Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»

Федеральный конституционный закон от 30мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

В законе дается определение чрезвычайного положения как вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, об­щественных объединений. Особый правовой режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объедине­ний, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение об­стоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защи­ты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Обстоятельства, которые могут быть предшественниками введения чрез­вычайного положения могут быть следующими:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Рос­сийской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват осо­бо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильствен­ными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопас­ности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрез­вычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварии, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно­сти населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» могут быть предусмотрены следующие меры и вре­менные ограничения:

— привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указан­ных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного поло­жения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

— в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилиза­ция трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граж­дан для проведения указанных работ.

В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычай­ного положения, особое управление территорией, на которой введено чрез­вычайное положение, гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обо­роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязан­ности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касаю­щиеся обороны.

Под обороной понимается система политических, экономических, воен­ных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосно­венности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Рос­сийской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных орга­нов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организа­ций независимо от форм собственности, а также собственников транспорт­ных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безо­пасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются ин­женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские фор­мирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы фе­деральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на во­енное время специальные формирования.

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми­рований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Рос­сийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и терри­ториальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: