На месте, с передвижением и на выпаде

Задача 2. Обучение 7-й и 8-й позициям, их перемене в сочетании с 6-й и 4-й

Задача 1. Обучение 4-й и 6-й позициям, их переменам на месте, с передвижениями и выпадами

Задача 5. Обучить скачку-выпаду и возвращению с шагом назад

Задача 4. Обучение приставному шагу и выпаду

Задача 3. Обучение повторным выпадам в сочетании с передвижениями

Шагами вперед и назад

Задача 2. Совершенствование выпада в сочетании с различными передвижениями

Задача 1. Обучение выпаду и возвращению с выпада назад

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Самостоятельно несколько раз плавно выпрямить воору­женную руку и закрыться. Прием называется «показать укол» а) плавно выпрямлять вооруженную руку, не напрягать плечо и не поднимать гарду вверх; б) туловище не наклонять вперед; в) в конечном положении острие клинка ниже гарды
2. Выполнять малый, сред­ний выпад и возвращаться на­зад в боевую стойку. Действо­вать самостоятельно а) выполнять выпад плавным толчком и полным разгибанием левой ноги, стопа прижата к полу; б) правой ногой одновременно с толчкощ сделать активное маховое движение голенью и поставить перекатом с пятки на всю ступню
3. Так же выполнять малый, средний или большой выпад, обратить внимание на правиль­ное возвращение с выпада назад а) выполняя выпад, сохранять положение туловища, как в боевой стойке; б) при возвращении с выпада назад обратить внимание на движение назад тазом и на активный взмах левой рукой вверх
4. Выполнять выпады с раз­личной скоростью, усилить толчок левой ногой Обратить внимание на движение вооруженной руки раньше, чем ноги на выпад
5. Выполнять различные выпады, правую ногу проносить низко над полом а) усилить маховое движение голенью правой ноги; б) следить за прямолинейностью движения маховой ноги по боевой линии
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнять плавные шаги вперед, назад и выпады раз­личной длины а) шаг вперед и назад — выпад; два ша­га вперед — выпад; два шага назад, шаг вперед — выпад; б) изменять длину шага
2. Выполнять шаги с различ­ной скоростью: плавные, бы­стрые, с ускорением и раз­личные выпады а) плавный шаг вперед и быстрый шаг вперед и выпад; два-три плавных коротких шага назад — быстрый и длинный шаг впе­ред и выпад; б) плавное начало шага вперед и быстрое приставление левой ноги и выпад
3. Выполнять шаги и выпа­ды под команду партнера: «К бою!», «Показать укол!», «Обо­значить укол — коли!» «За-кройсь!», «Шаг вперед с вы­падом— коли!», «Закройсь!», «Коли!» а) четко выделять предварительную в исполнительную команды; б) опустить плечо, не напрягать воору­женную руку в) уход с выпада тазом назад; г) присесть пониже, проверить стойку к т. д.
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнять небольшие вы­пады, вслед за ними повтор­ные выпады и возвращаться в боевую стойку После небольшого выпада быстро пере­ставить левую ногу вперед на 1 —2 ступ­ни. Закрыться в боевую стойку и сделать повторный выпад
2. Делать разные шаги впе­ред, назад и выпады различ­ной длины, внезапно быстро выполнить повторный выпад а) выполнять плавные и быстрые шаги,, выпады и повторить выпад; б) после выпада закрываться назад (впе­ред) и повторять выпад
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнять приставной шаг и выпад Плавно приставить левую ногу к правой на одну ступню и сделать выпад
2. Также выполнять при­ставной шаг и выпад, но уве­личить их длину и скорость Быстро приставить левую ногу к правой и сделать выпад
3. Сочетать передвижения с приставным шагом и выпадом Сочетать шаги вперед и назад с пристав­ным шагом-выпадом и с шагом трещоткой
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Самостоятельно исполнять несколько раз скачок вперед При скачке вперед ударять носком правой ноги о пол, пятка приподнята, приземляться на обе ноги
2. Выполнять скачок вперед и выпады различной длины а) сделать скачок вперед и небольшой выпад на три счета; б) выполнять разные скачки вперед и выпады
3. Сочетать передвижения шагами вперед, назад плавно, трещоткой и выполнить скачок-выпад а) выполнять плавные шаги назад, вперед и внезапно скачок-выпад; б) выполнять шаги трещоткой в три темпа, шаг назад и скачок-выпад

Индивидуальное обучение. Правильность выполнения выпа­дов преподаватель проверяет в процессе самостоятельной рабо­ты обучаемых:

1. Взяв левой рукой острие клинка ученика (рис. 69), пре­подаватель предлагает показать укол — выпрямить вооружен­ную руку, закрыться. Если ученик поднимает гарду вверх, пре­подаватель нажимает своим оружием на оружие ученика и тре­бует выпрямить руку только вперед.

2. Держа клинок ученика левой рукой, преподаватель пред­лагает показать укол, по команде «Коли!» делает шаг правой ногой вправо, поддерживая клинок ученика своим оружием, поправляет его и оценивает исполнение (рис. 70).

Дальнейшее совершенствование выпада и различных пере­движений проводится в сочетании с переменой позиций и с боевыми действиями.

Позиции, их перемена и уклонения. Позиция — определенное целесообразное положение вооруженной руки и оружия по отно­шению к телу бойца. Позиции различаются по номерам — от 1-й до 9-й. Номер позиции определяется расположением вооружен­ной руки и оружия в той или другой фехтовальной линии.

В каждой фехтовальной линии может быть несколько пози­ций, при которых вооруженную руку держат ладонью вверх или вниз. В верхней-внутренней —4 и 5-я позиции; в нижней-наруж­ной—8-я и 2-я; в нижней-внутренней — 7-я и 1-я позиции. В за­щитах оружием положение позиции совпадает с конечным поло­жением типовых защит при отбивах оружия противника.

Позиции и их перемена в бою применяются в подготавлива­ющих действиях в виде игры оружием, вызова противника на же­лаемые действия, в целях избежания воздействия на оружие, для подготовки наступления или обороны.

Основными позициями в фехтовании на рапирах следует счи­тать 6, 4, 7 и 8-ю. Они выполняются ладонью вверх, как наиболее применяемые в современном электрорапирном бою. Этими пози­циями рапирист овладевает в начале обучения.

Во многих учебных руководствах рекомендуют считать основ­ными позициями 4, 6 и 2-ю или некоторые другие сочетания позиций.

Такая рекомендация не ошибочна, но менее целесообразна. Раннее изучение 2-й позиции как основной влияет на невольное применение ее в защитах, что недостаточно выгодно в фехтова­нии на электрорапирах, так как, принимая 2-ю защиту, боец от­крывает значительную поражаемую поверхность.

6-я позиция (рис. 71) является основной позицией в бое­вой стойке. Вооруженная рука справа по отношению к телу бой­ца согнута под тупым углом, гарда на высоте груди, острие на высоте глаз и направлено вперед-вверх. Кисть неполностью супинирована, пальцы обращены вверх ногтями и немного влево, противовес над предплечьем. Острие, гарда, локоть и плечо на­ходятся в одной плоскости.

4-я позиция (см. рис. 71). Вооруженная рука слева так­же согнута под тупым углом, гарда на высоте груди. Острие на высоте глаз левее головы и направлено вперед-вверх. Кисть полупронирована, пальцы обращены ногтями влево-вниз.

7-я позиция (см. рис. 71). Вооруженная рука слева под тупым углом, гарда на высоте груди. Острие на высоте середи­ны бедра и направлено вниз-вперед. Кисть супинирована, паль­цы обращены ногтями вверх и влево.

8-я позиция (см. рис. 71) сходна с 7-й, но оружие нахо­дится справа, кисть супинирована, пальцы обращены ногтями вверх.

К дополнительным позициям относятся 1, 2, 3, 5 и 9-я. Они изучаются после основных.

1-я позиция (рис. 72). Вооруженная рука слева, полу­согнута, горизонтально перед собой, кисть пронирована, и гарда находится на уровне левого плеча. Острие на высоте середины •бедра и направлено вперед-вниз, пальцы обращены ногтями впе­ред и влево.

2-я позиция (см. рис. 72). Вооруженная рука согнута под тупым углом, кисть пронирована, гарда на высоте гребня таза, пальцы обращены ногтями вниз. Острие оружия чуть ниже гар­ды и направлено вперед и немного вниз.

3-я позиция (см. рис. 72) сходна с 6-й, но вооруженная рука более выпрямлена, кисть пронирована, пальцы обращены ногтями вперед-вниз. Острие оружия выше гарды и направлено вверх-вперед.

5-я позиция (см. рис. 72) сходна с 4-й, но применяется ближе к себе, гарда и острие оружия опущены ниже, пальцы обращены ногтями влево-вниз.

9-я позиция (см. рис. 72). Вооруженная рука справа, гар­да на уровне глаз, кисть не полностью супинирована, пальцы обращены ногтями влево-вверх. Острие оружия ниже гарды и направлено вниз-влево. Из 6-й позиции 9-я принимается полу­кругом, преимущественно за счет движения в лучезапястном суставе.

Кроме нумерных позиций в боевых действиях фехтовальщики применяют близкие и сходные с ними положения оружия — сред­нее между 6-й и 4-й или 7-й и 8-й, выше или ниже нумерных, впереди или ближе к себе.

Перемена позиций, как специальные упражнения, содейству­ют подготовке бойца к защитным действиям. Поэтому выполнять упражнения в перемене позиций целесообразно по пути движения соответствующих защит. Перемена позиций используется для открытия или закрытия той или другой фехтовальной линии. При движении оружием с помощью пальцев переходы из одной позиции в другую, как и движения защит, выполняются спортсменом не прямолинейно, а преимущественно по дуге, полукругу, эллип­су, кругу и в различных сочетаниях между собой. Поэтому пере­мена позиций определяется не по форме линии движения острия оружия, а по переходу вооруженной руки и оружия из одной фех­товальной линии в другую или в ту же прямо, по диагонали или по кругу.

Прямые перемены позиции — это переходы воору­женной руки с оружием из одной фехтовальной линии в другую по горизонтали или вертикали, т. е. справа налево, сверху вниз и наоборот (рис. 73, а, б). Такими основными переходами будут: из 6-й в 4-ю и из 4-й в 6-ю; из 7-й в 8-ю и из 8-й в 7-ю; из 6-й в 8-ю и из 8-й в 6-ю; из 4-й в 7-ю и из 7-й в 4-ю; из 6-й во 2-ю и из 2-й в 6-ю; из 2-й в 7-ю и из 7-й во 2-ю и из 6-й в 9-ю и из 9-й в 6-ю и т. д.

Полукруговые переме­ны позиций — это переходы вооруженной руки с оружием из одной фехтовальной линии в дру­гую, совершаемые по диагонали (см. рис. 73, в, г). Такими основ­ными переходами будут: из 6-й в 7-ю и из 7-й в 6-ю; из 4-й в 8-ю и из 8-й в 4-ю; из 2-й в 4-ю и из 4-й во 2-ю; из 6-й в 1-ю и из 1-й в 6-ю и т. д.

На рис. 74 показано сочетание перемены прямых и полукруговых позиций, применяемых в прак­тике.

Круговые перемены позиций — это переходы воору­женной руки и оружия из одной фехтовальной линии в ту же, со­вершаемые по кругу или эллипсу (рис. 75, а—г). Такими основны­ми переходами будут: 6-я—круг— 6-я; 4-я — круг — 4-я; 7-я — круг — 7-я; 8-я — круг — 8-я; 2-я — круг — 2-я и т. д.

Сочетания перемены позиций круговых, прямых и полукруговых могут быть различные. Некоторые из них, наиболее типичные и применяемые в практике, показаны на рис. 76.

В учебных упражнениях для лучшего усвоения техники Движений перемены позиций и активной работы пальцев вооруженной руки целесообразно совершать движения плавно, с различной скоростью и амплитудой, а также с различной интенсив­ностью сжатия пальцев кисти в конечный момент принятия позиции для подготовки к защитным действиям.

Уклонение — это движение туловищем с целью ухода в сто­рону, вниз или назад. При этом на месте остается одна из ног. Применяется в контратаках для уклона от укола противника.

Уклонение вниз выполняется быстрым отставлением левой ноги назад, наклоном туловища вперед с опорой левой руки о пол (рис. 77, а).

Уклонение назад выполняется передвиганием правой ноги назад к левой с отодвиганием таза назад, наклоном туло­вища вперед и вытягиванием вооруженной руки (рис. 77, б).

Уклонение вправо выполняется перестановкой левой ноги вправо на линию впереди стоящей, с одновременным ухо­дом и поворотом тела влево и вытягиванием вооруженной руки (рис. 77, в).

Уклонение вперед проводится на выпаде за счет наклона туловища вперед-вниз в сторону противника для избежания укола.

Обучение позициям, их переменам и уклонениям. Группо­вое обучение. Изучение позиций и их перемен целесообраз­но начинать с 6, 4, 7, 8-й и их сочетаний, а затем 2, 5, 9, 1 и 3-й.

Обучение проводится без противника, в одной-двух шеренгах, лицом к преподавателю и друг к другу.

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Стать в боевую стойку и при­нять 6-ю или 4-ю позицию. «К бою готовьсь!», «Шестой — закройсь!» «Четвертой — закройсь!» а) из боевой стойки немного развер­нуть кисть вправо и принять 6-ю позицию; б) поворачивая кисть и предплечье влево и немного вниз, принять 4-ю пози­цию.
2. Плавно менять 4-ю и 6-ю по­зиции с паузой и проверкой ко­нечных положений. Действовать самостоятельно. Несколько раз принять 4-ю и 6-ю по­зиции и проверить конечное положение, чтобы в 6-й позиции острие, гарда, локоть и плечо были в одной плоскости
3. Непрерывно менять 4-ю и 6-ю позиции. Выполнять самостоя­тельно. а) плавно и непрерывно менять 4-ю и 6-ю позиции и наоборот. б) постепенно увеличивать и умень­шать амплитуду движения перемены позиции (рис. 78, 1); в) выполнять перемену 4-й и 6-й по­зиций впереди себя, ближе к себе и, наоборот, изменяя амплитуду и скорость движения (см. рис. 78, 2)
4. Менять 4-ю и 6-ю позиции, передвигаясь вперед, назад, делая различные выпады. «Действуйте!» а) непрерывно менять позиции, пере­двигаясь вперед и назад; б) менять позиции, стоя на выпаде, возвращаясь с выпада
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Принять 7-ю и 8-ю позиции. «К бою готовьсь!». «Восьмой — закройсь!», «Четвертой — за­кройсь!», «Седьмой — закройсь!» Из 6-й позиции принять 8, 4, 7-ю и т. д.  
2. Плавно менять 6-ю и 8-ю пози­ции, затем 4-ю и 7-ю с паузой и проверкой конечных положений. Несколько раз переменить позиции 6 — 8-ю, 4-ю, 7-ю, зафиксировать 8, 7-ю позиции и проверить.
3. Плавно менять позиции 4, 6, 7, 8-ю на месте, с передвижением вперед, назад и на выпаде. Менять позиции 4, 6, 7, 8-ю непрерывно на месте (см. рис. 78,3) и с передвижением
4. Так же менять позиции 4, 6, 7, 8-ю, но изменять амплитуду движения. а) менять позиции непрерывно, постепенно увеличивая амплитуду движения, братй впереди себя, ближе к себе и наоборот б) также непрерывно менять позиции, но изменять последовательность: 4—6—7-ю, 4—6—8-ю, 4—7—8—4-ю и т. д.
5. Выполнять перемену позиций под команду партнера Перестроить обучаемых по 3—5 чело­век, назначить старших, дать пример команды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: