В типовом уроке предусматриваются три логически связанные части, каждая из которых имеет основное назначение, частные задачи и главные средства.
1. Вводная часть. Основное назначение — организация группы; общее повышение эмоционального состояния; введение в работу; специальная подготовка к выполнению основной работы.
Частные задачи — организованно начать урок, сосредоточить внимание; ознакомить с темой и задачами данного урока; провести упражнения, направленные на улучшение физического состояния; провести специально подготовительные упражнения для успешного выполнения основной работы (общая и специальная разминки).
Главные средства — строевые упражнения; фигурная маршировка; упражнения во время ходьбы; бег разной интенсивности с изменением направлений и добавочными движениями рук, туловища, ног; упражнения, выполняемые по внезапной команде или условному знаку, состоящие из принятия фехтовальных положений и выполнения фехтовальных движений; гимнастические упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах для развития разных мышечных групп, амплитуды; силы, быстроты, гибкости, координации движений; упражнения с предметами (гимнастическими палками, булавами, набивными и теннисными мячами); элементы акробатики; упражнения с партнером с разного вида сопротивлениями и элементарной борьбой; легкоатлетические упражнения (прыжки, бег из разных стартовых положений — низкий и высокий старт, сидя спиной к направлению бега, положение боевой фехтовальной стойки и пр.); упражнения фехтовального характера (с оружием и без оружия) в расслаблении мускулатуры, переключении от расслабления к напряжению, на чучелах и мишенях, перед зеркалом и т. п.
|
|
2. Основная часть. Основное назначение — овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование в них, повышение тренированности и достижение высокого уровня спортивной формы.
Частные задачи — изучение и совершенствование определенных приемов и действий фехтования, повышение их качества путем многократных повторений и применения в изменяющейся обстановке, специальная подготовка к напряженной работе в условиях соревнований, приобретение конкретных знаний по теории фехтования.
Главные средства — упражнения в приемах и действиях фехтования, проводимые по команде и самостоятельно, с партнером по заданию тренера-преподавателя («контрю с ограничением и без ограничения приемов нападения и защиты различной сложности); учебные и тренировочные индивидуальные уроки преподавателя; взаимные индивидуальные уроки по заданию преподавателя; учебные соревнования для совершенствования техники и тактики по определенному заданию и с предоставлением самостоятельности ученикам; соревновательные бои с разными условиями проведения (на счет уколов, на время, на выбывание, командные и личные, с гандикапом и пр.); практика в организации и судействе соревнований, в инструкторских навыках; сообщение знаний по вопросам техники, тактики, методики, организации и планирования обучения и тренировки, оборудования и инвентаря, гигиеническому режиму, самоконтролю, истории и теории фехтования и другим предметам.
|
|
3. Заключительная часть. Основное назначение — снижение возбуждения и напряжения центральной нервной системы, образовавшихся при выполнении основной работы; развитие и совершенствование физических качеств; организованное окончание занятия.
Частные задачи — разбор наиболее характерных положений данного урока и подведение его итогов; развитие конкретных физических качеств по плану данного урока (сила, гибкость, быстрота, прыгучесть, выносливость, координация или ловкость и т. п.); установление заданий для самостоятельной работы над совершенствованием тех или иных приемов и качеств.
Главные средства — упражнения по совершенствованию физических качеств; ходьба и бег; расслабление мускулатуры, принимавшей деятельное участие в фехтовальных движениях; упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах; специальные индивидуальные упражнения для развития и совершенствования отстающих физических качеств; краткие беседы по теоретическим вопросам; назначение индивидуальных заданий для самостоятельной работы; организационные задания и объявления.
После урока рекомендуются водные процедуры (теплый душ или ванна), самомассаж и массаж.