не совпадений по всему тексту. Если он больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.


Ключ к вопросам «+» - Да; «-» - Нет


1. –

2. –

3. –

4. –

5. –

6. –

7. –

8. –

9. –

10. +

11. –

12. –

13. –

14. –

15. –

16. –

17. –

18. –

19. +

20. –

21. +

22. –

23. +

24. +

25. +

26. –

27. –

28. –

29. -

30. +

31. -

32. -

33. -

34. -

35. +

36. +

37. -

38. +

39. +

40. -

41. +

42. -

43. +

44. +

45. -

46. -

47. -

48. -

49. -

50. -

51. -

52. -

53. -

54. -

55. -

56. -

57. -

58. -



Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58 Е=22
2.Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 Е=11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,173,19,25,329,32,35,38,41,43 Е=13
4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 Е=6
5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 Е=6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22 Е=5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28 Е=5
8. Проблемы и страхи в отношении с учителем 2,6,11,32,35,41,44,47 Е=8

Результаты:

1. Число несовпадений знаков («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50; > 75%).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаг­рамм.

3. Число несовпадений по каждому фактору для всего клас­са (абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%).

4. Представление этих данных в виде диаграммы.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по опреде­ленному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное со­стояние ребенка, связанное с различными формами его включе­ния в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное со­стояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные пере­живания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — пуб­личной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ори­ентация на значимость других в оценке своих результатов, по­ступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — осо­бенности психофизиологической организации, снижающие при­способляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реа­гирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в шко­ле, снижающий успешность обучения ребенка.


Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: