Приложение
Вопросы для самоподготовки
1. Основные внешние угрозы, способные вызвать военные ЧС.
2. Классификация современных средств поражения.
3. ОСП. Поражающие факторы ОСП.
4. Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерных взрывов.
5. Воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на население и Объекты экономики (ОЭ).
6. Химическое оружие. ОВ. Пути поступления ОВ в организм человека.
7. Классификация боевых отравляющих веществ.
8. ОчХП. Какие количественные характеристики служат для оценки зоны ОчХП?
9. Токсичность. Токсодоза.
10. Биологическое оружие.Биологические средства (БС). Возможные способы применения бактериологического оружия.
11. Зона биологического поражения. ОчБП.
12. Мероприятия, предотвращающие распространение инфекционных заболеваний.
13. Основные мероприятия гражданской обороны для защиты жизни и здоровья населения в ЧС.
14. Мероприятия медицинской защиты.
15. Медицинские формирования.
16. Средства медицинской защиты.
|
|
17. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
18. Аварийно-спасательные формирования. Привести примеры.
В обстановке послевоенных потрясений, народно-демократических и национально-освободительных революций стали быстро нарастать разногласия между западными странами во главе с США и объединившимися вокруг Советского Союза народно-демократическими государствами. Постепенно сформировались два идеологических и военно-политических блока, которые вступили в противоборство друг с другом. Наступил период резкого обострения международных отношений, вошедший в историю под названием «холодной войны».
Одним из первых пропагандистских актов «холодной войны» стала речь бывшего премьер-министра Великобритании Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента США Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Трумэном, Черчилль сказал, что Советский Союз разделил Европу «железным занавесом», установил в своей сфере влияния тоталитарный контроль и хочет «безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Черчилль призвал сдерживать «экспансионистские тенденции» СССР «всей силой стран, говорящих на английском языке» и обладающих атомным оружием.
Вслед за речью Черчилля началась активная пропагандистская кампания, как в капиталистических странах Запада, так и в странах Восточного, советского блока. Американское правительство объявило, своей официальной доктриной «сдерживание коммунизма» и стало прибегать к «атомной дипломатии», т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что Советский Союз тогда не имел атомного оружия. Уже в конце 1945 г. директивами президента Трумэна был утвержден совершенно секретный план на случай военных действий против СССР, наметивший удар атомными бомбами по 20 советским городам.
|
|
В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кампанию против англо-американских «поджигателей войны». Советские руководители утверждали, что правящие круги США будто бы стремятся «превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов», установить «зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах».
Опасаясь атомного нападения, Советский Союз форсировал работы по созданию ядерного оружия, которые возглавил академик И.В. Курчатов. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы.
Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохраняли преимущество в средствах его доставки. В 1953 г. в США были сконструированы межконтинентальные стратегические бомбардировщики, а в 1955 г. - межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Советский Союз ликвидировал это преимущество. Летом 1957 г. под руководством академика С.П. Королева состоялись испытания первой советской межконтинентальной баллистической ракеты. Стартуя с территории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут.
Существенное влияние на обострение отношений между Востоком и Западом оказали установление единовластия коммунистических партий в странах Народной демократии, территориальные претензии СССР к соседним странам и гражданская война в Греции.
Доктрина Трумэна и план Маршалла. Первым официальным шагом в направлении «сдерживании коммунизма» была доктрина Трумэна, сформулированная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.
Доктрина Трумэна носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма, В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское: правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.
Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла 5 июня 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную помощь, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса»
|
|
Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи американских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.
План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национального продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). Поставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноевропейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консервативных сил.
Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от, 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США» За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.
|
|
Военно-политические блоки. В процессе «холодной войны» постепенно сформировались две противостоящие друг другу военно-политические коалиции, возглавляемые соответственно Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Европейские страны Народной демократии (за исключением Югославии) были связаны с СССР и друг с другом договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Кроме того, Советский Союз заключил договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Финляндией, но Финляндия осталась нейтральной капиталистической страной, не входившей в состав советского блока.
С Корейской Народно-Демократической Республикой Советский Союз подписал соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. 14 февраля 1950 г. договор о дружбе, союзе и взаимной помощи заключили два самых крупных социалистических государства - Советский Союз и Китайская Народная Республика.
Параллельно создавался блок западных стран под эгидой США. В 1947 г. государства американского континента заключили Межамериканский «договор о взаимной помощи», членами которого стали все американские государства, за исключением Канады. Договор предусматривал совместные действия американских государств в случае вооруженного нападения на одно из них, а также любой ситуации, которая может «угрожать миру Америки». Столь широко сформулированные обязательства значительно отличались от общепринятой дипломатической практики и открывали правящим кругам США большие возможности для вмешательства в дела латиноамериканских государств. Созданная в 1948 г. постоянная Организация американских государств, где США играли ведущую роль, окончательно оформила союз государств Американского континента.
В Европе главными инициаторами формирования обособленных военно-политических блоков были правящие круги Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и Франция подписали в Дюнкерке договор о взаимной помощи. Формально он был направлен против возможности новой агрессии со стороны Германии, но фактически представлял собой соглашение двух крупнейших держав Западной Европы с целью защиты своих интересов. В 1948 г. к Англии и Франции присоединились правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга. Они образовали Западный союз, члены которого обязывались оказывать помощь друг другу в случае агрессии в Европе. Так возникла военно-политическая группировка западноевропейских государств, тесно связанных с Соединенными Штатами.
Раскол Германии. Конфронтация двух враждующих блоков привела к коренному изменению их отношения к бывшим вражеским государствам. Для превращения прежних врагов добровольных союзников правящие круги США и Великобритании при поддержке Франции взяли курс на пересмотр Потсдамских соглашений и на восстановление экономического и военного потенциала Западной Германии.
Оккупационные власти в западных зонах постепенно передавали функции управления в руки немецкой администрации, возглавляемой представителями буржуазных партий, а в 1948 г. на совещании в Лондоне правительства США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга окончательно решили создать на территории Тризонии (объединенные оккупационные зоны Англии, США и Франции) отдельное государство. Важным шагом на этом пути была сепаратная денежная реформа. США, Англия и Франция распространили ее и на Западный Берлин, оккупированный англо-американскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ советская военная администрация ввела ограничения на перевозки из Тризонии в Западный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Для противодействия блокаде США, Англия и Франция создали «воздушный мост» между Западным Берлином и Тризонией, по которому американские самолеты переправляли продовольствие, горючее и снаряжение.
Возник «берлинский кризис», который крайне обострил отношения между Советским Союзом и западными державами. Некоторые американские генералы предлагали силой прорвать блокаду Берлина и даже использовать против Советского Союза атомное оружие, но правительство США не решилось на такие меры и вступило в переговоры с СССР. В мае 1949 г. «берлинский кризис», продолжавшийся около года, завершился тем, что Советский Союз снял ограничения на перевозки в Западный Берлин.
В сентября 1949 г., собравшись на свою первую сессию, парламент Западной Германии объявил о создании нового германского государства - Федеративной Республики Германии (ФРГ). Оккупационные войска США, Великобритании и Франции остались на территории Федеративной Республики Германии. Их взаимоотношения с властями ФРГ регулировались «Оккупационным статутом», который сохранял за оккупационными властями право «взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если они сочтут это необходимым». На Западную Германию был распространен план Маршалла.
После этого в советской зоне оккупации началось формирование восточногерманского государства. 7 октября 1949 г. была основана Германская Демократическая Республика. Чтобы облегчить развитие экономики ГДР, Советский Союз в три раза снизил сумму причитавшихся ему репараций, а затем и вовсе отказался от них. На немецкой земле возникло два германских государства с различным общественным и политическим строем.
Североатлантический пакт. В 1949 г. под руководством США был создан крупнейший военно-политический блок, который впервые в истории объединил все ведущие страны Западной Европы и Северной Америки. 4 апреля 1949 г. в столице США Вашингтоне 12 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Италия, подписали Североатлантический договор о взаимной обороне (НАТО).
Они обязывались оказывать помощь друг другу в случае вооруженного нападения против одной из них или нескольких из них в Европе или в Северной Америке. Подобно Межамериканскому договору о взаимной помощи, Североатлантический договор содержал положения, допускавшие возможность вмешательства во внутренние дела его членов. Совместные действия стран - участниц НАТО могли осуществляться не только при вооруженном конфликте, но и в том случае, если территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон будут поставлены под угрозу. В отличие от обычных договоров о взаимной помощи Североатлантический союз имел специальную интегрированную военную организацию, постоянные вооруженные силы и объединенное командование, во главе которого стоял американский генерал. Фактически Североатлантический блок был направлен против СССР и его союзников.
Война в Корее. После создания Североатлантического пакта международная напряженность еще более усилилась. В начале 50-х годов «холодная война» переросла в локальный вооруженный конфликт между социалистическими и капиталистическими государствами.
25 июня 1950 г. войска Корейской Народно-Демократической Республики с негласного одобрения СССР и КНР начали наступление против Южной Кореи с целью объединить всю Корею под властью коммунистов. Чтобы оправдать свои действия, правительство КНДР заявило, что Северная Корея будто бы стала жертвой нападения со стороны Южной Кореи и вынуждена обороняться. Советский Союз, Китай, европейские страны Народной демократии и компартии всего мира поддержали эту пропагандистскую версию, а правительство США обвинило Корейскую Народно-Демократическую Республику в агрессии и направило в Корею свои вооруженные силы, которые приняли участие в боевых действиях на стороне Южной Кореи. К американским войскам присоединились, правда, в незначительном количестве, войска еще 14 государств, в том числе Англии, Франции и Канады. Американские дипломаты провели в Организации Объединенных Наций резолюцию, которая осуждала Корейскую Народно-Демократическую Республику как агрессора и объявляла войска США и их союзников, действующие в Корее, войсками ООН.
Война в Корее длилась более трех лет. Сначала Народная армия КНДР установила контроль над 90% территории Южной Кореи, но американское командование высадило на западном побережье Кореи крупный десант, который нанес тяжелое поражение северокорейской армии. К октябрю 1950 г. войска Соединенных Штатов Америки заняли значительную часть КНДР, захватили ее столицу Пхеньян и приблизились к границам Китая. Тогда на помощь Корейской Народно-Демократической Республике пришли советские летчики и воинские части Китайской Народной Республики, официально действовавшие в качестве добровольцев. Вместе с Корейской Народной армией китайские добровольцы отбросили своих противников к границам КНДР.
Командующий американскими войсками в Корее генерал Макартур предложил пустить в ход атомную бомбу, но правительство США отклонило его предложение, грозившее самыми опасными последствиями, и отстранило Макартура от командования. Летом 1951 г. начались мирные переговоры, которые через два года, 27 июля 1953 г., завершились подписанием перемирия. Силы воюющих сторон остались на линии фронта, которая проходила в районах, близких к 38-й параллели, то есть почти на тех рубежах, с которых началась война.
Региональные пакты в Азии и на Тихом океане. Во время войны в Корее и после ее окончания Соединенные Штаты Америки дополнили систему военно-политических блоков новыми региональными пактами с государствами Азии и Тихого океана. Сохраняя в силе «Договор безопасности» с Японией, США в 1951 г. заключили «договор безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (договор АНЗЮС). Затем они приступили к организации многостороннего блока -Организации договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября 1954 г. в столице Филиппин Маниле, должен был играть на Дальнем Востоке и в Тихом океане такую же роль, как Североатлантический пакт на Западе. В него вошли 8 стран: США, Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого океана - Пакистан, Таиланд, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Подобно Североатлантическому пакту, договор СЕАТО был направлен не только против внешней, но и против внутренней опасности или подрывной деятельности. Члены СЕАТО обещали оказывать помощь друг другу как при вооруженном нападении извне, так и в том случае, когда их территориальная целостность и политическая независимость будут поставлены под угрозу каким-либо иным путем. При СЕАТО существовал ряд постоянно действующих органов, в том числе группа военных советников и комитет по борьбе с «подрывной деятельностью».
В 1955 г. в Багдаде был подписан Багдадский пакт. В него вошли Турция, Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с Америкой. США и их союзники окружили Советский Союз и другие социалистические страны целой системой военных баз, с которых их авиация могла бы наносить удары по социалистическим государствам.
Борьба за разоружение и смягчение международной напряженности. В условиях «холодной войны» развернулась активная борьба миролюбивых сил за разоружение и смягчение международной напряженности. Ряд важных инициатив в этом направлении предпринял Советский Союз. По инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1946 г. приняла резолюцию, призывающую все государства запретить атомное оружие, сократить так называемые обычные вооружения и вывести иностранные войска с территорий всех государств -членов ООН. В 1948 г. СССР предложил, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности - США, Советский Союз, Англия, Франция и Китай - в качестве первого шага к общему сокращению вооружений сократили в течение года свои сухопутные, морские и воздушные силы на одну треть. Генеральная Ассамблея ООН приняла советское предложение запретить пропаганду войны. Она осудила все формы пропаганды, которые могут провоцировать или поощрять угрозу миру или акты агрессии.
Все эти и многие другие аналогичные действия были направлены на смягчение международной напряженности, но, как правило, они носили пропагандистский характер и не могли положить конец «холодной войне». Высказываясь за мир и дружбу между народами, предлагая уничтожить атомное оружие и сократить обычные вооружения, правительство СССР на практике часто не считалось с интересами других государств, отказывалось от поисков компромиссов с ними, стремилось сохранить свое превосходство в области обычных вооружений.
Ослабление международной напряженности. Политика мирного сосуществования. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство, возглавляемое Г.М. Маленковым, а затем Н.С. Хрущевым, предприняло ряд крупных шагов по смягчению международной напряженности. Заявив, что «нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем», советское правительство договорилось с Соединенными Штатами о подписании перемирия в Корее.
В июле 1954 г. в Женеве на совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции, Китайской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам были подписаны соглашения о прекращении колониальной войны во Вьетнаме. Территория Вьетнама временно была разделена демаркационной линией вдоль 17-й параллели: к северу от этой линии должны были сосредоточиться войска Демократической Республики Вьетнам, к югу - войска южновьетнамского правительства. Впоследствии предполагалось провести на всей территории Вьетнама свободные выборы под наблюдением международной комиссии, однако выборы не состоялись, и демаркационная линия надолго превратилась в границу между ДВР и Южным Вьетнамом.
В соответствии с Женевскими соглашениями Франция окончательно признала независимость стран Индокитайского полуострова - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, и вывела оттуда свои войска.
В июле 1955 г. в Женеве состоялось первое после второй мировой войны совещание глав правительств США, СССР, Великобритании и Франции. На нем обсуждались проблемы сокращения вооружений, запрещения атомного оружия, а также проблемы европейской безопасности и объединения Германии. Хотя соглашений по этим вопросам не было достигнуто, совещание способствовало ослаблению международной напряженности.
Благодаря более гибкой позиции СССР, удалось решить некоторые унаследованные от прошлого вопросы. В январе 1955 г. Советский Союз опубликовал заявление об официальном прекращении состояния войны с Германией, а в сентябре установил дипломатические отношения с ФРГ и освободил остававшихся в СССР немецких военнопленных и военных преступников. По инициативе СССР 15 мая 1955 г. правительства СССР, США, Великобритании и Франции подписали с Австрией Государственный договор об окончании оккупации и восстановлении независимой и демократической Австрии. Договор запрещал аншлюс и обязывал австрийское правительство не допускать фашистской и милитаристской деятельности на территории страны. После вступления в силу Государственного договора и вывода всех оккупационных войск из Австрии австрийский парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете.
В 1956 г. в Москве была подписана советско-японская декларация, которая положила конец официальному состоянию войны между Японией и СССР и привела к восстановлению дипломатических отношений между этими двумя странами. СССР поддержал просьбу Японии о принятии ее в ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию. Советское правительство обещало передать Японии два из четырех южно-курильских островов - Хабомаи и Шикотан - при условии подписания мирного договора и вывода американских войск из Японии.
Новую ориентацию советской внешней политики подтвердил и официально закрепил XX съезд Коммунистической партии Советского Союза, состоявшейся в феврале 1956 г., основным содержанием внешней политики СССР был провозглашен курс на предотвращение войны и мирное существование государств с различными общественно-политическими системами. Вместе с тем советское руководство продолжало верить в грядущую победу социализма в мирном соревновании с капитализмом. Оно продолжало противостоять капиталистическому Западу и участвовать в гонке вооружений, стремясь достичь ракетно-ядерного паритета с США.
Бандунгская конференция. Крупную роль в борьбе за ослабление международной напряженности сыграли страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Они составили особую группу так называемых развивающихся стран, или стран «третьего мира», не желавших присоединяться ни к советскому, ни к англо-американскому блокам. Большинство из них взяли на себя обязательство руководствоваться «Пятью принципами мирного сосуществования», которые были впервые провозглашены премьер-министром Индии Неру и премьером государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Эньлаем в июне 1954 г. «Пять принципов» включали: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимную выгоду; 5) мирное сосуществование.
В 1955 г. «Пять принципов мирного сосуществования» были одобрены конференцией 29 стран Азии и Африки в Бандунге. Конференция, в которой приняли участие крупнейшие страны Азии и Африки, в том числе Индия, Бирма, Индонезия, Пакистан, Япония, Египет, Эфиопия, Китайская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам, единодушно приняла «Декларацию о содействии всеобщему миру и сотрудничеству».
Суэцкий кризис Несмотря на некоторое ослабление напряженности, в международных отношениях не протяжении 50-х годов не раз возникали острые кризисы, увеличивавшие угрозу войны. Одним из них был конфликт вокруг Суэцкого канала в Египте.
26 июля 1956 г. президент Египта Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая выплатить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран. В ответ последовала бурная реакция Великобритании и Франции, решивших наказать Египет и восстановить свои позиции в зоне канала. Советский Союз поддержал Египет, а к Англии и Франции присоединился Израиль, правящие круги которого хотели сохранить и расширить завоеванные в 1949 г. территории. 30 октября 1956 г., по предварительной тайной договоренности с Францией и Англией, 100-тысячная израильская армия внезапно перешла границу Египта и устремилась через Синайский полуостров к Суэцкому каналу. Началась вторая арабо-израильская война.
Англия и Франция лицемерно заявили, что хотят остановить обе враждующие стороны введением в зону Суэцкого канала англо-французских войск, а когда Египет, как они заранее предполагали, отверг такой план, англо-французская авиация подвергла бомбардировке египетские города. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне Суэцкого канала, к которому уже подошли израильские войска. Египетская армия была вынуждена отступать.
Советский Союз осудил англо-франко-израильскую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекращении огня в Египте. Поскольку война продолжалась, советское правительство вечером 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очищения территории Египта. Оно заявило, что готово оказать помощь Египту посылкой добровольцев, не исключая даже возможности применения ракетно-ядерного оружия.
Предупреждение СССР возымело действие. В ночь на 7 ноября прекратились военные действия. В декабре англо-французские войска были выведены из зоны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израильских войск.