Гражданская война в России. Раздел II. Гражданская война в России

Раздел II. Гражданская война в России

12_

12_

Экономическое состояние рабочего класса в годы Гражданской войны

11_

Протяженность дороги на 1 июня 1920 г. составила 4 125 км. На Пермской дороге было выведено из строя около двух третей всех паровозов, сожжено 20 тысяч вагонов, взорвано 215 мостов общей протяженностью около 6,5 километров, разрушено 70 капитальных строений. В октябре 1919 г. управление Пермской дороги было пере­ведено в Екатеринбург.

Масштабы разрухи были просто неправдоподобны. Из 544 пас­сажирских вагонов, числившихся на балансе дороги, были пригод­ны к эксплуатации только 219, из 15 937 грузовых вагонов треть была разбита. Но даже оставшиеся вагоны нельзя было использо­вать, потому что сами пути были искорёжены. Кроме того, не хвата­ло рабочих рук и грамотных специалистов1. Что же касается про­блемы жилья: на основных узловых центрах — в Екатеринбурге, в поселках при станции Чусовская, Егоршино — на человека прихо­дилось не более трех квадратных метров. Около 40% работников всей железной дороги снимали комнаты и углы в частных домах. Другие жили в бараках, землянках, вагонах.

Для того чтобы спасти дорогу, большевики сделали ставку на морально-психологический фактор. Первым их шагом было — мобилизовать, сосредоточить волю людей, работающих при же­лезной дороге, на одной цели: поднять, возродить, оживить, вдохнуть в умирающую дорогу новую жизнь. Этим занимались политотделы. Необходимо было восстановить движение по желез­ной дороге, а значит отремонтировать сотни километров пути и, самое главное, мосты2.

Ремонт Камского моста шел быстро и организованно и был вы­полнен раньше срока. 27 февраля 1920 г. по восстановленному мос­ту при большом стечении народа и в присутствии делегатов VI гу­бернского съезда Советов прошел первый поезд. Восстановление Камского моста явилось событием не только инженерным, не толь­ко экономическим, — оно сверкнуло тогда для «строителей нового мира», как проблеск берегового маяка над пучиной бурных вод.

Руководством железной дороги было организовано строитель­ство новых линий. Например, происходило строительство линии Екатеринбург — Казань. Она не только должна была упрочить свя­зи столицы с восточными регионами, но и сокращала путь от Мос­квы до Урала (по сравнению с дорогой через Пермь) на 169 км. В

1 См.: Лукьянин В. П. Больше века на службе России. - С. 86-89.

2 См.: Там же. С. 90; Свердловская магистраль. - С. 53-54.


конце января 1920 г. Совет обороны принял по-большевистски бескомпромиссное решение: начать движение по линии Казань — Екатеринбург уже 1 июля того же года. Но это было нелегко, рабо­та предстояла большая: восстановить мост, уложить большую часть рельсов и шпал и отстроить целый участок заново. На выполнение этого задания были привлечены красноармейцы Запасной армии и 1-й Трудовой армии. Они, работая в лютый мороз, отстраивали железную дорогу. Первый поезд пришел в Екатеринбург в назна­ченный день. Но морально-психологический эффект события был сильно смазан тем, что по-настоящему новая дорога работать все же не стала. Огрехи, допущенные строителями в спешке и по не­опытности, были очень велики.

Далее внимание было сосредоточено на ремонте локомотивов и вагонов. Заводы снабжали железную дорогу запчастями. Ремонт часто выглядел так: на «кладбище» не подлежащей восстановле­нию техники отыскивали более или менее сохранившиеся детали или блоки и собирали всё воедино. Это требовало много сил и вре­мени, и не предусматривалось рабочим графиком. Эта работа осно­вывалась на чистом энтузиазме1.

Поэтому «Великий почин», «субботник», родился именно на железной дороге: 10 мая 1919 г. в паровозных и вагонных мас­терских и депо Московско-Казанской железной дороги. И распространялся почин первоначально по сети железных дорог. До Урала он дошел к концу лета2. Первый субботник в Екатерин­бурге прошел 29 августа 1919 г., в нем участвовало 24 человека. В сентябре 1919 г. на всей Пермской дороге в субботниках участ­вовали 4 176 человек, в январе 1920 — уже 25 000 человек, в ап­реле — 36 179, в июле — 46 878 человек. На одной лишь станции Верещагина, только за один месяц май 1920 г. было проведено 12 субботников с общим числом участников 1 190 человек. Они ук­ладывали в штабеля дрова и доски, разгружали вагоны с пшени­цей и делали много другой нужной работы3. В газетах первых со­ветских лет неизменно подчеркивается не просто добровольность участия в субботниках, но и радостная готовность рабочих к без­возмездному труду. Современные публицисты-рыночники час­то считают, что это больше пропаганда и обман: не может, считают

1 См.: Лукьянин В. П. Больше века на службе России. – С. 90–93.

2 См.: Там же. – С. 94.

3 См.: Свердловская магистраль / Под ред. В.Ф. Соснина. – Свердловск, 1978. – С. 34.


они, человек трудиться без вознаграждения — разве что по принуж­дению. Если разобраться, то и не совсем уж безвозмездно они тру­дились. Участники субботников выполняли работу, жизненно необ­ходимую дороге, но дорога давала жизнь им самим. В газетных заметках о субботниках неизменно подчеркивалась якобы харак­терная для этих «праздников свободного труда» большая органи­зованность и более высокая производительность, хотя на суббот­ники возлагалась не только производственно-экономическая, но и политико-пропагандистская роль.

Поскольку за годы войны и разрухи на дороге резко сократи­лись квалифицированные кадры, пришлось изыскивать средства к возвращению паровозных машинистов, телеграфистов и иных не­обходимых работников на оставленные ими рабочие места. Самым доступным и эффективным средством оказалась партийная дис­циплина: коммунисты-железнодорожники не имели права про­игнорировать решения партийных комитетов. В условиях эконо­мического распада и бесконтрольности вольготно почувствовали себя любители легкой наживы — воры, в условиях кризиса дороги им было чем поживиться. Большевики ввели военно-транспорт­ные трибуналы, и тем самым погасили волну преступности.

Внедрение единого и твердого графика движения стало для ру­ководства главной стратегической задачей. Работа над графиком заставила пристальней присмотреться и к работе дорожных узлов, где сверх меры простаивали паровозы и вагоны. Несмотря ни на что, железнодорожники Пермской дороги выполняли график движения поездов, в два раза увеличили объем перевозок. Од­ной из важнейших задач этого периода было проведение агита­ционно-разъяснительной работы среди железнодорожников и населения о политике Советского правительства1.

Таким образом, железные дороги являлись важным инстру­ментом победы большевиков в годы Гражданской войны. Перво­начально война только ухудшила состояние железнодорожного транспорта, но затем под руководством большевиков железные дороги обрели «второе дыхание». Они были усовершенствованы и оснащены новым оборудованием. Как Гражданская война вне­сла неоценимый вклад в развитие железной дороги в России, так и железнодорожные пути сыграли важную роль в расстановке сил во время Гражданской войны.

1 См.: Лукьянин В. П. Больше века на службе России. – С. 95–96.


ярутина е.

Вопрос о материально-бытовом положении рабочих всегда вы­зывал интерес ученых. Как правило, освещая состояние рабочего класса в XX в., они указывали на низкие заработки, тяжелые жи­лищные условия, высокую смертность. Этот подход прочно занял место в советской историографии. Однако масштаб воистину дра­матических изменений в рабочей среде Урала, всей страны не по­лучил должного объективного освещения. До конца 1980-х гг. это объяснялось идеологическими препонами. В 1990-е гг. сказался спад интереса ученых, публицистов, политиков к истории рабо­чего класса. Сегодня с открытием новых документов есть возмож­ность более объективно исследовать данную проблему. Новейшая литература по данному вопросу охарактеризована в историографи­ческих работах1.

Для ознакомления с экономическим состоянием рабочих в годы Гражданской войны проанализируем три составляющих этого яв­ления: условия труда рабочих, доступные источники заработка и жилищно-бытовые условия. В качестве источника, в числе прочих, используем материалы профессиональной переписи 1918 г.

Сведения о волнениях рабочих, недовольных своим социаль­но-экономическим положением нашли отражение в документах 1914 г. Начало Первой мировой войны привело к массовой моби­лизации, напряжению сил страны, стало началом всесторонне­го кризиса. 1914 г. ознаменован волнениями рабочих в Донбассе, на Урале, на Украине, в Белоруссии, Томской губернии и других районах страны.

Основной проблемой для производства был призыв в армию значительной части квалифицированных рабочих. К 1917 г. моби­лизация составляла от 400 до 500 тыс. человек2. Однако потребнос­ти ускоренного развития военной экономики требовали роста чис-1 См.: Камынин В. Д., Грунь В. Д., Берсенев В. Л. История рабочих Урала в 20– 30‑е гг. ХХ в. в отечественной историографии. – М.‑Екатеринбург, 2008.

2 См.: Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. – М., 2004. – С. 135.


ленности промышленных рабочих. Решением стал массовый наём неквалифицированных рабочих. Эта тенденция лишь усилилась в годы Гражданской войны. За весь период 1914 — 1920 гг. попол­нение рабочих происходило главным образом за счет расширения использования женского и детского труда, труда мужчин непри­зывного возраста, привлечения к производству военнопленных, беженцев.

За годы войны повсеместно устанавливались факты раннего по возрасту вхождения в производственную среду рабочей и крес­тьянской молодежи. Рабочие-мужчины начинали свою трудовую жизнь подростками до 15 лет, а работницы, как правило, в возрас­те от 16 до 20 лет1.

В определении заработной платы главным оказывался не ко­личественный показатель — сколько часов, смен отработал чело­век, — а то, где он работал. В годы войны была выстроена новая иерархия предприятий (ударные, работающие, приостановлен­ные), а с ней и различия в условиях труда, размере заработка, в размере предоставляемых льгот. Наиболее значимыми считались заводы с налаженным военным производством. Разница пайков на ударных и неударных предприятиях могла сводиться к 3 — 5 кг муки в месяц2.

Доля мужчин в промышленности Урала составляла 82,1%, од­нако отмечался недостаток мужчин в возрасте 21–25 лет. Эта воз­растная группа наиболее пострадала от мобилизаций и от потерь на фронтах в годы войны. Заметно уменьшился слой наиболее трудоспособных рабочих: в 1917 г. мужчин от 18 до 40 лет насчи­тывалось 65%, а в 1920 г. — всего 44,5%. Недостаток в рабочей силе компенсировался за счет привлечения женщин. Выше всего доля женщин была в писчебумажной промышленности — 38,9%, в тек­стильной и швейной — 29,2%, химической и деревообрабатываю­щей — 23,7%. Меньше всего — среди металлистов: менее 3%. Рост женщин среди всех промышленных рабочих составил с 6% в 1914 г. до 17,6% в 1920 г., подростков с 7,5% до 14,1%3. В годы войны про-

1 См.: Соколов А. К. Рабочий класс и революционные изменения в социальной

структуре общества. – М., 1987. – С. 120.

2 См.: Фельдман М. А. Рабочие крупной промышленности Урала в 1914 – 1941 г г. –

Екатеринбург, 2001. – С. 65.

3 См.: Фельдман М. А. Рабочие Урала в 1914 – 1922 г г. // Вопр. истории. – № 10. –

2001. – С. 118.


изошли искусственная феминизация и омоложение трудовых кол­лективов.

По уровню образования рабочих Урал мало отличался от дру­гих районов страны. Наиболее высоким был уровень образования у металлистов. По данным переписи, рабочие с законченным на­чальным образованием, составляли среди мужчин 35 — 40%, сре­ди женщин 10 — 20%. Значительная часть грамотных рабочих не имела даже завершенного начального образования1. Война только ухудшила положение в сфере образования рабочих Урала.

Исследования санитарно-гигиенических условий и медицин­ского обслуживания рабочих показывают, что практически все виды работ велись в неблагоприятных условиях для здоровья лю­дей: резкие перепады температур; воздух, наполненный угольной и металлургической пылью; ядовитые газы и т. д. Наиболее опас­ными для здоровья и жизни рабочих были предприятия металло­обработки, т. е. с высокой интенсивностью работ.

Заработная плата не компенсировала затраты труда и здоро­вья рабочих. В перерабатывающих отраслях она была на 20 — 40% выше, чем в добывающих и в 2 — 2,5 раза — чем на лесозаготовках. Разница в размерах заработков рабочих высокой и низкой ква­лификации составляла 2,7 — 3,3 раза. Имела место повышенная норма оплаты труда и в производствах, связанных с техническим прогрессом того времени: на электростанциях (378 руб.), в же­лезнодорожных цехах (339 руб.), котельном производстве (411 руб.)2 — и низкая у неквалифицированных рабочих.

Урал подтверждал общероссийскую тенденцию разрыва в оп­лате рабочих по половому признаку. Заработки женщин (как и подростков обоих полов) почти в 2 раза отставали от заработков мужчин. Кроме того, заработная плата сельских рабочих была не­сколько ниже. Рабочие городов Урала получали в среднем 334 руб., а сельских районов — 267 руб.

В годы Гражданской войны ускоряется процесс падения реаль­ной заработной платы (при 4-кратном росте цен на продовольс­твенные товары)3. На Урале она снизилась до 68% от довоенного

1 См.: Дробижев В. З. Рабочий класс советской России в первый год пролетарской

диктатуры. – М., 1975. – С. 144.

2 См.: Фельдман М. А. Рабочие Урала в 1914 – 1922 г г. – С. 101.

3 См.: Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы

Первой мировой войны. – С. 153.


уровня. Квалифицированные рабочие зарабатывали в 1917 г. 55%, полуквалифицированные — 60 — 70%, а неквалифицирован­ные — 75% от уровня зарплат 1913 г.1 В 1913 г. на среднемесяч­ную зарплату рабочий мог приобрести 3,44 бюджетных набора, а в 1921 г. — только 0,72. Половина рабочих Урала получала зарплату ниже прожиточного минимума. Сокращение доходов усиливало бережливость в быту, в одежде, особенно праздничной, срок служ­бы которой был поразительно долгим. Среди низкооплачиваемых рабочих была в ходу покупка подержанной одежды.

Постоянной стала задолженность предприятий по выдаче за­рплат. Это приводило к тому, что рабочие теряли от 24% до 38% реального заработка3. В условиях Гражданской войны снижается роль денег, натуральной оплаты. Некоторые рабочие, не получая достаточных средств на производстве, вынуждены были занимать­ся мешочничеством, спекуляцией или уходить в деревню.

За годы Гражданской войны происходит аграризация рабоче­го класса: если в 1916 г. из всех хозяйств на горнозаводском Урале 55% не имели посевов, то в 1920 г. — только 27%4. Участие в по­левых работах было важным дополнительным источником сущес­твования. Об этом свидетельствует зависимость участия в работах от размера заработка. У обрабатывающих землю рабочих средний заработок достигал всего 244 руб.5 Рабочие Урала со своего лично­го хозяйства получали от трети до половины потребляемых про­дуктов6. Подсобное хозяйство, не являясь самостоятельным ис­точником существования, служило заметной добавкой к главному источнику существования — заводскому заработку.

Около 60% рабочих Урала проживали в собственных домах. Средняя площадь дома рабочего составляла 35,2 м2. Различные ка­тегории рабочих отличались по качеству жилья. Квалифицирован­ные рабочие жили в больших одно-двухэтажных домах с кирпич-

1 См.: Фельдман М. А. Рабочие Урала в 1914 – 1922 г г. – С. 114.

2 См.: Фельдман М. А. Рабочие крупной промышленности Урала в 1914 – 1941 г г. –

С. 118.

3 См.: Там же.

4 См.: Там же. – С. 97.

5 См.: Дробижев В. З. Рабочий класс советской России в первый год пролетарской

диктатуры. – С. 136.

6 См.: Фельдман М. А. Рабочие крупной промышленности Урала в 1914 – 1941 г г. –

С. 97.


12_

ным фундаментом, верандой и баней. Такие рабочие составляли примерно треть Ижевского завода; 2/3 рабочих Ижевска и Воткин-ска проживали в небольших домиках в одно — два окна1. Всего среди рабочих выделяли три категории: владельцы собственных домов, благоустройство которых отвечало санитарным нормам; владельцы ветхих домов и квартиросъемщики; «чистые пролета­рии» — жители казарм и бараков. Оплата коммунальных услуг для рабочих на время войны была отменена. Это было ощутимым под­спорьем для людей в годы войны.

Наиболее ощутимым для населения было свертывание произ­водства товаров массового потребления. Более скудным становится питание, обеспечение товарами повседневного спроса. Так, в мае 1919 г. производство спичек по сравнению с довоенными объемами сократилось вдвое, а бумаги, масла и мыла — вчетверо2. Подполь­ная торговля предметами первой необходимости то на рынке, то в цехе заполняла возникший вакуум соответствующих товаров и ус­луг. Власти, стремясь искоренить это явление, вводят карточное распределение продуктов. Внерыночное снабжение рабочих про­дуктами питания, неоспоримо, имело положительное воздействие на продовольственно-бытовые условия жизни рабочих.

Питание уральских рабочих было довольно упорядоченным, чему способствовали наличие подсобного хозяйства и сам уклад жизни рабочей семьи. Приготовление пищи было, как правило, ежедневным, рабочая семья питалась три-четыре раза в день. Ра­бочих того времени по уровню питания делят на три группы. Пер­вая группа (18%) — это рабочие, получавшие в день от 1,5 руб. Эти люди ежедневно ели мясо, употребляли в пищу сало, молоко. Ко второй группе (32,5%) причисляли рабочих, зарабатывающих в среднем от 80 коп. до 1,5 руб. в день. Они несколько раз в неделю ели мясо. К третьей (25,6%) относились получавшие менее 80 коп. в день. Мяса они почти никогда не ели, молоко и сало употребляли в малом количестве, питание их было однообразным и состояло, в основном, из картофеля, каш и хлеба3. За годы войны продоволь-

1 См.: Там же. – С. 109.

2 См.: Семенов А. А. Профессиональная деятельность городских рабочих в годы

гражданской войны: социальное раскрепощение эпохи экономического упадка. / Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – №3. – С. 62.

3 См.: Фельдман М. А. Рабочие крупной промышленности Урала в 1914 – 1941 г г. –

С. 104.


ственное обеспечение рабочих лишь ухудшалось, возрастала диф­ференциация по уровню питания.

С установлением новой власти изменяется трудовое законода­тельство. Декрет ВЦИК 1917 г. о страховании на случай болезни вводил государственное обеспечение для всех трудящихся; провоз­глашалась оплата больничных листов и пособий по безработице в размере полного заработка. Законы о труде 1917 — 1920 гг. вводят положения о 8-часовом рабочем дне, утверждают пособия по бо­лезни, по родам ребенка, по инвалидности и т. д. Однако в услови­ях войны новые законы так и не были реализованы.

Годы Гражданской войны стали серьезным испытанием для ра­бочих Урала, привели к резкому ухудшению их экономического положения. Ее общим итогом стало заметное падение показателей уровня жизни трудящихся.


Поршнева о. с.

в человеческом измерении:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: