Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности труда

Посягательства на безопасные условия труда граждан, выражающиеся в нарушении правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда, являются опасными правонарушениями, влекущими в предусмотренных законом случаях уголовную ответственность. Такая ответственность установлена для должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности за нарушение общих либо специальных правил охраны труда, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо его смерть (ст. 143 УК РФ).

В качестве самостоятельных составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает не только при наличии указанных последствий, но и при реальной возможности их наступления, закон выделяет нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), нарушение правил безопасности при ведении горных или иных строительных работ (ст. 216 УК РФ), правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах (ст. 217 УК РФ), правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ), а также правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). К ответственности по этим статьям могут быть привлечены не только должностные лица, но и иные работники, допустившие нарушение правил охраны труда.

Актуальность овладения методикой расследования данной категории преступлений в настоящее время объясняется их относительной распространенностью, обусловленной социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Наряду с ранее действовавшими многие десятилетия предприятиями, располагавшими необходимой техникой, производственными технологиями и обученным персоналом, в последние годы появились частные предприятия, нацеленные в первую очередь на получение прибыли. Они не обладают ни соответствующими техническими возможностями, ни квалифицированными инженерно-техническими кадрами и к тому же привлекают к производству работ малообученную рабочую силу из отдаленных районов России и стран ближнего зарубежья.

Связь расследуемого преступного события с определенными производственно-технологическими процессами и видами работ, своеобразие правил техники безопасности и промышленной санитарии обусловливают наличие в общей методике расследования преступных нарушений правил безопасности труда ряда особенностей применительно к некоторым отраслям народного хозяйства и отдельным производствам. Но, несмотря на эти особенности, криминалистический анализ преступлений в области охраны труда позволяет выявить ряд общих черт, присущих способам их совершения и сокрытия, а также характерные для данного вида преступлений следы, установить наиболее распространенные нарушения правил охраны труда.

В зависимости от способа совершения преступления, который выражается в противоречащих требованиям правил безопасности труда действиях либо бездействии должностных лиц, можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся преступные нарушения этих правил.

1. Допуск к производству работ необученных либо неподготовленных лиц. Практика свидетельствует, что иногда к производству работ, выполнению различных производственных заданий либо к управлению сложными механизмами допускаются лица, не имеющие соответствующей специальности, не обладающие необходимыми практическими навыками, опытом или квалификацией, а равно не аттестованные в установленном порядке либо не имеющие специального допуска. Примерами таких нарушений служат направление на ремонт оборудования вместо слесарей-ремонтников рабочих иных специальностей, замена рабочих-станочников подсобными рабочими, поручение обязанностей сигнальщика при погрузочно-разгрузочных работах малоопытному стропальщику, направление машиниста башенного крана для работы на мостовой кран без необходимой переподготовки и др.

2. Дача указаний и распоряжений о производстве работ, противоречащих правилам безопасности труда. В эту группу нарушений включают указания должностных лиц о производстве работ без предварительного согласования с соответствующими службами, когда это прямо предусмотрено правилами техники безопасности, либо указания о производстве работ в отсутствие лиц, обеспечивающих безопасность исполнителей. Сюда же следует отнести распоряжения о производстве работ определенным способом или в условиях, создающих повышенную опасность для лиц, их выполняющих; разрешение работ на неисправном оборудовании, инструментами, запрещенными к использованию при выполнении подобных производственных операций, при отсутствии индивидуальных средств защиты.

К подобным нарушениям относятся, например, указания о производстве землеройных либо подъемных работ в зоне подземных или воздушных линий электропередач без согласования порядка их осуществления с органами энергонадзора, распоряжения о подъеме ручным способом емкостей с агрессивными жидкостями; о производстве электросварочных работ на открытой местности в дождливую погоду; об использовании во взрывоопасных помещениях либо вблизи легковоспламеняющихся объектов открытого огня, незаземленных и искрящих инструментов; о выполнении строительно-монтажных работ в действующих электроустановках при отсутствии специального наблюдателя эксплуатирующей организации; о производстве работ с агрессивными веществами при отсутствии спецодежды и индивидуальных средств защиты и т.д.

3. Внесение изменений в технологические процессы, конструкции станков и механизмов, а также издание инструкций и памяток, противоречащих требованиям безопасности труда. Такие нарушения совершают должностные лица, отвечающие за организацию производства в целом либо за нормальную работу производственных подразделений предприятия. Указанные нарушения заключаются в том, что в издаваемые инструкции включаются положения, противоречащие действующим в данной отрасли общим и специальным правилам охраны труда; в памятки по ремонту и эксплуатации оборудования вносятся данные о предельных нагрузках, скоростях, режимах работы, не согласующиеся с техническими паспортами этого оборудования и инструкциями завода-изготовителя; даются указания об использовании для ремонта агрегатов и машин частей других механизмов, об изменении конструкции вентиляции, оградительных устройств, замене предусмотренного техническими условиями сырья, вида топлива и т.п.

4. Неудовлетворительная подготовка работников в области охраны труда. Здесь нарушения состоят, как правило, в отсутствии какой-либо подготовки в области техники безопасности, в некачественной подготовке либо подготовке в неполном объеме. Конкретно эти нарушения выражаются в непроведении должностными лицами предприятий обязательных инструктажей по технике безопасности, в частности повторных, при изменении технологических процессов, замене инструктажа выдачей письменной инструкции по технике безопасности или соответствующей памятки, в нарушении сроков проведения инструктажей, отступлении от утвержденных программ обучения отдельных категорий работников правилам безопасности труда, сокращении сроков обучения, формальном отношении к оценке знаний по технике безопасности, нарушении правил и сроков переаттестации работников отдельных специальностей.

5. Неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования и средств защиты. Данный вид нарушений заключается в невыполнении должностными лицами возложенных на них обязанностей по поддержанию в исправном и безопасном состоянии эксплуатируемого и вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, а также средств индивидуальной защиты. Нередко подобные нарушения проявляются в отсутствии регулярного профилактического осмотра станков, механизмов, ограждений, предохранительных, блокирующих и сигнальных устройств, вентиляции, индивидуальных средств защиты, нарушении установленных сроков выведения оборудования в ремонт, в отсутствии технического осмотра и испытаний вновь устанавливаемых механизмов и агрегатов, проверки исправности механизмов перед запуском их в производственный процесс при приемке из ремонта.

6. Неудовлетворительный контроль за безопасным производством работ. Внесенные сюда нарушения предполагают отсутствие постоянного, систематического надзора со стороны должностного лица за соблюдением исполнителями работ требований техники безопасности либо отсутствие его в месте производства работ в случаях, когда соответствующими правилами ему прямо предписывается наблюдать за действиями исполнителей или руководить ими.

7. Неудовлетворительная организация работ и мероприятий по технике безопасности. Подобные нарушения могут выражаться, в частности, в ошибочном определении степени опасности предстоящих работ, границ опасных зон, в необеспечении безопасных условий работы в них (отсутствие ограждений, освещения и т.п.), неправильном установлении количества работников, обеспечивающих безопасность работ, небезопасном размещении оборудования, организации рабочих мест, в необеспечении работников индивидуальными средствами защиты, отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий и профилактических мероприятий (отсутствие на объекте душевых, дезактивирующих средств, регулярных медицинских осмотров и т.д.).

Рассматриваемые преступления обычно не ограничиваются нарушением какого-либо одного правила техники безопасности или промышленной санитарии, а представляют собой совокупность нарушений указанных правил. Так, направление работника на выполнение производственного задания, не соответствующего его специальности, нередко сочетается с отсутствием инструктажа и неудовлетворительным контролем за соблюдением правил техники безопасности.

Особенность рассматриваемого вида преступлений состоит в наличии сложной причинной связи между нарушением правил безопасности труда и наступившими в результате этого опасными последствиями. Допущенные нарушения неизбежно влекут за собой возникновение разнообразных факторов риска, обусловливающих, в свою очередь, наступление вредных последствий. В зависимости от характера допущенных нарушений такие факторы могут относиться к технической или организационной стороне производственного процесса либо к промышленной санитарии.

В соответствии с этим причины несчастных случаев на производстве принято подразделять на технические, организационные и санитарно-гигиенические. К первым относятся причины технического характера, связанные с ненадлежащим ремонтом и эксплуатацией оборудования, скрытыми дефектами узлов и деталей машин, конструктивными недостатками механизмов и агрегатов. Неудовлетворительная организация производственных процессов в целом, отдельных технологических операций и рабочих мест, нерациональное размещение оборудования, неоптимальная расстановка работников и т.п. вызывают к жизни организационные причины.

Под санитарно-гигиеническими причинами понимаются разнообразные факторы внешней среды, связанные с производством и способные оказать вредное воздействие на организм человека (высокая или низкая температура, производственные шумы, загазованность или запыленность производственных помещений и т.п.).

Наступление вредных последствий обусловливается действием как одной, так и комплекса разнородных причин. Так, неисправность вентиляционного оборудования ввиду некачественного ремонта (техническая причина) влечет за собой загазованность производственного помещения (санитарно-гигиеническая причина), что при отсутствии у работников-индивидуальных средств защиты (организационная причина) может привести к несчастному случаю на производстве.

Рассматриваемые преступления сопровождаются образованием различных следов, позволяющих установить нарушения конкретных правил охраны труда и виновных лиц, выяснить обстоятельства произошедшего. Чаще всего эти следы остаются на месте происшествия и сохраняются в документации, относящейся к производству работ, при исполнении которых произошел несчастный случай.

Таким образом, следователю нужно всегда помнить, что содержание документов нередко указывает на конкретные нарушения правил техники безопасности и виновных лиц. Следствие должны интересовать такие документы: 1) журналы регистрации инструктажей по технике безопасности, 2) вахтенные журналы машин и механизмов, 3) наряды на производство тех или иных видов работ, 4) удостоверения и свидетельства на право управления определенными механизмами или производство конкретных работ, 5) ведомости на выдачу спецодежды и индивидуальных средств защиты, 6) наряды на выдачу сырья, инструментов, материалов, 7) графики профилактических осмотров и ремонта оборудования, проведения медицинских осмотров работников, их переаттестации, 8) документация экзаменов и зачетов по правилам техники безопасности, 9) приказы по предприятию о назначениях и перемещениях работников, возложении на них обязанностей по контролю за соблюдением правил безопасности труда, инструкции по технике безопасности и др.

Прямое или косвенное отражение в указанных документах действий (либо бездействия) должностного лица, наличие и характер имеющихся в них записей, а также отсутствие отдельных документов, составление которых прямо предусмотрено соответствующими инструкциями, нередко прямо свидетельствуют о ненадлежащем исполнении этим лицом возложенных на него обязанностей в области охраны труда.

Ценная информация о причинах и обстоятельствах несчастного случая содержится в специфических следах на месте происшествия (месте производства работ, при выполнении которых произошел несчастный случай). Установление места происшествия и определение его границ подчас сопряжены с трудностями, нередко возникающими в случаях, когда причины происшествия связаны с деятельностью других предприятий и организаций, а также при разрыве во времени между проводимыми работами и наступившими последствиями.

Имеющиеся на месте происшествия следы часто указывают на:

– ненормальные условия работы (слишком высокая или низкая температура и влажность воздуха, высокая концентрация пыли, ядовитых химических веществ, ионизирующая радиация, слабая освещенность и т.п.);

– состояние оборудования, которым пользовался потерпевший, способ и режим производства работ, стадию их выполнения на момент несчастного случая. На это указывают аппаратура, инструменты, сырье, заготовки изделий, следы на деталях, свидетельствующие о применении конкретных инструментов и приспособлений для их обработки и о конкретной трудовой операции, следы воздействия пламени, газо- и электросварки, ядовитых веществ на деталях и оборудовании, следы креплений и грузов, показания измерительных и регистрирующих приборов и др.;

– конкретные технические причины происшествия. К этим следам относятся прежде всего поврежденные детали станков и механизмов, неисправные приборы и инструменты, следы короткого замыкания, неисправности контрольной и измерительной аппаратуры, систем блокировки и сигнализации, средств индивидуальной защиты и т.д.

Криминалистический анализ преступных нарушений правил безопасности труда показывает, что в ряде случаев должностные лица, ответственные за соблюдение правил техники безопасности на объекте, где произошел несчастный случай, прибегают к разным способам сокрытия допущенных ими нарушений. При этом, как правило, изменяется обстановка места происшествия, ликвидируются имевшиеся там материальные следы, уничтожаются отдельные документы или изменяется их содержание, издаются задним числом приказы, распоряжения, составляются иные документы, оправдывающие виновного. Например, в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности подделывают подписи потерпевшего, изготовляют фиктивную ведомость на выдачу работникам индивидуальных средств защиты, срочно ремонтируют сломанное оборудование, заменяют неисправные средства индивидуальной защиты.

Признаками такого рода маскирующих действий служат исправления, дописки, допечатки текста, следы травления и подчистки, признаки технической подделки подписи в документах, различные негативные обстоятельства на месте происшествия (новые ограждения движущихся частей механизмов на общем фоне изношенного оборудования и т.п.).

§ 2. Следственные версии и планирование расследования

Расследование преступлений в области безопасности труда предполагает тщательную разработку и проверку следственных версий о сущности расследуемого события, обстоятельствах, причинах и виновниках произошедшего.

Основная задача первоначального этапа расследования – установление непосредственной причины происшествия, под которой понимается прежде всего нарушение должностными лицами предприятия, организации правил техники безопасности и иных правил охраны труда. Проверяя версию о том, что несчастный случай произошел ввиду нарушения правил безопасности труда, нельзя забывать, что здесь сыграли свою роль и иные обстоятельства, в частности конструктивные недостатки станков и механизмов, скрытые дефекты деталей и узлов машин, действия третьих лиц и самого пострадавшего, грубо нарушившего правила безопасности труда. Это обязывает следователя выдвинуть и проверить наряду с указанной версией иные возможные объяснения несчастного случая на производстве.

Версии о виновных лицах предполагаются следователем исходя из характера конкретных нарушений правил безопасности труда и включают прежде всего предположения о причастности к преступлению должностных лиц из числа инженерно-технического персонала, ответственных за соблюдение правил техники безопасности.

При постановке версии о мотивах преступления нужно учитывать, что оно совершается по халатности либо из карьеристских побуждений, причем виновные нередко объясняют свои действия желанием избежать простоя оборудования, обеспечить занятость работников предприятия, своевременно выполнить взятые на себя обязательства по выпуску продукции и т.п.

Если не исключается предположение о том, что наступившие вредные последствия в равной степени могли быть обусловлены действием каждого из нескольких реально возможных предполагаемых обстоятельств, то решающее значение для раскрытия преступления имеет проверка версии о наличии причинной связи между этими обстоятельствами и наступившими последствиями.

В зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого преступления могут быть выдвинуты также версии о связи произошедшего с нарушением правил безопасности труда в других подразделениях предприятия или иных организациях, о наличии в действиях виновного признаков преступления против личности.

Планирование расследования по делам о преступных нарушениях правил безопасности труда имеет специфику, обусловленную характером совершенного преступления. Кроме того, на планирование первоначальных следственных действий влияет характер исходной информации, поступившей к следователю.

В случаях, когда поступившее сразу же после происшествия сообщение содержит факты, указывающие на наличие состава преступления, в качестве первоначальных следственных действий планируется осмотр места происшествия и трупа (если несчастный случай привел к смертельному исходу), изъятие и осмотр документов, назначение судебно-технической экспертизы, освидетельствование и судебно-медицинская экспертиза пострадавшего, его допрос (при возможности), допрос очевидцев происшествия и иных свидетелей, а также лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности.

Если с момента происшествия до поступления информации о нем к следователю прошло значительное время, то первоначальная задача – тщательное изучение поступивших материалов, ознакомление с характером деятельности предприятия, технологическими процессами и особенностями производства, изучение правил охраны труда, действующих в конкретной отрасли и на данном предприятии.

Когда поступившие в следственные органы сведения не содержат конкретных фактов, свидетельствующих о нарушении правил безопасности труда, нужно провести предварительную проверку. С этой целью следует истребовать необходимые документы, получить объяснения пострадавших и очевидцев происшествия, а также должностных лиц предприятия. При необходимости выяснения тех или иных специальных вопросов следует обратиться за консультацией к соответствующим специалистам.

Существенную помощь в решении вопроса о возбуждении уголовного дела, направлении расследования, а равно выяснении обстоятельств произошедшего оказывают материалы ведомственного расследования.

В соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве такое расследование в течение 24 часов проводится комиссией, включающей начальника цеха (руководителя соответствующего подразделения), начальника отдела, инженера охраны труда и техники безопасности предприятия (цеха), общественного (старшего общественного) инспектора по охране труда или иного представителя профсоюзного комитета.

Групповые, со смертельным исходом и иными тяжкими последствиями несчастные случаи расследуются в 10-дневный срок комиссией в составе технического (главного технического) инспектора труда, представителя вышестоящей организации, руководителя (заместителя руководителя) и представителя профсоюзного комитета предприятия. Расследование особо тяжелых несчастных случаев производится специальными комиссиями, назначаемыми министром, руководителем соответствующего ведомства, Правительством РФ и включающими наряду с ответственными работниками соответствующего ведомства представителей органов здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзов, технической инспекции труда, а при необходимости также представителей госгортехнадзора, энергонадзора и других органов государственного надзора*.

_____________________

* О подобных несчастных случаях руководитель предприятия, организации обязан немедленно сообщить прокурору.

Представляемые указанными комиссиями в следственные органы документы, а также материалы ведомственного расследования групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев содержат фактические данные об обстановке места происшествия, обстоятельствах несчастного случая, анализ его причин, выводы о лицах, ответственных за соблюдение техники безопасности на объекте. Это дает следователю возможность безотлагательно решить вопрос о возбуждении уголовного дела и приступить к планированию расследования.

Если ведомственное расследование осуществляется параллельно с производством следственных действий, то план расследования составляется с учетом взаимодействия следователя и ведомственной комиссии в целях быстрейшего выяснения причины происшествия и установления виновных.

При планировании расследования преступления нужно учитывать, что свидетели, потерпевшие и обвиняемые по делу являются, как правило, членами одного трудового коллектива, нередко хорошо знают друг друга, связаны по службе, а следственные действия и иные мероприятия находятся под пристальным вниманием работников предприятия, в том числе заинтересованных лиц. Поэтому в план расследования целесообразно включить также мероприятия по использованию помощи специалистов, знающих специфику данного производства.

Важной составной частью плана расследования нужно признать профилактические мероприятия. В зависимости от конкретных обстоятельств дела и причин происшествия в нем предусматриваются меры, направленные на скорейшее устранение тех нарушений технологических процессов, производственной дисциплины, правил охраны труда и иных специальных правил, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжелым последствиям.

Если причины происшествия на конкретном объекте окажутся типичными для ряда однородных предприятий или связанными с деятельностью находящейся с ними в производственных связях организации (например, несовершенство технологического процесса, конструктивные недостатки оборудования, поставка дефектных запасных частей, недоброкачественного сырья), то о них ставят в известность каждое из заинтересованных предприятий. В качестве профилактических мер могут быть предусмотрены мероприятия, направленные на усиление контроля технических инспекций за соблюдением правил безопасности труда на подконтрольных объектах, совершенствование деятельности служб охраны труда предприятий и организаций, привлечение общественных организаций и трудовых коллективов к решению конкретных задач в области охраны труда, повышения трудовой и производственной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: