Задача 2. Обучение 7-й и 8-й позициям, их перемене в сочетании с 6-й и 4-й
Задача 1. Обучение 4-й и 6-й позициям, их переменам на месте, с передвижениями и выпадами
Задача 5. Обучить скачку-выпаду и возвращению с шагом назад
Задача 4. Обучение приставному шагу и выпаду
Задача 3. Обучение повторным выпадам в сочетании с передвижениями
Шагами вперед и назад
Задача 2. Совершенствование выпада в сочетании с различными передвижениями
Задача 1. Обучение выпаду и возвращению с выпада назад
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Самостоятельно несколько раз плавно выпрямить вооруженную руку и закрыться. Прием называется «показать укол» | а) плавно выпрямлять вооруженную руку, не напрягать плечо и не поднимать гарду вверх; б) туловище не наклонять вперед; в) в конечном положении острие клинка ниже гарды |
2. Выполнять малый, средний выпад и возвращаться назад в боевую стойку. Действовать самостоятельно | а) выполнять выпад плавным толчком и полным разгибанием левой ноги, стопа прижата к полу; б) правой ногой одновременно с толчкощ сделать активное маховое движение голенью и поставить перекатом с пятки на всю ступню |
3. Так же выполнять малый, средний или большой выпад, обратить внимание на правильное возвращение с выпада назад | а) выполняя выпад, сохранять положение туловища, как в боевой стойке; б) при возвращении с выпада назад обратить внимание на движение назад тазом и на активный взмах левой рукой вверх |
4. Выполнять выпады с различной скоростью, усилить толчок левой ногой | Обратить внимание на движение вооруженной руки раньше, чем ноги на выпад |
5. Выполнять различные выпады, правую ногу проносить низко над полом | а) усилить маховое движение голенью правой ноги; б) следить за прямолинейностью движения маховой ноги по боевой линии |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Выполнять плавные шаги вперед, назад и выпады различной длины | а) шаг вперед и назад — выпад; два шага вперед — выпад; два шага назад, шаг вперед — выпад; б) изменять длину шага |
2. Выполнять шаги с различной скоростью: плавные, быстрые, с ускорением и различные выпады | а) плавный шаг вперед и быстрый шаг вперед и выпад; два-три плавных коротких шага назад — быстрый и длинный шаг вперед и выпад; б) плавное начало шага вперед и быстрое приставление левой ноги и выпад |
3. Выполнять шаги и выпады под команду партнера: «К бою!», «Показать укол!», «Обозначить укол — коли!» «За-кройсь!», «Шаг вперед с выпадом— коли!», «Закройсь!», «Коли!» | а) четко выделять предварительную в исполнительную команды; б) опустить плечо, не напрягать вооруженную руку в) уход с выпада тазом назад; г) присесть пониже, проверить стойку к т. д. |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Выполнять небольшие выпады, вслед за ними повторные выпады и возвращаться в боевую стойку | После небольшого выпада быстро переставить левую ногу вперед на 1 —2 ступни. Закрыться в боевую стойку и сделать повторный выпад |
2. Делать разные шаги вперед, назад и выпады различной длины, внезапно быстро выполнить повторный выпад | а) выполнять плавные и быстрые шаги,, выпады и повторить выпад; б) после выпада закрываться назад (вперед) и повторять выпад |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Выполнять приставной шаг и выпад | Плавно приставить левую ногу к правой на одну ступню и сделать выпад |
2. Также выполнять приставной шаг и выпад, но увеличить их длину и скорость | Быстро приставить левую ногу к правой и сделать выпад |
3. Сочетать передвижения с приставным шагом и выпадом | Сочетать шаги вперед и назад с приставным шагом-выпадом и с шагом трещоткой |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Самостоятельно исполнять несколько раз скачок вперед | При скачке вперед ударять носком правой ноги о пол, пятка приподнята, приземляться на обе ноги |
2. Выполнять скачок вперед и выпады различной длины | а) сделать скачок вперед и небольшой выпад на три счета; б) выполнять разные скачки вперед и выпады |
3. Сочетать передвижения шагами вперед, назад плавно, трещоткой и выполнить скачок-выпад | а) выполнять плавные шаги назад, вперед и внезапно скачок-выпад; б) выполнять шаги трещоткой в три темпа, шаг назад и скачок-выпад |
Индивидуальное обучение. Правильность выполнения выпадов преподаватель проверяет в процессе самостоятельной работы обучаемых:
|
|
|
|
1. Взяв левой рукой острие клинка ученика (рис. 69), преподаватель предлагает показать укол — выпрямить вооруженную руку, закрыться. Если ученик поднимает гарду вверх, преподаватель нажимает своим оружием на оружие ученика и требует выпрямить руку только вперед.
2. Держа клинок ученика левой рукой, преподаватель предлагает показать укол, по команде «Коли!» делает шаг правой ногой вправо, поддерживая клинок ученика своим оружием, поправляет его и оценивает исполнение (рис. 70).
Дальнейшее совершенствование выпада и различных передвижений проводится в сочетании с переменой позиций и с боевыми действиями.
Позиции, их перемена и уклонения. Позиция — определенное целесообразное положение вооруженной руки и оружия по отношению к телу бойца. Позиции различаются по номерам — от 1-й до 9-й. Номер позиции определяется расположением вооруженной руки и оружия в той или другой фехтовальной линии.
В каждой фехтовальной линии может быть несколько позиций, при которых вооруженную руку держат ладонью вверх или вниз. В верхней-внутренней —4 и 5-я позиции; в нижней-наружной—8-я и 2-я; в нижней-внутренней — 7-я и 1-я позиции. В защитах оружием положение позиции совпадает с конечным положением типовых защит при отбивах оружия противника.
Позиции и их перемена в бою применяются в подготавливающих действиях в виде игры оружием, вызова противника на желаемые действия, в целях избежания воздействия на оружие, для подготовки наступления или обороны.
Основными позициями в фехтовании на рапирах следует считать 6, 4, 7 и 8-ю. Они выполняются ладонью вверх, как наиболее применяемые в современном электрорапирном бою. Этими позициями рапирист овладевает в начале обучения.
Во многих учебных руководствах рекомендуют считать основными позициями 4, 6 и 2-ю или некоторые другие сочетания позиций.
Такая рекомендация не ошибочна, но менее целесообразна. Раннее изучение 2-й позиции как основной влияет на невольное применение ее в защитах, что недостаточно выгодно в фехтовании на электрорапирах, так как, принимая 2-ю защиту, боец открывает значительную поражаемую поверхность.
|
|
6-я позиция (рис. 71) является основной позицией в боевой стойке. Вооруженная рука справа по отношению к телу бойца согнута под тупым углом, гарда на высоте груди, острие на высоте глаз и направлено вперед-вверх. Кисть неполностью супинирована, пальцы обращены вверх ногтями и немного влево, противовес над предплечьем. Острие, гарда, локоть и плечо находятся в одной плоскости.
4-я позиция (см. рис. 71). Вооруженная рука слева также согнута под тупым углом, гарда на высоте груди. Острие на высоте глаз левее головы и направлено вперед-вверх. Кисть полупронирована, пальцы обращены ногтями влево-вниз.
7-я позиция (см. рис. 71). Вооруженная рука слева под тупым углом, гарда на высоте груди. Острие на высоте середины бедра и направлено вниз-вперед. Кисть супинирована, пальцы обращены ногтями вверх и влево.
8-я позиция (см. рис. 71) сходна с 7-й, но оружие находится справа, кисть супинирована, пальцы обращены ногтями вверх.
К дополнительным позициям относятся 1, 2, 3, 5 и 9-я. Они изучаются после основных.
1-я позиция (рис. 72). Вооруженная рука слева, полусогнута, горизонтально перед собой, кисть пронирована, и гарда находится на уровне левого плеча. Острие на высоте середины •бедра и направлено вперед-вниз, пальцы обращены ногтями вперед и влево.
2-я позиция (см. рис. 72). Вооруженная рука согнута под тупым углом, кисть пронирована, гарда на высоте гребня таза, пальцы обращены ногтями вниз. Острие оружия чуть ниже гарды и направлено вперед и немного вниз.
3-я позиция (см. рис. 72) сходна с 6-й, но вооруженная рука более выпрямлена, кисть пронирована, пальцы обращены ногтями вперед-вниз. Острие оружия выше гарды и направлено вверх-вперед.
5-я позиция (см. рис. 72) сходна с 4-й, но применяется ближе к себе, гарда и острие оружия опущены ниже, пальцы обращены ногтями влево-вниз.
9-я позиция (см. рис. 72). Вооруженная рука справа, гарда на уровне глаз, кисть не полностью супинирована, пальцы обращены ногтями влево-вверх. Острие оружия ниже гарды и направлено вниз-влево. Из 6-й позиции 9-я принимается полукругом, преимущественно за счет движения в лучезапястном суставе.
|
|
Кроме нумерных позиций в боевых действиях фехтовальщики применяют близкие и сходные с ними положения оружия — среднее между 6-й и 4-й или 7-й и 8-й, выше или ниже нумерных, впереди или ближе к себе.
Перемена позиций, как специальные упражнения, содействуют подготовке бойца к защитным действиям. Поэтому выполнять упражнения в перемене позиций целесообразно по пути движения соответствующих защит. Перемена позиций используется для открытия или закрытия той или другой фехтовальной линии. При движении оружием с помощью пальцев переходы из одной позиции в другую, как и движения защит, выполняются спортсменом не прямолинейно, а преимущественно по дуге, полукругу, эллипсу, кругу и в различных сочетаниях между собой. Поэтому перемена позиций определяется не по форме линии движения острия оружия, а по переходу вооруженной руки и оружия из одной фехтовальной линии в другую или в ту же прямо, по диагонали или по кругу.
Прямые перемены позиции — это переходы вооруженной руки с оружием из одной фехтовальной линии в другую по горизонтали или вертикали, т. е. справа налево, сверху вниз и наоборот (рис. 73, а, б). Такими основными переходами будут: из 6-й в 4-ю и из 4-й в 6-ю; из 7-й в 8-ю и из 8-й в 7-ю; из 6-й в 8-ю и из 8-й в 6-ю; из 4-й в 7-ю и из 7-й в 4-ю; из 6-й во 2-ю и из 2-й в 6-ю; из 2-й в 7-ю и из 7-й во 2-ю и из 6-й в 9-ю и из 9-й в 6-ю и т. д.
Полукруговые перемены позиций — это переходы вооруженной руки с оружием из одной фехтовальной линии в другую, совершаемые по диагонали (см. рис. 73, в, г). Такими основными переходами будут: из 6-й в 7-ю и из 7-й в 6-ю; из 4-й в 8-ю и из 8-й в 4-ю; из 2-й в 4-ю и из 4-й во 2-ю; из 6-й в 1-ю и из 1-й в 6-ю и т. д.
На рис. 74 показано сочетание перемены прямых и полукруговых позиций, применяемых в практике.
Круговые перемены позиций — это переходы вооруженной руки и оружия из одной фехтовальной линии в ту же, совершаемые по кругу или эллипсу (рис. 75, а—г). Такими основными переходами будут: 6-я—круг— 6-я; 4-я — круг — 4-я; 7-я — круг — 7-я; 8-я — круг — 8-я; 2-я — круг — 2-я и т. д.
Сочетания перемены позиций круговых, прямых и полукруговых могут быть различные. Некоторые из них, наиболее типичные и применяемые в практике, показаны на рис. 76.
В учебных упражнениях для лучшего усвоения техники Движений перемены позиций и активной работы пальцев вооруженной руки целесообразно совершать движения плавно, с различной скоростью и амплитудой, а также с различной интенсивностью сжатия пальцев кисти в конечный момент принятия позиции для подготовки к защитным действиям.
Уклонение — это движение туловищем с целью ухода в сторону, вниз или назад. При этом на месте остается одна из ног. Применяется в контратаках для уклона от укола противника.
Уклонение вниз выполняется быстрым отставлением левой ноги назад, наклоном туловища вперед с опорой левой руки о пол (рис. 77, а).
Уклонение назад выполняется передвиганием правой ноги назад к левой с отодвиганием таза назад, наклоном туловища вперед и вытягиванием вооруженной руки (рис. 77, б).
Уклонение вправо выполняется перестановкой левой ноги вправо на линию впереди стоящей, с одновременным уходом и поворотом тела влево и вытягиванием вооруженной руки (рис. 77, в).
Уклонение вперед проводится на выпаде за счет наклона туловища вперед-вниз в сторону противника для избежания укола.
Обучение позициям, их переменам и уклонениям. Групповое обучение. Изучение позиций и их перемен целесообразно начинать с 6, 4, 7, 8-й и их сочетаний, а затем 2, 5, 9, 1 и 3-й.
Обучение проводится без противника, в одной-двух шеренгах, лицом к преподавателю и друг к другу.
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Стать в боевую стойку и принять 6-ю или 4-ю позицию. «К бою готовьсь!», «Шестой — закройсь!» «Четвертой — закройсь!» | а) из боевой стойки немного развернуть кисть вправо и принять 6-ю позицию; б) поворачивая кисть и предплечье влево и немного вниз, принять 4-ю позицию. |
2. Плавно менять 4-ю и 6-ю позиции с паузой и проверкой конечных положений. Действовать самостоятельно. | Несколько раз принять 4-ю и 6-ю позиции и проверить конечное положение, чтобы в 6-й позиции острие, гарда, локоть и плечо были в одной плоскости |
3. Непрерывно менять 4-ю и 6-ю позиции. Выполнять самостоятельно. | а) плавно и непрерывно менять 4-ю и 6-ю позиции и наоборот. б) постепенно увеличивать и уменьшать амплитуду движения перемены позиции (рис. 78, 1); в) выполнять перемену 4-й и 6-й позиций впереди себя, ближе к себе и, наоборот, изменяя амплитуду и скорость движения (см. рис. 78, 2) |
4. Менять 4-ю и 6-ю позиции, передвигаясь вперед, назад, делая различные выпады. «Действуйте!» | а) непрерывно менять позиции, передвигаясь вперед и назад; б) менять позиции, стоя на выпаде, возвращаясь с выпада |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Принять 7-ю и 8-ю позиции. «К бою готовьсь!». «Восьмой — закройсь!», «Четвертой — закройсь!», «Седьмой — закройсь!» | Из 6-й позиции принять 8, 4, 7-ю и т. д. |
2. Плавно менять 6-ю и 8-ю позиции, затем 4-ю и 7-ю с паузой и проверкой конечных положений. | Несколько раз переменить позиции 6 — 8-ю, 4-ю, 7-ю, зафиксировать 8, 7-ю позиции и проверить. |
3. Плавно менять позиции 4, 6, 7, 8-ю на месте, с передвижением вперед, назад и на выпаде. | Менять позиции 4, 6, 7, 8-ю непрерывно на месте (см. рис. 78,3) и с передвижением |
4. Так же менять позиции 4, 6, 7, 8-ю, но изменять амплитуду движения. | а) менять позиции непрерывно, постепенно увеличивая амплитуду движения, братй впереди себя, ближе к себе и наоборот б) также непрерывно менять позиции, но изменять последовательность: 4—6—7-ю, 4—6—8-ю, 4—7—8—4-ю и т. д. |
5. Выполнять перемену позиций под команду партнера | Перестроить обучаемых по 3—5 человек, назначить старших, дать пример команды |