double arrow

К вопросу о типологии

1_0

13_

13_

13_

12_

Некоторые итоги изучения

Основным направлением переосмысления проблем Гражданс­кой войны в постсоветской историографии стало перенесение цен­тра тяжести в ее изучении с политической и военной истории на социальную и культурную. В числе приоритетных стали рассматри­ваться поведение различных слоев населения и их стратегии выжи­вания в условиях смуты, общественное сознание кризисной эпохи, психологический облик основных участников исторической дра­мы, влияние изменений в социальной психологии различных слоев общества на дальнейший ход общественного развития. В изучении Гражданской войны с позиций социальной и культурной истории определяющую роль играет ее рассмотрение как важного этапа в процессе социокультурной трансформации российского общества в начале XX в. — эпоху войн и революций, изменивших социаль­ный и социально-психологический облик населения страны.

Особую роль в тенденциях в данной сфере, проявившихся в годы Гражданской войны, сыграли изменения в сознании и по­ведении массовых слоев общества, произошедшие в результате Первой мировой войны и революции 1917 г., которые стали пред­посылками социокультурных сдвигов периода Гражданской вой­ны. К ним можно отнести разочарование большинства населения


в традиционной власти, изменение моральных установок в оценке пределов и допустимости насилия, коррозию религиозной веры; озлобление крестьянства против помещиков, хуторян, горожан; массовые настроения рабочих в пользу государственного регули­рования производства и перераспределения ценностей1.

В период революции 1917 г. в условиях активизации пропаган­ды леворадикальных политических партий и групп был вызван к жизни психологический механизм эскалации ненависти низов по отношению к «внутренним врагам», помещикам и буржуазии, сти­мулировавшей акты социального возмездия. Ликвидация частной собственности, основ экономического неравенства, перераспре­деление богатств, насилие и принуждение по отношению к «клас­совым врагам» стали рассматриваться массами как необходимые компоненты и условие успешного движения к социализму, идеал которого укрепился в их сознании в ходе революции.

С точки зрения истории опыта, к последствиям мировой войны, которые оказали наибольшее воздействие на дальнейшее развитие России, (в том числе поведение людей в период Гражданской вой­ны. — О. П.), по мнению И. В. Нарского, принадлежит форми­рование чрезвычайно активной и потому заметной, относительно большой группы бывших фронтовиков, воплотивших новый архе­тип русского солдата. Это были хладнокровные и честолюбивые, утратившие социальные корни молодые люди, в большинстве сво­ем — грамотные крестьянские сыновья, сделавшие затем карьеру в Красной Армии и ЧК2. По мнению И. В. Нарского, такой солдат­ский тип Первая мировая вырабатывала во всех участвовавших в ней странах, и особенно интенсивно в России: «Прошедшие ус­коренную вторичную социализацию на модернизированной вой­не, многие российские фронтовики оказались более отзывчивы к призывам расправиться с прошлой «отсталостью» и к обещаниям «светлого будущего». Принудительно-модернизационный опыт 1914 — 1916 гг. сказался и в том, что русская армия воспитала мно­жество врагов «устаревшего» сельского образа жизни. Об этом сви­детельствует беспримерная жестокость в отношении крестьянства

1 См. Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Пер‑

вой мировой войны. – М., 2004.

2 Нарский И.В. «Я как стал средь войны жить, так и стала мне война, что дом род‑

ной…» Фронтовой опыт русских солдат в «германской» войне до 1917 г. // Опыт мировых войн в истории России. – Челябинск, 2007. – С. 499.


в годы Гражданской войны и «военного коммунизма». В окопах Первой мировой войны фронтовики мечтали о том, чтобы отом­стить тыловым «предателям» и «трусам». Уже к началу 1917 г. они понимали восстановление справедливости как наведение порядка и принуждение «необстрелянных» соотечественников к дисципли­не на военный лад, то есть как превращение тыла во фронт. Имен­но так они вскоре и поступили»1.

В России к весне 1918 г. кризисные процессы революционного развития, усугубленные длительным состоянием войны, привели к небывалой экономической разрухе, голоду и безработице в горо­дах, дезорганизации транспорта, падению промышленного произ­водства, натурализации народного хозяйства, и, что чрезвычайно важно, — неустойчивости власти, не признаваемой значительной частью населения, породившей своими действиями глубокий раскол и противостояние в обществе. В этих условиях сознание основной массы населения характеризовалось отличительными чертами, присущими «психопатологии Смуты»: крайней неустой­чивостью, частыми переходами от страха к агрессии, стремлением нажиться за чужой счет, перераспределить собственность, склон­ностью к локализации негативных психологических комплек­сов на образе внутреннего врага, неуверенностью в завтрашнем дне (чему, кстати, не противоречила вера в мировую революцию, призванная на психологическом уровне сыграть роль защитного механизма), одновременной готовностью к жертвенному подвигу, смерти и желанием выжить во что бы то ни стало (что было во мно­гом также наследием милитаризованного сознания, опыта, приоб­ретенного на войне).

Изменение сознания и психологии партийно-политической, военной элиты и масс в условиях Гражданской войны стало одним из перспективных направлений исследований последних двух де­сятилетий. Здесь также, как и при решении других проблем, ис­торики показывают преемственность процессов изменений, на­метившихся в этой сфере в условиях мировой войны и революции 1917 г., усугубленных обстоятельствами Гражданской войны.

Востребованными оказались идеи Питирима Сорокина, кото­рый показал, что социальная смута всегда сопровождается мораль­ной деградацией общества. Крупный социолог XX в. разрабатывал проблемы трансформации психологии и поведения масс, различ-1 Там же. – С. 499–500.


ных социальных групп в переходные эпохи от одного базисного социокультурного строя к другому. Он, в частности, обосновывал роль войн и революций XX в. в изменении ценностей и поведен­ческих реакций масс1. По мнению социолога, в результате этих катаклизмов произошла дезинтеграция моральных, правовых и других ценностей, которые изнутри контролировали и управляли поведением индивидов и групп2. Объясняя эту трансформацию, он отмечал, что совершаемые нами действия не проходят бес­следно для нас самих, наши поступки рикошетом видоизменяют нашу душу и наше поведение. Тем более это относится к актам и поступкам, прививаемым войной и революцией. «И война, и ре­волюция представляют могучие факторы изменения поведения… Мирная жизнь тормозит акты насилия, убийства, зверства, лжи, грабежа, обмана, подкупа и разрушения. Война и революция, на­против, требуют их, прививают эти рефлексы, благоприятству­ют им всячески… Война и революция требуют беспрекословного повиновения (в противовес творчеству, праву и т. п.), душат лич­ную инициативу, личную свободу, прививают и приучают к чисто разрушительным актам, отрывают и отучают от мирного труда… Война и революция выращивают и культивируют вражду, злобу, ненависть, посягательство на жизнь, свободу и достояние других. Следствием войны и революции является «оголение» человека от всего костюма культурного поведения. С него спадает тонкая пленка подлинно человеческих форм поведения, которые пред­ставляют нарост над рефлексами и актами чисто животными»3.

Милитаризация сознания и поведения комбатантов вследс­твие участия в длительной Первой мировой войне, революцион­ном терроре и братоубийственном насилии Гражданской войны оказала существенное влияние на массовую психологию россиян. По мнению известной исследовательницы Е. С. Сенявской, это определило многие феномены последующей советской истории. Она пишет: «Психология гражданской войны — явление особенно страшное. Поиск врага извне перемещается внутрь страны, поня-

1 См.: Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. – М.,

1994. – С. 458–460; Он же. Главные тенденции нашего времени. – М., 1993. – С. 29–30.

2 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. – С. 29–30.

3 Сорокин П. Современное состояние России // Общедоступный учебник по социо‑

логии. – С. 458–459.


тия «свой-чужой» теряют прежнюю определенность, и тогда «вра­гом» может стать каждый, причем категории «чужеродности» пос­тоянно меняются и расширяются. Всеобщая подозрительность, на многие десятилетия закрепившаяся в советском обществе, — пря­мое следствие этого процесса»1.

Исследования последних десятилетий были посвящены как изучавшимся и ранее различным сторонам государственного стро­ительства и политики большевиков в годы Гражданской войны, так и большевистской политической культуре этого периода. Их выводы свидетельствуют об особой роли насильственных мето­дов в политике большевиков, как в центре, так и на периферии2, обусловленной доктринальными основами их стратегии, теоре­тическим обоснованием необходимости насилия по отношению к эксплуататорским классам3, и обстоятельствами политической борьбы.

Широкое распространение насилия является одной из отли­чительных черт революционных эпох. Гражданская война в Рос­сии вызвала эскалацию насилия в невиданных ранее масштабах, обусловленных не только остротой и глубиной социально-полити­ческого конфликта, но и появлением современных видов оружия массового поражения, теми громадными запасами вооружений, которые оставила России в наследство Первая мировая война.

Если в советской историографии приоритетное внимание уде­лялось показу белого террора, то на рубеже 1980 — 1990-х гг. и в дальнейшем в 1990-х гг. фокус публицистики и в большой степени исследовательского внимания был сосредоточен на изучении крас­ного террора, что воплотилось в выходе монографий на эту тему в начале 2000-х гг.4 Одной из актуальных тем работ стал также мо­рально-психологический и социальный облик большевиков, пред-

1 Сенявская Е. С. Человек на войне: опыт историко‑психологической характерис‑

тики российского комбатанта // Отечественная история. – 1995. – № 3. – С. 7.

2 См.: Бакулин В.И. Насилие как компонент государственной политики: большеви‑

ки в Прикамье (конец 1917 – середина 1919 г.) // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. – М., 1997. – С. 171–179; Урал в событиях 1917 – 1921 г г. Актуальные проблемы изучения. – Челябинск, 1999.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 36. – С. 127–128; Т. 38. – С. 74; и др.

4 Красный террор в годы гражданской войны. – М., 2004; Литвин А.Л. Красный и

белый террор 1918 – 1922. – М.. 2004; Балмасов С. С. Красный террор на Востоке России в 1918 – 1922 г. – М., 2006; Ратьковский И. С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 г. – СПб., 2006; и др.


ставителей партийно-государственного аппарата в годы Гражданс­кой войны, в том числе на материалах Урала1, что являлось отчас­ти реакцией на замалчивание или тенденциозную интерпретацию негативных явлений в среде коммунистов, партийном и государс­твенном аппарате в советской историографии. Были обоснованы новые по сравнению с предшествующим периодом выводы о ши­роком распространении двойной морали, злоупотреблений слу­женным положением, стяжательства, пьянства и других пороков среди коммунистов в центре и на местах, пронизанности этими явлениями партийно-государственного аппарата сверху донизу.

В 1990-е гг. осуществлялось активное изучение политической культуры различных социальных групп российского общества в годы Гражданской войны с современных методологических пози­ций новой социальной, новой культурной, новой интеллектуаль­ной истории, истории повседневности. Оно велось, в частности, в рамках дискурсного подхода, в контексте изучения генезиса и эволюции образов-ассоциаций и символов как наиболее предста­вительного и яркого материала по истории социальной психоло­гии, сознания и поведения социальных групп, пути расширения и детализации жанра исторического социального портрета2. В частности, В. С. Тяжельниковой исследовалось формирование и эволюция революционной жертвенности как существенного эле­мента поведенческой модели коммунистов 1900-1920-х гг. Автор показывает, что до и во время революции складывалась система ценностей, в которой социальный идеал светлого завтра подчинял себе всю общечеловеческую картину мира3. Идеал человеческого, земного счастья становится недостижим, удаляется во времени и пространстве, а «идеал абсолютного счастья, — как писал Й. Хей-зинга, — шагнул через границу жизни и вылился в стремление к смерти»4. В контексте насилия эпохи революции и Гражданской войны, по данным исследовательницы, именно в образе смерти и

1 Обухов Л. А. Изнанка сверхценностных установок: моральный облик большевиков

в годы гражданской войны // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. – С. 161–170. Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы: политический и нравственный облик (1917 - 1920 гг.) // Отечественная история. – 1997. – № 5.

2 Тяжельникова В. С. «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» (Генезис и эволюция

революционной жертвенности коммунистов) // Социальная история. Ежегод‑ ник. 1998/99. – М., 1999. – С. 411.

3 Там же. –С. 412.

4 Цит. по: Там же.


связанных с ней символах наиболее полно выражалось коммунис­тическое миропонимание. Эта образная символика включала идеи возмещения жертвы (несоединимые в нормальном человеческом сознании с понятием самопожертвования), неизбежности отмще­ния и призывы к мести, беспощадности отмщения, бессмертности жертвы, каждодневности жертвоприношения. В. С. Тяжельнико-ва пишет: «В процессе борьбы-мести воспитывалось отсутствие страха перед смертью, формировалась уверенность и в целесооб­разности жертвы, и в обязательном возмещении за нее в будущем. Образ компенсированной смерти-жертвы выводит революцион­ную жертвенность за пределы этических систем, основанных на бескорыстном самопожертвовании, придает ей целенаправленный прагматический характер»1.

Обстоятельства выхода России из Первой мировой войны, их преломление в сознании различных классов и социальных групп народа, прежде всего рабочих, способствовали ускорению начав­шегося после Февральской революции 1917 г. процесса станов­ления социально-психологического феномена жертвенности — специфической черты группового сознания профессиональных революционеров, которая превращалась в одну из черт сознания и поведения революционизирующихся низов. Эта тенденция со­знательно поддерживалась социалистами и закреплялась в ходе приобщения масс к действиям ритуального характера во время похорон жертв революции, на митингах, собраниях, манифес­тациях, новых празднеств2. Во время Гражданской войны идея самопожертвования во имя «защиты завоеваний революции» оказалась востребованной в наибольшей мере, закрепляясь в со­знании не только большевиков, но и политизированных масс, определяя стереотипы массового сознания и поведения советс­кого человека.

1 Там же. – С. 418.

2 См.: Корнаков П. К. Символика и ритуалы революции 1917 г. // Анатомия рево‑

люции: 1917 год в России: массы, партии, власть. – М., 1997. – С. 356–365; Колоницкий Б. И. «Демократия» как идентификация: к изучению политичес‑ кого сознания Февральской революции // 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. – М., 1997; Он же. Политические символы и борьба за власть в 1917 году. Автореф. дис… д‑ра ист. наук. – СПб., 2002; Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции. Пространство, символы, исторические мифы (1917 – 1927). – Казань, 2005.


Важным направлением в изучении рабочих России и СССР первых десятилетий XX в. с позиций антропологического подхо­да стало исследование их социокультурного облика1. Некоторые из такого рода работ в той или иной мере освещают и процессы изменений в рабочей среде в годы гражданской войны. Фрагмен­тарно эти сюжеты рассматриваются в трудах, посвященных поли­тике военного коммунизма. Серьезное исследование социокуль­турного облика промышленных рабочих Урала, охватывающее значительный хронологический период 1900 — 1941 гг. проведено С. П. Постниковым и М. А. Фельдманом. Авторы пришли к вы­воду, что усиление воздействия пришлых, обездоленных проле­тариев на остальных рабочих возросло на Урале в результате из­менений в их составе и социальной политике государства в годы Первой мировой войны. «После гражданской войны, — пишут авторы, — молодежь и пришлые рабочие были настроены на под­держку социалистического эксперимента, радикальных методов решения проблем, нигилистическое восприятие культурных тра­диций», характеризуя 1917 — 1921 гг. как «социокультурную ка­тастрофу»2. Пережить ее помогли, по мнению авторов, «корневые начала рабочих Урала, мир внутри человека, отношение его к зем­ле, к природе».

В ряде работ исследуются политические и идеологические механизмы, используемые властью в целях индоктринации со­знания рабочих и других слоев городского населения в период гражданской войны, а также техники приспособления людей к новому политическому режиму на уровне сознания и поведения. С. В. Яров в своих трудах пришел к выводу, что в 1917 — 1923 гг. изменилась парадигма российского общественного сознания4. Изучение этим петербургским историком механизмов рецепции

1 См.: Соколов А. К. Перспективы изучения рабочей истории в современной России

// Отечественная история. – 2003. – № 4, 5; Постников С.П., Фельдман М. А. Социокультурный облик промышленных рабочих Урала (1900 – 1941). – Ека‑ теринбург, 2006; Яров С. В. Конформизм в советской России: Петроград 1917 – 1920‑х гг. – СПб., 2006.

2 Постников С. П., Фельдман М. А. Социокультурный облик промышленных рабочих

Урала (1900 – 1941). – С. 401, 406.

3 Там же. – С. 406.

4 Яров С.В. Политическое мышление рабочих в 1917 – 1923 годах: элементы транс‑

формации // Менталитет и политическое развитие России. – М.. 1996. – С. 120.


13_

советских идеологических моделей в общественном сознании го­рожан, инструментов и практик конформизма в советской России 1917 — 1920-х гг. включает и важный в этом отношении период Гражданской войны. Автор показал, что система идеологическо­го воздействия и политического просвещения, созданная вскоре после прихода большевиков к власти, становилась не только фор­мой образования, но и формой выражения политической предан­ности, формой проверки политических убеждений, школой, где заучивались образцы нормативного поведения1. С. В. Яров по­казал значение политизации повседневного языка как одной из необходимых предпосылок формирования «советского челове­ка». «Ежедневно говоря на политизированном языке, — отмечает автор, — в котором основные понятия и клише были определены большевистской догматикой, человек неизбежно, хотя и не всег­да прямо и быстро, менял свои мировоззренческие ориентиры»2. Коллективные практики проведения досуга, по мнению С. В. Яро­ва, ускоряли переход человека на новые позиции, делали сопро­тивление режиму менее стойким, скорее подавляя его сомнения, подчеркивая его одиночество в условиях всеобщего «соглашатель­ства». Включенность рабочих в массовые ритуальные формы по­литической поддержки, оказываемой властям, становилось тради­цией и «выключенность» из этого ритуала предполагала такое же обнажение антиправительственной позиции, как и публичная оп­позиционная речь, поэтому приобщение к коллективному действу в условиях взаимосвязи между политической дискриминацией и понижением социального статуса стало для рабочих и элементом самосохранения3.

Изучение раннесоветской праздничной культуры, формиро­вавшейся в 1917 — 1920 гг., в период революции и Гражданской войны, позволило С. Ю. Малышевой сделать вывод о том, что «революционные празднества» 1917 — 1920 гг., наиболее ярки­ми эпизодами которых стали массовые инсценировки и поста­новки, сыграли весьма важную роль в ментальной революции

1 Яров С. В. Политическое мышление рабочих в 1917 - 1923 гг.: элементы транс-

формации. - М.. 1996; Он же. Горожанин как политик. Революция, военный коммунизм и нэп глазами петроградцев. - СПб., 1999; Он же. Конформизм в советской России: Петроград 1917 - 1920‑х гг. - С. 563; и др.

2 Яров СВ. Конформизм в советской России: Петроград 1917 - 1920‑х гг. - С. 566.

3 Яров СВ. Политическое мышление рабочих в 1917 - 1923 годах: элементы транс-

формации. - С. 121.


первых постреволюционных десятилетий1. «Историко-культур­ный и социально-психологический смысл празднеств, — пишет С. Ю. Малышева, — был намного сложнее, чем просто иллюст­рация основных положений теории классовой борьбы примера­ми из прошлого. В эти годы закладывалась советская масс-куль­тура»2.

Изучение психологии и сознания крестьянства в годы Граж­данской войны активно велось в советский период с позиций марксистской историографии в рамках проблематики военного коммунизма, а также роли и позиции крестьян в классовой борь­бе в этот период. В 1990-е гг. оно разрабатывалось в русле иссле­дования менталитета крестьян и его поведения в условиях рево­люционного кризиса — войн, реформ и революций начала XX в.3, в ходе борьбы крестьян на два фронта в годы Гражданской вой­ны4. Эти испытания, как показали исследователи, в комплексе воздействовали на крестьян в условиях социальной смуты. В то же время одни авторы в большей степени склонны видеть в пове­дении крестьянства в годы Гражданской войны актуализацию ар­хаичных ментальных кодов (В. П. Булдаков, И. В. Нарский и др.), другие — процессы изменения психологии и менталитета, подго­товленные в предшествующий период (В. В. Кабанов, П. С. Ка-бытов, В. А. Козлов и др.). Так, если А. Лившин утверждает, что «в периоды бурных исторических перемен, гигантских сдвигов тектонического масштаба (революции и гражданские войны) происходит ускорение трансформации менталитета, психология народа обретает новые, часто неожиданные черты»5, то И. В. Нар-ский полагает, что Гражданская война вызвала актуализацию и стремительное распространение доиндустриальных ментальных кодов, чему способствовала их укорененность в крестьянской среде, которая стала проводником «окультуривания» страны в де-

1 Малышева СЮ. Советская праздничная культура в провинции. - С. 166.

2 Там же. - С. 167.

3 Менталитет и аграрное развитие России (XIX - XX вв.). - М., 1996; Судьбы рос-

сийского крестьянства. - М., 1996; Революция и человек: социально‑психо­логический аспект. - М., 1996; Булдаков В. П. Красная Смута. Природа и пос­ледствия революционного насилия.

4 Крестьянство в гражданской войне: борьба на два фронта // Судьбы российского

крестьянства. - М., 1996.

5 См.: «Красная смута» на «круглом столе» // Отечественная история. - 1998. -

№ 4. - С. 149.


ревенском, доиндустриальном духе1. Нам представляется обосно­ванной позиция В. В. Кабанова, который выделял в качестве фак­торов изменения психологии крестьян опыт, полученный ими в борьбе за установление советской власти и против нее, всеобщую разруху, потери, болезни, экономическую и социальную поли­тику советской власти, и, особенно, тотальную маргинализацию деревни2. Отрицательный опыт быстро менял человека и имел далеко идущие последствия: утрата человеческого достоинс­тва, страх, злоба и т. д. В то же время крестьянин, вернувшийся с войны, все же расширял свой кругозор, становился самостоя­тельнее, уменьшалась власть над ним консервативных традиций, однако позитивные элементы в психологии тонули в море отри­цательного опыта. Одновременно в эти годы рождалось новое влияние: духовное формирование новых социальных типов шло путем индоктринации, «напичкивания» лозунгами большевиков, соответственно примитивизируемыми. Как отмечал В. В. Каба­нов, происходило «заглатывание» без пережевывания не очень здоровой духовной пищи, а то и ее суррогата3. Неоднозначность изменений социальной психологии крестьянства под влиянием Гражданской войны отмечают и западные исследователи. Так, Ш. Фицпатрик, опираясь на данные О. Файджеса, пишет, что в деревнях ветераны Гражданской войны, несмотря на их моло­дость, пользовались авторитетом как люди, повидавшие мир, и часто выступали против крестьянского консерватизма, спорили со старшими по миру4.

Ветераны Красной армии после Гражданской войны образова­ли костяк советской администрации. В 1926 — 1927 гг. более поло­вины председателей сельсоветов и более двух третей председате­лей и членов волостных советов России были ветеранами Красной армии5. Ветераны войны из рабочего класса выдвигались и в ряды управляющих промышленностью. Стиль организации и руководс-1 Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917 - 1922 г г. – М., 2001. – С. 565.

2 Кабанов В.В. Влияние войн и революций на крестьянство // Революция и человек:

социально‑психологический аспект. – С. 142–143.

3 Там же. – С. 143–146.

4 Фицпатрик Ш. Гражданская война в советской истории: западная историография

и интерпретации // Гражданская война в России: перекресток мнений. – М., 1994. – С. 354.

5 Там же.


тва ветеранов отражал их военный опыт и «штатские» коммунис­ты часто сетовали, что ими командуют вместо того, чтобы совето­ваться с ними и что они мало ценят демократические принципы советской власти1. Н. К. Крупская писала о политвоспитательной работе в начале 1920-х гг.: «Когда гражданская война стала подхо­дить к концу, в политпросвет влились громадные кадры военных работников, перенесшие в политпросветработу все методы рабо­ты на фронте. Самодеятельность населения, все формы углублен­ной работы были сведены на нет»2. В целом, опираясь на данные исследователей, можно говорить о глубоком влиянии идеологии и психологии военного коммунизма и опыта гражданской войны на формирование политической культуры не только советской пар­тийно-государственной элиты, но и всего советского общества.

В современной историографии убедительно обоснован тезис о широком применении насилия и террора обеими противоборству­ющими сторонами не только по отношению к вооруженному про­тивнику, но и мирному населению. Мотивы мести, устрашения, наживы, аффективные состояния были психологическим контек­стом поступков людей, вовлеченных в противостояние, по обе сто­роны баррикад. Актуализация архаичных инстинктов, смещение нравственных ориентиров, моральное разложение было характер­но для представителей как «белого», так и для «красного» лагерей.

В последнее двадцатилетие активно изучается социокуль­турный и социально-психологический облик российского офи­церства в период войн и революций начала XX в., в том числе в период Гражданской войны3. Позиция в Гражданской войне бе­лого офицерства, тех, кто считался опорой российской государс­твенности, понятна лишь в контексте опыта мировой войны, па-

1 Там же. - С. 354-355.

2 Письмо Н. К. Крупской Чистову, 1928. // Цит. по: Фицпатрик Ш. Гражданская вой-

на в советской истории. - С. 363.

3 См.: Волков С. Трагедия русского офицерства. Офицерский корпус России в ре-

волюции, гражданской войне и на чужбине. - М., 2002; Он же. Русское офи­церство как историко‑культурный феномен // Военно‑историческая антропо­логия. Ежегодник, 2002. - М., 2002; Кожевин В. Л. Неформальные традиции российской военной школы конца XIX - начала XX вв. // Там же; Сергеев Е. Ю. Представленческие модели российской военной элиты начала XX в. // Там же; Гагкуев Р. Г. Психология взаимоотношений командного и рядового соста­ва и полковые традиции частей Добровольческой Армии (на примере «корен­ных» полков) // Военно‑историческая антропология. Ежегодник, 2003/4. - М., 2005; и др.


дения самодержавия, большевистского переворота1. Ключевым в судьбе офицерства фактором, по мнению И. В. Михайлова, стала необходимость после Февраля самоопределиться по отношению к народу, крестьянству, составлявшему большинство населения. От того, как крестьяне воспринимали наиболее активных пред­ставителей старой России, по сути дела зависело будущее Рос­сии, что и предопределило в конечном счете судьбу белого дви-жения2.

Другим важным современным направлением антропологичес­ки-ориентированных исследований Гражданской войны стало изучение стратегий выживания как наиболее типичных моделей поведения различных категорий населения в условиях социаль­ной катастрофы. В этом отношении сделаны лишь первые, однако весьма плодотворные шаги. Изучение В. В Канищевым техник вы­живания и приспособления населения к условиям военного ком­мунизма на материале центральных регионов России3 показало широкое распространение легальных, полулегальных и нелегаль­ных практик выживания и бытового приспособления, включав­ших устройство в хлебные места, уклонение от призыва в Красную армию и от различных повинностей, массовое мешочничество, расхищение казенного и бесхозного имущества, манипуляции с продовольственными карточками, ограбления и кражи, злоупот­ребления служебным положением. В. В. Канищев исследовал так­же бунтарские (погромные) формы массовых волнений в городах в годы мировой войны, революции и начала Гражданской войны4. Он показал, что бунтарскими вспышками часто сопровождались забастовки и демонстрации рабочих и других слоев городского населения5, бунтарский характер имели действия рабочих во вре-

1 Михайлов И. В. Быт, нравы и психология белого офицерства: к постановке про‑

блемы // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. – С.159.

2 Там же.

0 Канищев В. В. Приспособление ради выживания (Мещанское бытие эпохи «во‑ енного коммунизма») // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мо‑ раль. – С. 98–116; Ушаков А. И., Федюк В. П. Гражданская война: новое про‑ чтение старых проблем // Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М., 1996; Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. – М., 1997.

4 Канищев В. В. Русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Погромное дви‑

жение в городах России в 1917 – 1918 г г. – Тамбов, 1995.

5 Там же. – С. 46–47.


мя продовольственных волнений1. Особенно широкие масштабы погромное движение приобрело после Февральской революции, события которой во многом развивались, как показал автор, по классической схеме «русского бунта»2. Изучение поведения масс в период революции и гражданской войны, предпринятое В. В. Ка-нищевым на основе многомерного количественного анализа системы параметров стихийно-бунтарских выступлений различ­ных слоев населения городов в период с февраля 1917 г. по август 1918 г.3, позволило обосновать вывод о том, что это была борь­ба традиционных слоев российского общества за «хлеб» и «волю» весьма примитивными расправными и захватными способами4.

К выводу о господстве архаичных кодов и стереотипов в пове­дении населения в годы Гражданской войны на материалах Урала пришел И. В. Нарский. В исследовании И. В. Нарского, выполнен­ном в русле истории повседневности, реконструирована стратегия выживания населения Урала в период революции и Гражданской войны в условиях гуманитарной катастрофы, показаны психоло­гические механизмы, мотивы, формы и техники адаптации к экс­тремальным условиям, реакция людей на события 1917 — 1922 гг., их восприятие, переживание и осмысление5. Так, автор обосновал положение о том, что «в обстановке хаоса власти и развала эконо­мики, нагнетания террора и массовой маргинализации населения оказались востребованными доиндустриальные культурные «инс­тинкты» и образцы поведения.... Практически каждый из «слабых мира сего» волей-неволей апробировал широкий спектр малопоч­тенных и рискованных способов выживания»6.

Таким образом, как показывают современные исследования, опыт и «менталитет» Гражданской войны имели ключевое значе­ние для формирования большевистской политической культуры, общественного сознания и психологии массовых слоев общества в начальный период советской истории. Беспощадность к врагам,

1 Там же. - С. 47-48.

2 Там же. - С. 51.

3 Канищев В.В. Можно ли измерить параметры «русского бунта»? // Круг идей: Ис-

торическая информатика в информационном обществе. Труды VII конферен­ции Ассоциации «История и компьютер». - М., 2001. - С. 134-159.

4 Там же. - С. 155.

5 См.: Нарский И.В. Жизнь в катастрофе.

6 Там же. - С. 564.


1_1

непоколебимая вера в социалистические идеалы, мужество перед лицом смерти, жертвенность во имя светлого завтра были теми нормативами поведения и ценностными установками, на которых воспитывались поколения советских людей, а наследие Граждан­ской войны долго давало о себе знать в истории советского обще­ства.

русакова е. В., Попова о. г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: