Часть 2. Современные философские проблемы военной науки

Классические работы (Общие проблемы философии науки)

Дополнительная литература (Общие проблемы философии науки)

Основная литература (Общие проблемы философии науки)

Регламент кандидатского экзамена

Вопросы кандидатского экзамена

Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы

Кризис отечественной военной науки как определенный этап в ее эволюции. Социально-политические, идеологические и методологические причины кризиса, его характерные черты и признаки.

Условия и предпосылки преодоления кризиса. Необходимость учета уроков истории развития отечественной военной науки. Сохранение ее национального духа. Выработка мировоззренческих позиций и методологических основ, адекватных современным реалиям. Соблюдение принципа преемственности. Необходимость востребованности военной науки политическим и военным руководством страны.

Разработка концепции современной войны, условий и факторов ведения вооруженной борьбы; военной реформы и модернизации вооруженных сил с учетом ведения контртеррористических операций. Современные взгляды на обеспечение военной безопасности России. Современные оценки военных опасностей и угроз.

Разработка современной научной методологии военной науки. Отношение к прежней методологии и выработка новых методов.

Решение вопроса об объекте, предмете военной науки, ее структуре и функциях. Соотношение теоретического и эмпирического уровней. Взаимосвязь и взаимодействие военной науки с военной историей.

Решение проблемы законов военной науки, соотношения законов и принципов; теории и практики.

Основные проблемы развития стратегии, оперативного искусства, тактики, других составных частей военной науки.

Теоретико-методологические подходы к подготовке военных кадров.

Совершенствование военно-научного комплекса и исследование проблем военной науки.

  1. Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
  3. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  5. Определение понятия «наука».
  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
  7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  8. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
  9. Восточная преднаука.
  10. Генезис науки. Античная наука.
  11. Наука в Средние века.
  12. Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
  13. Наука Нового времени 17 в.
  14. Рождение классической науки.
  15. Наука в эпоху Просвещения 18.в
  16. Особенности развития науки в 19 в.
  17. Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных револю­ций.
  18. Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
  19. Становление социальных и гуманитарных наук.
  20. Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
  21. Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
  22. Основания науки. Философские основания науки.
  23. Метатеоретический уровень научного знания.
  24. Неклассическая наука: общая характеристика.
  25. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.
  26. Исторические типы научной рациональности.
  27. Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
  28. Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
  29. Наука и ненаучное знание.
  30. Традиции и новации в науке.
  31. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
  32. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
  35. Экологическая этика и ее философские основания.
  36. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
  37. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
  38. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
  39. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  41. Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки.
  42. Подго­товка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
  43. Наука и экономика.
  44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
  45. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
  46. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
  47. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  48. Современные философские проблемы военной науки.
  49. Сущность и природа военно-научного познания.
  50. Специфика объекта и предмета военно-научного познания.
  51. Природа ценностей и их роль в военно-научном познании.
  52. Война и мир как базовые категории военно-научного знания.
  53. Время и пространство в военно-научном познании.
  54. Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании.
  55. Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле.
  56. Военная техника как объект военно-научного познания.
  57. Основные исследовательские программы военно-научного познания.
  58. Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций.
  59. История военных наук
  60. Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире.
  61. Военные знания и развитие военной теории в Средние века.
  62. Военная наука Нового времени.
  63. Военная наука Новейшего времени.
  64. Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.).
  65. Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии.
  66. Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы.
    • Для допуска к экзамену необходимо подготовить реферат по «истории военной науки», который оценивается записью: «зачтено» или «не зачтено».
    • Темы рефератов утверждаются на заседании той кафедры, где учится аспирант.
    • Выбранные темы должны ответствовать содержанию «Часть. 3» настоящей программы.
    • Реферат готовится в рамках часов, отведенных для самостоятельной работы.
    • Если реферат зачтен, аспирант допускается к устному экзамену по билетам, составленным на основе списка вопросов.
    • Для подготовки ответов на экзамене дается 30 минут.

Требования к реферату:

1. Оформление.

Объем –24 стр. Поля: слева, справа, сверху – 2 см., внизу –3 см. Кегль – 14, шрифт – Times, интервал – полуторный.

2. Реферат должен отвечать требованиям научной работы. Необходимо: введение, заключение, список литературы, оглавление. Определение объекта, предмета цели и задач исследования.

3. Титульный лист (по образцу).

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

1. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

2. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

3. Бессонов, Б. Н. История и философия науки.– М.,2009.

4. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

5. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

7. История и философия науки / под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – М., 2011.

8. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

9. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

10. Кохановский, В.П. и др.Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов.– Ростов н/Д: Феникс, 2008.

11. Липкин, А.И. - Философия науки. Учебник - 2007.

12. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

13. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

14. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени андидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М., 2006.

15. Степин, В.С. Философия науки: Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук.– М., 2006.

16. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

17. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

18. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

1. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

2. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

3. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

4. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6. Войтов, А.Г. История и философия науки. – М., 2007 г.

7. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой - 2008.

8. Гайденко, П.П. К вопросу о генезисе новоевропейской науки - 2008.

9. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

10. Классическая философия науки: Хрестоматия / ред. Пржиленский В.И. М., 2006.

11. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

12. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание и динамика культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М., 2007.

13. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

14. Наука в культуре. М., 1998 г.

15. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). М., 2006.

16. О бщие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей. Cост. и общ. ред. Н. В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007.

17. Огородников, В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов.– СПб., 2011.

18. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

19. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

21. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

22. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

23. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

24. Тавризян.Г.М. Философы XX века о технике и технической цивилизации.– М.,2009.

25. Хайек, Ф. фон Влияние естественных наук на науки общественные - 2006.

26. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

  1. Владимир Иванович Вернадский. URL: https://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt
  2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 1. - 1977.
  3. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 10. - 1977.
  4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 2. - 1977.
  5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 3. - 1977.
  6. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 4. - 1977.
  7. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 5. - 1977.
  8. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 6. - 1977.
  9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 7. - 1977.
  10. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 8. - 1977.
  11. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. Глава 9. - 1977.
  12. Кун, Т. - Логика и методология науки. Структура научных революций - 1969.
  13. Поппер, К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.
  14. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. – М., 2004.
  15. Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия / Пер. с англ. И. В. Журавлева – М., 2008.
  16. Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути – М., 2002.

17. Фейерабенд, П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. – М.., 2007.

  1. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского – М.: Прогресс, 1986. с.

19. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.– М.: Наука, 1967.

  1. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.– М., 1995.
  2. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.– М.: АСТ, 2001.
  3. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки.– М., 2008.
  4. Лакатос И. Наука и псевдонаука. (Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30 июня 1973 г.).

Рекомендуемая основная литература

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М, 1996.

2. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, 1988.

3. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Клягин С.В. Новый образ науки в военно-социальных исследованиях. – М.: ВУ, 1997.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания - М.: Гардарики, 2003.

6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

7. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

9. Томсон М. Философия науки. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.

10. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: