double arrow

Особенности военного труда в мотострелковых и танковых войсках

Влияние условий труда на заболеваемость личного состава

Установлено, что в современных образцах вооружения и военной техники (ВВТ) значительно повысилась интенсивность воздействия факторов обитаемости. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния их не только на военно-профессиональную работоспособность, но и на характер заболеваемости личного состава. У танкистов чаще встречаются простудные и кожные заболевания, травмы в виде ушибов и мелких царапин, главным образом - на кистях рук.

Влияние факторов обитаемости на заболеваемость особенно четко проявляется у испытателей новых образцов бронетанковой техники. У них чаще бывают не только указанные выше заболевания (простудные, кожные, травмы), но и неврозы, ЛОР-заболевания, аппендициты. Факторы обитаемости действуют на них более интенсивно и продолжительнее.

Изучение заболеваемости является непременным условием физиолого-гигиенического нормирования условий военного труда и требует соответствующей подготовки войсковых врачей. С учетом специфики труда личного состава мотострелковых и танковых войск его военно-профессиональная работоспособность и сохранение здоровья обеспечиваются:

- созданием необходимой среды обитания в образцах ВВТ;

- рациональной организацией режимов труда и отдыха;

- физической подготовленностью;

- профессиональным отбором и рациональным распределением личного состава по специальностям;

- коррекцией состояния организма.

Особенности условий труда личного состава мотострелковых и танковых войск стали четко проявляться в результате научно-технического прогресса в военном деле, приведшего к дальнейшему развитию и совершенствованию наземных подвижных образцов ВВТ. При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в образцах ВВТ личный состав подвергается воздействию комплекса факторов, основными из которых являются неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, вибрация, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест.

На формирование микроклимата в образцах ВВТ оказывает влияние группа факторов: нарушенные метеоусловия, конструктивно-технические характеристики образцов, условия эксплуатации, скорость движения их и т.д.

В обитаемых отделениях образцов ВВТ температура, как правило, бывает на 7 – 10 0С выше или ниже температуры наружного воздуха. Так, при температурах последнего 25 - 33 0С температура в них колеблется в пределах от 32 до 430С. При этом наиболее нагреваются крыша корпуса (башни), а также моторная перегородка. Более того, в образцах, где нет индивидуальных вентиляторов для обдува личного состава, относительная влажность воздуха достигает 90%. Столь неблагоприятные для отдачи тепла организмом условия могут привести к существенным функциональным сдвигам в нем и, как следствие – к снижению работоспособности.

Химический состав воздуха, содержание вредных примесей в нем во многом зависят от технического состояния машины. Воздух обитаемых отделений может загрязняться пороховыми газами при стрельбе из средств вооружения, отработавшими газами двигателя, парами топлив, аккумуляторными газами и т.д. Вдыхаемый воздух в образцах ВВТ при совершении маршей с закрытыми люками и работающими средствами вентиляции по количеству кислорода практически не отличается от атмосферного (19,26 – 20,60%). Количество углекислоты в нем в большинстве случаев не превышает 0,5%.

Наиболее мощным источником загрязнения воздуха являются пороховые газы. Как уже отмечалось, основным токсическим компонентом их является оксид углерода (СО). Изменчивость его концентрации (может колебаться в пределах от 30 до 2700 мг/м3) по уровню длительности сохранения и обусловлена периодичностью поступления пороховых газов в зоны дыхания экипажа. После выстрела всегда наступает кратковременный подъем концентрации, так называемый пик ее, после чего уровень ее снижается. При стрельбе периодическое чередование подъемов и снижений концентрации – характерное явление.

В обитаемом отделении военной техники могут быть выделяющиеся газы, при работе двигателя. Они проникают через неплотности выпускного тракта и моторной перегородки, при определенных условиях – и через входное окно нагнетателя – сепаратора в технике без фильтров и поглотителей, во время преодоления водных преград по дну. При подводном вождении вредные примеси проникают главным образом в обитаемое отделения технически неисправных машин.

Во время работы с аккумуляторными газами (снятие, перестановка, переноска, контроль уровня электролитов и т.д.) кожа и одежда могут подвергаться воздействию серной кислоты (в виде капель и паров).

Одним из компонентов, загрязняющих воздух обитаемых отделений военной техники, является неорганическая пыль. Концентрация ее зависит от скорости и количества движущихся машин, от структуры, состава и влажности почвы, от направления и скорости ветра и наличия или отсутствия в машине систем очистки воздуха. Количество пыли при движении в колонне с открытыми люками на дистанциях, предусмотренных уставами, обычно увеличивается, начиная с первой машины до пятой; в пятой и в последующих машинах запыленность воздуха остается примерно на одном уровне. Пыль, попадая в глаза, в верхние дыхательные пути, оказывает раздражающее действие (слезотечение, кашель), затрудняет осуществление ориентировки, наблюдения и других рабочих операций, может способствовать развитию ряда заболеваний (острый и хронический конъюнктивит, трахеит, бронхит и др.)

При ремонте и техническом обслуживании образцов ВВТ личный состав подвергается воздействию горюче – смазочных материалов (ГСМ). В результате систематического либо постоянного воздействия тяжелых фракций нефти (смазочных масел, дизельного топлива и др.) у человека могут возникнуть характерные поражения кожи в виде фолликулов или масляных угрей, обычно локализующихся на кистях и предплечьях, на передней поверхности бедер. Легкие фракции нефтепродуктов, в частности автомобильные бензины, приводят к обезжириванию кожи, ее сухости, появлению на ней мелких трещин, которые могут инфицироваться, чему способствуют также мелкие травматические повреждения рук.

В системе человек - машина (СЧМ), большое внимание следует уделять рабочему месту. Под рабочим местом, понимаем место, оснащенное средствами отображения информации, системами управления и вспомогательным оборудованием, необходимым для осуществления трудовой деятельности человека-оператора (ГОСТ 26387-84). Рабочие места в танках, БМП, БТР, САУ и других военных машинах отличаются рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий труда личного состава. К таким особенностям относятся:

1. Ограниченные размеры и малые объемы обитаемых отделений. В современных образцах на одного члена экипажа приходится 0,5 - 2 м3 свободного объема. Теснота внутреннего помещения существенно ограничивает движения человека и в результате статические нагрузки преобладают над динамическими. Экипажи вынуждены длительное время сохранять однообразную рабочую позу, что приводит к перенапряжению определенных групп мышц. Кроме того, тряска при движении машины заставляет человека прилагать значительные усилия для поддержания положения равновесия и удержания тела в определенной рабочей позе, чтобы обеспечить выполнение функциональных обязанностей и избежать травм.

2. Выполнение защитных функций: сиденья, кресла подрессориваются с целью снижения неблагоприятного влияния тряски при движении по неровностям; исключается контакт жизненно важных областей тела (голова, грудь, живот) с ограждающими поверхностями для предупреждения повреждений, возможных при преодолении препятствий.

3. Обеспечение возможности отдыха и приема пищи личным составом при нахождении в образцах ВВТ длительное время в режиме герметизации, а также взаимозаменяемости членов экипажа и т.д.

4. Оснащение большим количеством аппаратуры и приборов, что создает значительные информационные нагрузки на личный состав.

Личному составу мотострелковых и танковых (бронетанковых) войск нередко приходится действовать в экстремальных условиях, в результате чего могут возникнуть стрессовые состояния. Причем, особое значение имеет преодоление водных преград по дну, поскольку оно связано с элементами опасности и риска для здоровья, а иногда и для жизни экипажа. У экипажей может возникнуть выраженная нервно-психическая и эмоциональная напряженность, особенно при первых преодолениях водных преград.

Экстремальные условия возникают также при пожаре и последующем его тушении - экипаж может получить ожоги, отравления парами огнегасящих смесей и продуктов их деструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: