Гражданская война в жизни и творчестве М. А. Шолохова

1__

1__

Французская Республика и правительство генерала П. Н. Врангеля в 1920 г.

1__

1_2

1_0

чинаниям в искусстве, в которых и проявлялись характерные чер­ты Гражданской войны.

Несомненно, большевики вели ожесточенную борьбу за власть, и эта борьба выражалась в военных/политических противостояни­ях белому и «зеленому» движению, но и в способах воздействия и внушения необходимости и правильности своей идеологии всем слоям населения советской республики.

Развитие агитмассовых форм искусства было задумано вождем красного движения В. И. Лениным как часть программы преоб­разований культурной революции в отсталой стране. Особое вни­мание при создании политической рекламы уделялось образной, наглядной форме представления героев Гражданской войны — большевиков, красноармейцев, пролетариев, крестьян. Благодаря таким визуальным упрощениям она становилась понятной всем слоям населения, включая безграмотных.

Ленин видел огромные возможности художественной пропа­ганды в виде красочных плакатов, картин на агитпоездах, напол­ненных сюжетами жизненных реалий и духом политические идей и преобразований.

Одной из форм плакатного искусства были расписанные агит­поезда, окруженные специфической звуковой атмосферой и осна­щенные киноустановками и театральными агитбригадами, распро­странившими на всем пути следования множество плакатов, газет и другой разнообразной печатной продукции. Основными пасса­жирами таких сооружений были лекторы и агитаторы.

На частых остановках в глухих городах, они привлекали всеоб­щее внимание, играли немалую просветительскую роль в разроз­ненной стране, лишенной информации о происходящих событиях.

На бортах этих сооружений проводились сатирические и геро­ические представления на актуальные темы, выступал кукольный театр, пелись песни и частушки, а также выступали с речами ора­торы, из высказываний которых рождались популярные лозунги, скандировавшиеся народными массами, и, впоследствии, перехо­дившие из вербальной формы в письменную.

С 29 апреля 1919 г. по 12 декабря 1920 г. совершил 12 длитель­ных поездок и побывал на всех фронтах агитпоезд «Октябрьская революция». Он состоял из 17 вагонов, каждый был расписан профессиональными художниками, такими как: М. Черемных, И. Ефимов, В. В. Хвостенко и др.


1_1

Сюжеты росписей — реалистичные и символьные изображения людей в контексте революционных событий, сопровождались раз­личными надписями: лозунгами, призывами и др. В те же сроки по реке Каме и Волге ходил агитпароход «Красная звезда».

Эти сооружения можно назвать продолжительной политичес­кой рекламной кампанией, целями которой можно считать: рас­пространение агитационной и печатной продукции; организация митингов: показ агитфильмов; выпуск в передвижной типографии листовок, а затем их распространение.

«В общем итоге поезда обслуживали 96 губерний, сделав 775 ос­тановок, из которых 96 — в губернских городах, 189 — в уездных, 468 — в селениях и специально на заводах — 14. Всего на остановки затрачено 659 суток. На остановках пребывало 2 752 000 человек»1.

В период с 1918 по 1920 г. свою популярность приобретали рек-ламно — агитационные представления, организатором которых была интеллигенция. Они создавались по случаю годовщины Ок­тябрьской революции и в период Первомайских праздников.

Еще одно средство распространения большевистской идеоло­гии — агитационно — политические плакаты. Красное движение довольно часто прибегало к такого рода рекламе, так как она была более действенной. Проникая вглубь сознания людей, внушала не­обходимость изменения организации властных структур и полити­ческой ситуации в стране для построения развитого государства.

Основная задача плаката — говорить о главном: «о жизни и смерти, борьбе и победе, насилии и свободе, хлебе и человечестве, настоящем и будущем»2.

Во время Гражданской войны появился очень интересный тип плакатного героя — красноармеец, который сразу появляется на нескольких агитационно — политических плакатах, отличитель­ным признаком, встречающимся порой можно назвать шинель.

Можно считать, что этот типаж становиться ключевой фигурой плаката. Для красноармейца характерно: наличие красной звезды на шапке, костюм, преобладание красного цвета на плакате. Глав­ным представителем этого типа можно считать «Вперед на защиту Урала!» и «На защиту Петрограда!» — автор этих плакатов Алек­сандр Апсит. Но красноармеец пока на них не был красноармей­цем, он был всего лишь рабочим, на шапке изображался символ

1 Полонский В. Русский революционный плакат. - М., 1925. - С. 60.

2 Там же. - С. 13-14.


советской власти — красная звезда, которой в то время еще не уде­лялось особого внимания.

На втором плакате защитник Петрограда являлся центральной фигурой, стоящей в одном ряду с крестьянином матросом, осталь­ными бойцами.

Эти ранние плакаты обращались к зрителю в призывной форме и ставили красногвардейца в один ряд с революционными силами.

Начиная с 1920 г. красноармеец перестал изображаться в окру­жении, состоящем из рабочего, крестьянина, солдата или матро­са, которые являлись организационной опорой советской власти. Он превратился в бойца одиночку — символ революции, борьбы, большевиков, советской власти, красной армии, прогресса, добра или человечества.

Боец одиночка не всегда предстает перед зрителем в сценах боя, он фигурирует и в роли защитника.

Также с 1920 г. появляется типаж рабочего, теперь он приобре­тает свои символы, атрибутом рабочего является молот. Его пред­почитают изображать в перспективном искажении в виде «богаты­ря — пролетариата»

Типаж крестьянина изображался на плакатах меньше всего, а если и появлялся, то чрезвычайно редко. Такой типаж изображал­ся в виде крепкой бородатой мужской фигуры с косой или серпом в руках, это были стереотипные представления городской интел­лигенции о русском крестьянине.

Плакаты, изготовленные в период с 1918 по 1921 г. можно раз­делить на две группы: антивражеские (т. е. плакаты, на которых главное внимание уделяется изображению врага); триумфальные (плакаты, говорящие зрителю о победе над врагом, о светлом буду­щем, о достижениях революции).

Конечно, в реальной ситуации преобладали плакаты 1-й груп­пы, они помогли Красной армии победить в Гражданской войне, так как в основном они изображали врагов в неблагоприятном све­те, но к 1920 г. они (большевики) меняют ориентиры и уже изобра­жают триумфальный вид плакатов, т. к. меняется их политическая позиция, заканчивается критическая фаза и события происходят в их пользу, поэтому все больше и больше появляется плакатов с изображением блистательных героев.

Вскоре к типажам врагов добавляются новые герои плакатов: буржуй — капиталист, белый генерал и (с началом Польской вой-


1_3

ны в апреле 1920 г.) польский захватчик, помещик и классовый враг, польский пан. Все враги изображались тучными, жирными и некрасивыми. Польский пан угрожал пролетариату как классовый враг. Он унижал пролетариат России и бросал ему вызов, опусто­шал его русскую родину. В месяцы польской компании были со­зданы самые кровавые и жестокие плакаты.

Антивражеские плакаты не служили восхвалению революции. В них подчеркивается значение революционной борьбы для дости­жения мечты человечества — светлого будущего, с одной стороны, а с другой, это будущее обретает определенную географическую локализацию с целью конкретизации и внушения мысли о необхо­димости и целесообразности такой защиты.

По подсчетам специалистов за время 1918 — 1920 гг. было вы­пущено около 3 694 разновидностей плакатов. Тираж некоторых особо важных произведений достигал 20 — 50 тысяч экземпляров, в некоторых случаях и более.

Тексты на плакатах становились неотъемлемой частью художес­твенной композиции, они были призваны не только разъяснять изображение, но и восприниматься со стороны народа как пря­мые призывы к действию. Лозунги соответствовали определенным критериям: они должны были быть предельно краткими, выра­зительными; они должны были звучать так, словно выкрикивают свое содержание, идеи, навстречу людям.

Различные социальные группы были привлечены такими гром­кими революционными лозунгами и обещаниями социальной и национальной справедливости. Благодаря таким действенным средствам пропаганды руководство большевиков сумело предста­вить себя защитником отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интервентов.

По данным военной цензуры большая часть подпольных типог­рафий начали возникать летом 1919 г. В типографии привлекались подпольщики, печатники и наборщики для разработки, создания и распространения печатной продукции.

Внезапный рост полиграфической продукции представлял со­бой своеобразный ответ Белому движению, которое в это время выражало особо сильное недовольство и протест против больше­вистской идеологии.

Стилистика плакатов вбирала в себя разнообразную символику и новые художественные приемы агитмассового искусства.


Одна из самых известных пар, старавшихся внести новизну в плакатное творчество, состояла из художника М. Черемных и по­эта В. Маяковского, они совместно придумывали плакаты, по­мещали их в «Окна сатиры» РОСТА. Эти плакаты появлялись с помощью трафаретов, поэтому они были максимально схематизи­рованы, в них отсутствовали какие — либо детали, картинки были угловатыми и четкими. «Схематизм придавал фигурам положи­тельных образов оттенок монументальности, отрицательные же образы приобретали, вследствие схематизма, дополнительную са­тирическую остроту»1.

В годы Гражданской войны 1917 — 1920 гг. существовало мно­жество различных жанров рекламы. Эти жанры не были рассчи­таны на длительное существование, они возникали и угасали под действием исторических событий.

Осмысливая сегодня развитие художественной культуры XX века в России, можно придти к выводу, что главным оружием в борьбе за власть стала агитационная реклама.

Бабинцев и.

Несмотря на бесспорный интерес, существующий сейчас к де­ятельности белого движения на территории России в годы Граж­данской войны (1917 — 1922), проблема взаимодействия прави­тельства генерала Врангеля и Французской республики в 1920 г. все еще продолжает оставаться недостаточно разработанной. В то же время современники тех событий ясно указывали на важность этих взаимоотношений в деле успеха Белого движения: «Вранге­лю, оценивавшему свои шансы на боевой успех как один из ста, было ясно, что спасения в данный момент можно было ждать не от бряцания оружием и что нужно сделать попытку каким-нибудь образом использовать посредничество союзников….»2.

1 Ученова В. В.История отечественной рекламы.1917 - 1990: Учеб.пособие. - М.,

2004. - С. 56.

2 Оболенский В. Крым при Врангеле: Мемуары белогвардейца. - М.; Л., 1927. -

С. 10.


1__

Многие исследования лишь вскользь касаются этого вопроса. Документальные материалы весьма ограничены, а многие доку­менты той эпохи все еще не открыты Французским правитель­ством. Поэтому на сегодняшний день важнейшим источником можно считать «Записки» генерала П. Н. Врангеля, в которых он помимо своих воспоминаний приводит многие документы.

При А. И. Деникине правительство Юга России во внешней по­литике ориентировалось на Великобританию. Однако британское правительство стало настаивать на прекращении неравной и без­надежной борьбы. В случае отказа оно намеревалось прекратить всякую поддержку и какую то ни было помощь. Поэтому пока пра­вительство Юга России не заручилось помощью более надежных союзников, П. Н. Врангелю приходилось соглашаться с англича­нами на ведение мирных переговоров с большевиками. Он просил 2 месяца на улаживание дел1.

Врангель начал поиск новых союзников, на которых он мог бы опереться в своей борьбе. В разговорах с иностранными мис­сиями он «неизменно подчеркивал значение борьбы не только для самой России, но и для всей Европы», указывал, что «доколе в Москве будут сидеть представители интернационала, ставящие себе задачей зажечь мировой пожар, спокойствия в Европе быть не может. Не может быть и экономического равновесия, пока с мирового рынка будет выброшена шестая часть света»2. Что ка­сается Франции, то ее правительство первоначально решило «со­гласовывать свои действия с правительством Великобритании, дабы поддержать генерала Врангеля». Но, когда польская армия крупными силами повела наступление на Киев, позиция Франции изменилась. 18 апреля 1920 г. Врангелю сообщили, что французс­кое правительство выступает против любого соглашения генерала Врангеля с большевиками. Это подтолкнуло Петра Николаевича к переориентации с Англии на Францию3.

В мае генеральный секретарь французского министерства инос­транных дел М. Палеолог заверил П. Н. Врангеля, что французское правительство признает все значение русского убежища совести и

1 Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич. - Ростов‑н/Д,

1998. - С 316.

2 Врангель П. Н. Записки (ноябрь 1916 г. - ноябрь 1920 г.). - Кн. 2. - М., 1991. -

С. 73.

3 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - М., 2006. - С. 428.


права, что оно приложит усилия для снабжения его продовольс­твием и материалами для защиты от наступления большевиков, а Черноморский флот будет препятствовать высадке противника на побережье Крыма. Наконец, в случае невозможности продолже­ния борьбы, Франция будет способствовать эвакуации с полуост­рова1.

В июне красные войска достигли значительных успехов на польском фронте. Общественное мнение Франции, сделав ставку на Польшу, волновалось. Интерес к Врангелю во Франции заметно увеличился. Французская печать весьма сочувственно отзывалась о «широкой либеральной» политике правительства Юга России. П. Б. Струве, глава управления иностранных сношений в прави­тельстве Врангеля, был принят председателем французского пра­вительства А. Мильераном. Зная, что французы потеряли 12 — 13 млрд. франков в результате аннулирования долгов советским пра­вительством, и что это стало главной причиной желания францу­зов оказать помощь, Струве заявил: «Эта политика, устанавливая взаимоотношения между русскими и иностранцами, должна будет исходить из двух основных принципов экономической жизни ци­вилизованных народов: а) права частной собственности и б) сво­боды в экономическом отношении»2.

Успехи Русской армии способствовали тому, что Мильеран согласился признать правительство Вооруженных сил Юга Рос­сии де-факто. Были поставлены следующие условия: признать все долговые обязательства, предшествующих русских правительств в доле, соответствующей занимаемой территории; признать проис­шедший в процессе революции переход земли в руки крестьян, ко­торый должен был быть утвержден на праве собственности; создать в подходящий момент народное представительство на демократи­ческих основаниях. Это был огромный успех в деле закрепления международного положения правительства Врангеля. Признание французами правительства юга России открывало возможность существенных облегчений и в вопросах снабжения.

Французскому коммерческому агенту в Лондоне Г. Гальгуэ, было поручено прекратить всякие сношения и переговоры с Каме­невым и Красиным. Французы предоставили Врангелю заем в 150

1 Врангель П. Н. Записки. – С. 79.

2 Там же. – С. 97.


1_7

млн. франков. Из Франции в Крым отправили тяжелую артилле­рию1.

В связи с тем, что зависимость Врангеля от французской помо­щи возрастала, генерал изменил свою точку зрения на совместные действия с поляками. Если раньше он считал, что в междоусобной войне одной части России против другой никакое иностранное командование невозможно2, то теперь Врангель предложил объ­единить командование польскими и русскими войсками в лице французского генерала. Французское правительство признало со­глашение с поляками желательным. Поляки также согласилось на формирование Русской армии, численностью до 80 000 человек, в пределах Польши. Роль Франции в осуществлении этого вопроса должна была быть доминирующей.

П. Н. Врангель всячески старался увеличить размеры пре­доставляемой помощи: «Было бы очень желательно содействие французского флота при овладении Очаковом. Наша армия раз­дета и 110 тысяч бойцов должны быть одеты по-зимнему. Необхо­димо усиление нас орудиями, так как запас английских снарядов приходит к концу. Материальная часть авиации, танков пришла в полную негодность. Ощущается недостаток ручного оружия. Для флота нужны шестидюймовые пушки Канэ, 75-мм пушки и снаря­ды к ним»3. Требовались средства связи, медицинские средства.

Независимо от предоставления Русской армии военного снаб­жения, осуществление наступления требовало и значительной де­нежной помощи в виде ссуды, покрыть которую Врангель предла­гал в виде экспорта во Францию зерновых продуктов, угля и других сырьевых продуктов, из территорий уже занятых и предположен­ных к занятию Русской армией. Западноевропейские государства и в частности Франция, жестоко пострадавшая за войну, испыты­вали большой недостаток в хлебе и появление в Марселе парохода с грузом хлеба, 275 тысяч пудов, было отмечено почти всей фран­цузской печатью4. Между французским правительством и генера­лом Врангелем был заключен наступательный и оборонительный союз сроком на 20 лет. Французское правительство обязывалось восстановить русские оружейные и снарядные заводы и вооружить

1 Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич. - С 317.

2 Врангель П. Н. Записки. - С. 77.

3 Там же. - С. 161.

4 Там же. - С. 168.


русскую армию. В целом такое «соглашение» делало французов полными хозяевами России1.

Интересно заметить, что французы старались всячески мини­мизировать издержки на помощь русским за счет различных «под­ручных средств». Так, 23 августа 1920 г. французский посол в Бу­харесте добился согласия румынского правительства на передачу Врангелю военных материалов, оставленных на территории Румы­нии во время Первой мировой войны русскими войсками. В Крым также направлялись солдаты русского экспедиционного корпуса, действовавшего во Франции2.

В сентябре новый председатель французского правительства Ж. Лейг заявил, что «Франция не забудет помощи, оказанной ей Россией в начале войны». В Крым было направлено представи­тельство французского правительства, во главе с верховным ко­миссаром графом де Мартелем. Франция намеревалась сделать все возможное, чтобы результаты рижских переговоров наименее гибельно отразились на положении Врангеля в Крыму. Донесения официальных и неофициальных иностранных агентов единодуш­но подчеркивали огромные результаты, достигнутые новым южно­русским правительством. Отмечался ряд реформ, особенное значе­ние придавалось аграрной реформе и достигнутому соглашению с казачьими государственными новообразованиями3.

Врангель четко отдавал себе отчет в том, что размеры французс­кой помощи зависят от активности его армии: «Засев в Крыму, мы перестали бы представлять угрозу советскому правительству и тем самым теряли всякий интерес в глазах западных стран»4.

6 октября 1920 г. на броненосце «Provence» прибыла француз­ская миссия, во главе с верховным комиссаром графом де Мар­телем, который заявил: «Франция никогда не вступала на путь соглашательства с советской властью, поставившей себя, по собс­твенному желанию, вне законов признаваемых всеми… Франция, противница всякой тирании, не колеблясь сделала свой выбор. Этот выбор пал на тех, кто оказался верным заключенному союзу и принятым в прошлом международным обязательствам…. Фран­ция, которая и по сей день залечивает раны, нанесенные ей вой-

1 Краснов В.Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 466.

2 Там же. - С. 477.

3 Врангель П. Н. Записки. - С. 170.

4 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 495.


1_9

ной, которая сама еще заканчивает восстановление разрушений на собственной территории, приняла решение оказать вам в полном объеме свою нравственную поддержку, а также и материальную помощь в пределах возможного». 22 октября Струве изложил пре­зиденту республики финансовое положение, план займа. В Крым был направлен транспорт «Рион» с теплой одеждой для войск, ар­тиллерийскими припасами и пр. Казалось, долгожданная помощь приходила. «Не поздно ли?» — спрашивал себя Петр Николаевич1.

Русская армия в октябре оставила Северную Таврию и не смог­ла удержать Крым. Началась эвакуация. 31 октября генерал Вран­гель, граф де Мартель и адмирал Дюменель подписали конвенцию, согласно которой Главнокомандующий Русской армией должен был передать «свою армию, флот и своих сторонников под покро­вительство Франции, предлагая Франции в качестве оплаты дохо­ды от продажи военного и гражданского флота»2. Крейсер «Гене­рал Корнилов», на котором П. Н. Врангель покинул Крым, ушел в сопровождении французского крейсера «Waldeck-Rousseau».

Следует заметить, что отношение офицерства к роли французов в политике генерала Врангеля было довольно негативным. В част­ности генерал-лейтенант А. Я. Слащов-Крымский полагал, что их присутствие противоречило идее «отечества». Хотя в последствии он сам же признал неправоту своих суждений: «Да разве можно было вести эту классовую борьбу без поддержки иностранного ка­питала? Врангель был последователен: стал наемником — и делай, что хочет твой хозяин, а хозяин был против заключения мира, и Врангель подчинялся французам»3.

Таким образом, в отношениях с правительством Французс­кой Республики был достигнут наиболее существенный прогресс. Правительство юга России было признано де-факто, была оказа­на «нравственная» и материальная помощь. Однако полного фор­мального признания правительство Врангеля так и не получило, не удалось ему также добиться крупного иностранного займа. В результате казне хронически не хватало денег, не на что было заку­пить необходимое количество вооружения, боеприпасов, обмун­дирования, снаряжения, топлива. Помощь носила ограниченный характер и зависела от ситуации на фронтах. Уклонение Франции и

1 Врангель П. Н. Записки. - С. 189.

2 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 510.

3 Гражданская война в России: Оборона Крыма. - М., 2003. - С. 134.


Великобритании от бескорыстной материальной помощи Русской армии привело Врангеля к полному разочарованию в союзниках.

Так или иначе, генерал Врангель предпринял достойную ува­жения попытку «сохранить честь русского знамени». Еще в марте 1920 г., словно пророчествуя, он сказал: «Я делил с армией славу побед и не могу отказаться испить с ней чашу унижения»1.

Багина м.

Практически сразу после Октябрьской революции 1917 г. про­тив новой власти начались вооруженные выступления ее полити­ческих противников. Преданные советскому правительству отря­ды Красной гвардии в конце октября и в ноябре 1917 г. подавили антибольшевистские выступления в Петрограде, Москве и других местах. Выступления имели локальный характер, были разрознен­ными и быстро подавлялись, но они были первыми очагами граж­данской войны, вскоре охватившей всю страну.

События Гражданской войны в России вызывали у ее участ­ников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда года минули, страсти улеглись, начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что Гражданская война — трагедия нации.

Этот исторический момент не мог не найти отражения в произ­ведениях многих авторов — А. Фадеева, И. Бабеля, многих других. Среди них был и М. А. Шолохов. Гражданская война сыграла свою роль в его жизни и стала одной из главных тем его произведений.

Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 г., в простой семье — его отец сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Мать, украинка, быстро выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж. Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и Гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию, несмотря 1 Врангель П. Н. Записки. – С. 9.


на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону.

Он стал свидетелем «ключевых моментов» истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства ново­го государства. По художественным и публицистическим произ­ведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы. Он отображает жизнь такой, какой она была в то время.

В середине 1920-х гг. начинают печататься его рассказы «Пастух», «Продкомиссар» — произведения, позже объединенные писателем в «Донские рассказы». В них Шолохов показывает правду Граждан­ской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов од­ной семьи на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка меж­ду борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, хотел повернуть страну на старые рельсы, — основная тема «Донс­ких рассказов». В этих произведениях Шолохова нет «счастливых», «благополучных» концовок, так как не может быть счастья и покоя, душевного равновесия в такой кровавой круговерти.

Над романом-эпопеей «Тихий Дон» Михаил Александрович работал вплоть до 1940 г., обращался к нему и позже. Центральное место в романе занимают события Гражданской войны на Дону, и в частности история верхнедонского контрреволюционного вос­стания казаков. Эта страница Гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, вос­создал действительную картину тех трагических событий.

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это эпическое произведение о судьбе российского казачества в годы Первой ми­ровой и Гражданской войн, признанное одной из вершин русской и мировой литературы ХХ века. Роман повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и мо­ральные потрясения. В единстве — как это и было в действитель­ности — трагедийного и героического начал, выраженных через драматическую судьбу казачества, заключаются главное истори­ческое своеобразие и сила романа.

Шолоховский роман «Тихий дон» (1925 — 1940 гг.) по тональ­ности существенно отличается от «Донских рассказов», создан-


ных автором по горячим следам событий Гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повество­вание.

Показывая трагические события Гражданской войны на Дону, писатель создал яркие, правдивые, живые образы людей, стол­кнувшихся в яростно-непримиримой борьбе. Людей близких, родных, отцов и сыновей, поднявших руку друг на друга Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции и Гражданской войны, большое мес­то уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Он показал жестокость и милосердие, душевные страдания и надежды, их души, их характеры, радости и несчастья, поражения и победы. Трагическое величие их жизни. Да и могла ли быть жизнь русских людей иной в переломную, ре­волюционную эпоху?

Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону, задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами теми мелкими подроб­ностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превра­тились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством «крепкие хозяева» Пантелей Прокофьевич Мелехов и его буду­щий сват Мирон Коршунов, мучается рядом со Степаном Аста­ховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных ус­тоев и истин («не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром»).

И вот с началом войны 1914 г. «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего 4 года оставалось до начала тра­гических событий Гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив обще­человеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благие дела. Подтел-


ков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей и родной кровью.

В 1917 г. война превратилась в кровавую смуту. Это уже не отечественная, требующая от каждого жертвенной обязаннос­ти, а братоубийственная война. С наступлением революционной поры резко меняются отношения между классами и сословиями, стремительно разрушаются нравственные устои и традиционная культура, а с ними и государство. Тот распад, что был порожден моралью войны, охватывает все социальные и духовные связи, приводит общество в состояние борьбы всех против всех, к утрате людьми Отечества и веры.

Нельзя не упомянуть, что в советской историографии части ка­зачества преподносилось как союзник большевиков. В исследо­ваниях же современных историографов показан первоначальный нейтралитет казачества, который послужил причиной поражения белогвардейцев. Так позиция автора «Тихого Дона» опередила объективную оценку историков на 50 лет.

Богомолов е.

«Демократическая контрреволюция» в Гражданской войне

Вопросы истории первых послереволюционных лет вновь и вновь оказываются в центре внимания историков и политиков. Изучение социально-политических процессов в России начала ХХ в. позволяет увидеть варианты альтернативных путей разви­тия страны. В этой связи особый интерес представляет недолгая и чрезвычайно трагическая деятельность так называемой «демокра­тической» контрреволюции.

«Демократическая контрреволюция» заслуживает внимания, прежде всего как доказательство несостоятельности идеи «третье­го пути» в революции. Этот «третий путь» являлся единственным демократическим компромиссом, могущим увести Россию из-под власти тоталитаризма и политической реакции. Руководителем этой «третьей силы» эсеры считали свою партию. Концепцией



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: