Холодная война и её этапы

Приложение

Вопросы для самоподготовки

1. Основные внешние угрозы, способные вызвать военные ЧС.

2. Классификация современных средств поражения.

3. ОСП. Поражающие факторы ОСП.

4. Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерных взрывов.

5. Воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на население и Объекты экономики (ОЭ).

6. Химическое оружие. ОВ. Пути поступления ОВ в организм человека.

7. Классификация боевых отравляющих веществ.

8. ОчХП. Какие количественные характеристики служат для оценки зоны ОчХП?

9. Токсичность. Токсодоза.

10. Биологическое оружие.Биологические средства (БС). Возможные способы применения бактериологического оружия.

11. Зона биологического поражения. ОчБП.

12. Мероприятия, предотвращающие распространение инфекци­онных заболеваний.

13. Основные мероприятия гражданской обороны для защиты жизни и здоровья населения в ЧС.

14. Мероприятия медицинской защиты.

15. Медицинские формирования.

16. Средства медицинской защиты.

17. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

18. Аварийно-спасательные формирования. Привести примеры.



В обстановке послевоенных потрясений, на­родно-демократических и национально-освободительных революций стали быст­ро нарастать разногласия между западны­ми странами во главе с США и объеди­нившимися вокруг Советского Союза на­родно-демократическими государствами. Постепенно сформировались два идеоло­гических и военно-политических блока, которые вступили в противоборство друг с другом. Наступил период резкого обост­рения международных отношений, во­шедший в историю под названием «хо­лодной войны».

Одним из первых пропагандистских актов «холодной войны» стала речь быв­шего премьер-министра Великобритании Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента США Трумэ­на в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Тру­мэном, Черчилль сказал, что Советский Союз разделил Европу «железным занаве­сом», установил в своей сфере влияния то­талитарный контроль и хочет «безгранич­ного распространения своей силы и своих доктрин». Черчилль призвал сдерживать «экспансионистские тенденции» СССР «всей силой стран, говорящих на англий­ском языке» и обладающих атомным ору­жием.

Вслед за речью Черчилля началась ак­тивная пропагандистская кампания, как в капиталистических странах Запада, так и в странах Восточного, советского блока. Американское правительство объявило, своей официальной доктриной «сдержи­вание коммунизма» и стало прибегать к «атомной дипломатии», т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американ­ские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что Советский Союз то­гда не имел атомного оружия. Уже в конце 1945 г. директивами президента Трумэна был утвержден совершенно секретный план на случай военных действий против СССР, наметивший удар атомными бом­бами по 20 советским городам.

В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кам­панию против англо-американских «под­жигателей войны». Советские руководители ут­верждали, что правящие круги США буд­то бы стремятся «превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положе­ния рабов», установить «зверский фаши­стский режим не только в США, но и в других странах».

Опасаясь атомного нападения, Совет­ский Союз форсировал работы по созда­нию ядерного оружия, которые возглавил академик И.В. Курчатов. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы.

Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохра­няли преимущество в средствах его дос­тавки. В 1953 г. в США были сконструи­рованы межконтинентальные стратегиче­ские бомбардировщики, а в 1955 г. - меж­континентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Советский Союз ликвидировал это преимущество. Летом 1957 г. под руководством академи­ка С.П. Королева состоялись испытания первой советской межконтинентальной баллистической ракеты. Стартуя с терри­тории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут.

Существенное влияние на обострение отношений между Востоком и Западом оказали установление единовластия ком­мунистических партий в странах Народ­ной демократии, территориальные претен­зии СССР к соседним странам и граждан­ская война в Греции.

Доктрина Трумэна и план Маршал­ла. Пер­вым официальным шагом в направ­лении «сдерживании коммунизма» была доктрина Трумэна, сформули­рованная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о пре­доставлении этим странам военной и эко­номической помощи для борьбы с комму­низмом в размере 400 млн. долл. В Гре­цию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.

Доктрина Трумэна носила мировой характер. В ней прямо указы­валось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма, В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское: правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.

Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительст­во разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла 5 июня 1947 г. Мар­шалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, со­циальными и политическими испытания­ми угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе без­возмездную помощь, которая будет на­правлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса»


Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Евро­пы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демо­кратии», укрепить империализм и фа­шизм, подготовить новую империалисти­ческую войну. Исходя их таких представ­лений, Советский Союз отказался участ­вовать в плане Маршалла, даже не обсуж­дая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе та­кие крупные, как Англия, Италия и Фран­ция, выразили готовность получать аме­риканскую помощь и создали для этой це­ли специальную постоянную международную Организацию европейского эко­номического сотрудничества (ОЕЭС). В обмен на американ­ские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять прави­тельству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефи­цитными материалами, не допускать про­дажу «стратегических товаров» Советско­му Союзу, поощрять американские капи­таловложения. В каждую страну направ­лялись специальные американские мис­сии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи амери­канских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.

План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поста­вили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национально­го продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). По­ставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноев­ропейских стран, но на определенное вре­мя увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консерва­тивных сил.

Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от, 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США» За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.

Военно-политические блоки. В про­цессе «холодной войны» постепенно сформировались две противостоящие друг другу военно-политические коалиции, возглавляемые соответственно Советским Союзом и Соединенными Штатами Аме­рики. Европейские страны Народной де­мократии (за исключением Югославии) были связаны с СССР и друг с другом до­говорами о дружбе, сотрудничестве и вза­имной помощи. Кроме того, Советский Союз заключил договор о дружбе, сотруд­ничестве и взаимной помощи с Финлянди­ей, но Финляндия осталась нейтральной капиталистической страной, не входившей в состав советского блока.
С Корейской Народно-Демократичес­кой Республикой Советский Союз подпи­сал соглашение об экономическом и куль­турном сотрудничестве. 14 февраля 1950 г. договор о дружбе, союзе и взаимной помощи заключили два самых крупных социалистических государства - Совет­ский Союз и Китайская Народная Респуб­лика.

Параллельно создавался блок западных стран под эгидой США. В 1947 г. государ­ства американского континента заключи­ли Межамериканский «договор о взаим­ной помощи», членами которого стали все американские государства, за исключени­ем Канады. Договор предусматривал со­вместные действия американских госу­дарств в случае вооруженного нападения на одно из них, а также лю­бой ситуации, которая может «угрожать миру Америки». Столь широко сформули­рованные обязательства значительно от­личались от общепринятой дипломатиче­ской практики и открывали правящим кругам США большие возможности для вмешательства в дела латиноамерикан­ских государств. Созданная в 1948 г. по­стоянная Организация американских го­сударств, где США играли ведущую роль, окончательно оформила союз государств Американского континента.

В Европе главными инициаторами формирования обособленных военно-политических блоков были правящие кру­ги Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и Франция подписали в Дюнкерке договор о взаимной помощи. Формально он был направлен против возможности новой агрессии со стороны Германии, но фактически представлял собой соглаше­ние двух крупнейших держав Западной Европы с целью защиты своих интересов. В 1948 г. к Англии и Франции присоеди­нились правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга. Они образовали Западный союз, члены которого обязывались оказы­вать помощь друг другу в случае агрессии в Европе. Так возникла военно-политическая группировка западноевро­пейских государств, тесно связанных с Соединенными Штатами.

Раскол Германии. Конфронтация двух враждующих блоков привела к коренному изменению их отношения к быв­шим вражеским государствам. Для превращения прежних врагов добровольных союзников правящие круги США и Великобритании при поддержке Фран­ции взяли курс на пересмотр Потсдамских соглашений и на восстановление эконо­мического и военного потенциала Запад­ной Германии.

Оккупационные власти в западных зонах по­степенно передавали функции управления в руки немецкой администрации, возглав­ляемой представителями буржуазных пар­тий, а в 1948 г. на совещании в Лондоне пра­вительства США, Англии, Франции, Бель­гии, Голландии и Люксембурга оконча­тельно решили создать на территории Тризонии (объединенные оккупационные зоны Англии, США и Франции) отдельное государство. Важным шагом на этом пути была сепаратная де­нежная реформа. США, Англия и Франция рас­пространили ее и на Западный Берлин, оккупированный англо-американскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ со­ветская военная администрация ввела ог­раничения на перевозки из Тризонии в За­падный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Для противодействия блокаде США, Англия и Франция создали «воздушный мост» между Западным Бер­лином и Тризонией, по которому амери­канские самолеты переправляли продо­вольствие, горючее и снаряжение.

Возник «берлинский кризис», который крайне обострил отношения между Совет­ским Союзом и западными державами. Некоторые американские генералы пред­лагали силой прорвать блокаду Берлина и даже использовать против Советского Союза атомное оружие, но правительство США не решилось на такие меры и всту­пило в переговоры с СССР. В мае 1949 г. «берлинский кризис», продолжавшийся около года, завершился тем, что Совет­ский Союз снял ограничения на перевозки в Западный Берлин.

В сентября 1949 г., собравшись на свою первую сес­сию, парламент Западной Германии объявил о создании ново­го германского государства - Федеративной Республики Германии (ФРГ). Оккупа­ционные войска США, Великобритании и Франции остались на территории Федера­тивной Республики Германии. Их взаимо­отношения с властями ФРГ регулирова­лись «Оккупационным статутом», кото­рый сохранял за оккупационными властя­ми право «взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если они сочтут это необходимым». На Западную Германию был распространен план Мар­шалла.

После этого в советской зоне оккупа­ции началось формирование восточногер­манского государства. 7 октября 1949 г. была основана Германская Демократиче­ская Республика. Чтобы облегчить разви­тие экономики ГДР, Советский Союз в три раза снизил сумму причитавшихся ему ре­параций, а затем и вовсе отказался от них. На немецкой земле возникло два гер­манских государства с различным общест­венным и политическим строем.

Североатлантический пакт. В 1949 г. под руководством США был создан круп­нейший военно-политический блок, кото­рый впервые в истории объединил все ве­дущие страны Западной Европы и Север­ной Америки. 4 апреля 1949 г. в столице США Вашингтоне 12 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Италия, подписали Североатлантический договор о взаимной обороне (НАТО).

Они обязывались оказывать помощь друг другу в случае вооруженного напа­дения против одной из них или несколь­ких из них в Европе или в Северной Аме­рике. Подобно Межамериканскому дого­вору о взаимной помощи, Североатланти­ческий договор содержал положения, до­пускавшие возможность вмешательства во внутренние дела его членов. Совместные действия стран - участниц НАТО могли осуществляться не только при вооружен­ном конфликте, но и в том случае, если территориальная целостность, политиче­ская независимость или безопасность лю­бой из сторон будут поставлены под угро­зу. В отличие от обычных договоров о взаимной помощи Североатлантический союз имел специальную интегрированную военную организацию, постоянные воо­руженные силы и объединенное командо­вание, во главе которого стоял американ­ский генерал. Фактически Североатланти­ческий блок был направлен против СССР и его союзников.

Война в Корее. После создания Севе­роатлантического пакта международная напряженность еще более усилилась. В начале 50-х годов «холодная война» пере­росла в локальный вооруженный кон­фликт между социалистическими и капи­талистическими государствами.

25 июня 1950 г. войска Корейской На­родно-Демократической Республики с не­гласного одобрения СССР и КНР начали наступление против Южной Кореи с це­лью объединить всю Корею под властью коммунистов. Чтобы оправдать свои действия, пра­вительство КНДР заявило, что Северная Корея будто бы стала жертвой нападения со стороны Южной Кореи и вынуждена обороняться. Советский Союз, Китай, ев­ропейские страны Народной демократии и компартии всего мира поддержали эту пропагандистскую версию, а правительст­во США обвинило Корейскую Народно-Демократическую Республику в агрессии и направило в Корею свои вооруженные силы, которые приняли участие в боевых действиях на стороне Южной Кореи. К американским войскам присоединились, правда, в незначительном количестве, войска еще 14 государств, в том числе Англии, Франции и Канады. Американ­ские дипломаты провели в Организации Объединенных Наций резолюцию, кото­рая осуждала Корейскую Народно-Демократическую Республику как агрес­сора и объявляла войска США и их союз­ников, действующие в Корее, войсками ООН.

Война в Корее длилась более трех лет. Сначала Народная армия КНДР установи­ла контроль над 90% территории Южной Кореи, но американское командование высадило на западном побережье Кореи крупный десант, который нанес тяжелое поражение северокорейской армии. К ок­тябрю 1950 г. войска Соединенных Шта­тов Америки заняли значительную часть КНДР, захватили ее столицу Пхеньян и приблизились к границам Китая. Тогда на помощь Корейской Народно-Демократи­ческой Республике пришли советские лет­чики и воинские части Китайской Народ­ной Республики, официально действовав­шие в качестве добровольцев. Вместе с Корейской Народной армией китайские добровольцы отбросили своих противни­ков к границам КНДР.

Командующий американскими вой­сками в Корее генерал Макартур предложил пустить в ход атомную бомбу, но правительство США отклонило его пред­ложение, грозившее самыми опасными последствиями, и отстранило Макартура от командования. Летом 1951 г. начались мирные переговоры, которые через два года, 27 июля 1953 г., завершились подпи­санием перемирия. Силы воюющих сто­рон остались на линии фронта, которая проходила в районах, близких к 38-й па­раллели, то есть почти на тех рубежах, с которых началась война.

Региональные пакты в Азии и на Тихом океане. Во время войны в Корее и после ее окончания Соединенные Штаты Америки дополнили систему военно-политических блоков новыми региональ­ными пактами с государствами Азии и Тихого океана. Сохраняя в силе «Договор безопасности» с Японией, США в 1951 г. заключили «договор безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (договор АНЗЮС). Затем они приступили к организации многостороннего блока -Организации договора для Юго-Вос­точной Азии (СЕАТО). Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября 1954 г. в столице Филиппин Маниле, должен был играть на Дальнем Востоке и в Тихом океане такую же роль, как Североатлантический пакт на Западе. В него вошли 8 стран: США, Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого океана - Пакистан, Таиланд, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Подобно Североатлантическому пакту, договор СЕАТО был направлен не только против внешней, но и против внутренней опас­ности или подрывной деятельности. Члены СЕАТО обещали оказывать помощь друг другу как при вооруженном нападении извне, так и в том случае, когда их территориальная целостность и полити­ческая независимость будут поставлены под угрозу каким-либо иным путем. При СЕАТО существовал ряд постоянно действующих органов, в том числе группа военных советников и комитет по борьбе с «подрывной деятельностью».
В 1955 г. в Багдаде был подписан Ба­гдадский пакт. В него вошли Турция, Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с Америкой. США и их союзники окружили Совет­ский Союз и другие социалистические страны целой системой военных баз, с ко­торых их авиация могла бы наносить уда­ры по социалистическим государствам.

Борьба за разоружение и смягчение международной напряженности. В условиях «холодной войны» развернулась активная борьба миролюбивых сил за разоружение и смягчение международной напряженности. Ряд важных инициатив в этом направлении предпринял Советский Союз. По инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1946 г. приняла резолюцию, призывающую все государства запретить атомное оружие, сократить так называемые обычные вооружения и вывести иностранные войска с территорий всех государств -членов ООН. В 1948 г. СССР предложил, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности - США, Советский Союз, Англия, Франция и Китай - в качестве первого шага к общему сокращению вооружений сократили в течение года свои сухопутные, морские и воздушные силы на одну треть. Генеральная Ассамблея ООН приняла советское предложение запретить пропа­ганду войны. Она осудила все формы про­паганды, которые могут провоцировать или поощрять угрозу миру или акты аг­рессии.

Все эти и мно­гие другие аналогичные действия были направлены на смягчение международной напряженности, но, как правило, они но­сили пропагандистский характер и не мог­ли положить конец «холодной войне». Высказываясь за мир и дружбу между народами, предлагая уничтожить атомное оружие и сократить обычные вооружения, правительство СССР на практике часто не считалось с интересами других государств, отказывалось от поис­ков компромиссов с ними, стремилось со­хранить свое превосходство в области обычных вооружений.

Ослабление международной напря­женности. Политика мирного сосущест­вования. После смерти И.В. Сталина но­вое советское руководство, возглавляемое Г.М. Маленковым, а затем Н.С. Хруще­вым, предприняло ряд крупных шагов по смягчению международной напряженно­сти. Заявив, что «нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем», советское правительство договорилось с Соединен­ными Штатами о подписании перемирия в Корее.

В июле 1954 г. в Женеве на совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции, Китайской Народной Республики и Демократической Республи­ки Вьетнам были подписаны соглашения о прекращении колониальной войны во Вьетнаме. Территория Вьетнама временно была разделена демаркационной линией вдоль 17-й параллели: к северу от этой линии должны были сосредоточиться вой­ска Демократической Республики Вьет­нам, к югу - войска южновьетнамского правительства. Впоследствии предполага­лось провести на всей территории Вьет­нама свободные выборы под наблюдением международной комиссии, однако выборы не состоялись, и демаркационная линия надолго превратилась в границу между ДВР и Южным Вьетнамом.

В соответствии с Женевскими согла­шениями Франция окончательно признала независимость стран Индокитайского по­луострова - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, и вывела оттуда свои войска.

В июле 1955 г. в Женеве состоялось первое после второй мировой войны со­вещание глав правительств США, СССР, Великобритании и Франции. На нем об­суждались проблемы сокращения воору­жений, запрещения атомного оружия, а также проблемы европейской безопасно­сти и объединения Германии. Хотя согла­шений по этим вопросам не было достиг­нуто, совещание способствовало ослабле­нию международной напряженности.
Благодаря более гибкой позиции СССР, удалось решить некоторые унаследованные от прошлого вопросы. В январе 1955 г. Советский Союз опубликовал за­явление об официальном прекращении со­стояния войны с Германией, а в сентябре установил дипломатические отношения с ФРГ и освободил остававшихся в СССР немецких военнопленных и военных преступников. По инициативе СССР 15 мая 1955 г. правительства СССР, США, Вели­кобритании и Франции подписали с Авст­рией Государственный договор об окон­чании оккупации и восстановлении неза­висимой и демократической Австрии. До­говор запрещал аншлюс и обязывал австрийское правительство не допускать фа­шистской и милитаристской деятельности на территории страны. После вступления в силу Государственного договора и вывода всех оккупационных войск из Австрии австрийский парламент принял конституци­онный закон о постоянном нейтралитете.
В 1956 г. в Москве была подписана со­ветско-японская декларация, которая по­ложила конец официальному состоянию войны между Японией и СССР и привела к восстановлению дипломатических от­ношений между этими двумя странами. СССР поддержал просьбу Японии о при­нятии ее в ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию. Советское правительство обещало пере­дать Японии два из четырех южно-курильских островов - Хабомаи и Шикотан - при условии подписания мирного договора и вывода американских войск из Японии.

Новую ориентацию советской внешней политики подтвердил и официально за­крепил XX съезд Коммунистической пар­тии Советского Союза, состоявшейся в феврале 1956 г., основным содержанием внешней политики СССР был провозглашен курс на предотвраще­ние войны и мирное существование госу­дарств с различными общественно-политическими системами. Вместе с тем советское руководство продолжало верить в грядущую победу социализма в мирном соревновании с капитализмом. Оно про­должало противостоять капиталистиче­скому Западу и участвовать в гонке воо­ружений, стремясь достичь ракетно-ядерного паритета с США.

Бандунгская конференция. Крупную роль в борьбе за ослабление международ­ной напряженности сыграли страны, осво­бодившиеся от колониальной зависимо­сти. Они составили особую группу так на­зываемых развивающихся стран, или стран «третьего мира», не желавших присоединяться ни к советскому, ни к англо-­американскому блокам. Большинство из них взяли на себя обязательство руково­дствоваться «Пятью принципами мирного сосуществования», которые были впервые провозглашены премьер-министром Индии Неру и премьером государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Эньлаем в июне 1954 г. «Пять прин­ципов» включали: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверени­тета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равен­ство и взаимную выгоду; 5) мирное сосу­ществование.

В 1955 г. «Пять принципов мирного сосуществования» были одобрены конфе­ренцией 29 стран Азии и Африки в Бан­дунге. Конференция, в кото­рой приняли участие крупнейшие страны Азии и Африки, в том числе Индия, Бир­ма, Индонезия, Пакистан, Япония, Египет, Эфиопия, Китайская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам, единодушно приняла «Декларацию о со­действии всеобщему миру и сотрудниче­ству».

Суэцкий кризис Несмотря на некото­рое ослабление напряженности, в между­народных отношениях не протяжении 50-х годов не раз возникали острые кризисы, увеличивавшие угрозу войны. Одним из них был конфликт вокруг Суэцкого канала в Египте.

26 июля 1956 г. президент Египта На­сер объявил о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая вы­платить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран. В ответ последовала бурная реак­ция Великобритании и Франции, решив­ших наказать Египет и восстановить свои позиции в зоне канала. Советский Союз поддержал Египет, а к Англии и Франции присоединился Израиль, правящие круги которого хотели сохранить и расширить завоеванные в 1949 г. территории. 30 ок­тября 1956 г., по предварительной тайной договоренности с Францией и Англией, 100-тысячная израильская армия внезапно перешла границу Египта и устремилась через Синайский полуостров к Суэцкому каналу. Началась вторая арабо-израиль­ская война.

Англия и Франция лицемерно заявили, что хотят остановить обе враждующие стороны введением в зону Суэцкого кана­ла англо-французских войск, а когда Еги­пет, как они заранее предполагали, отверг такой план, англо-французская авиация подвергла бомбардировке египетские го­рода. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне Суэцко­го канала, к которому уже подошли изра­ильские войска. Египетская армия была вынуждена отступать.

Советский Союз осудил англо-франко-израильскую агрессию. Чрезвычай­ная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекраще­нии огня в Египте. Поскольку война про­должалась, советское правительство вече­ром 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очище­ния территории Египта. Оно заявило, что готово оказать помощь Египту посылкой добровольцев, не исключая даже возможности применения ракетно-ядерного оружия.

Предупреждение СССР возымело дей­ствие. В ночь на 7 ноября прекратились военные действия. В декабре англо-­французские войска были выведены из зо­ны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израиль­ских войск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: