double arrow

Организация лечебно-эвакуационного

ГЛАВА 8

ГЛАВА 7 ПОДГОТОВКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ГЛАВА ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

6.1. Общие положения

Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных ме­роприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизне­деятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости, во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населе­ния, в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

• население, эвакуируемое из района чрезвычайной ситуации (ЧС);

• больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они
находятся на лечении;

• нетранспортабельные больные;

• рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжаю­щих производственную деятельность.

Подготовка к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осу­ществляется заблаговременно. Оно организуется по территориально-производствен­ному принципу и включает:

• планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовки соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;

• организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах (СЭП), пунктах посадки (ПП), в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ), в пунктах высадки (ПВ), на приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в мес­тах расселения (размещения) населения в загородной зоне;

• проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществля­ется соответствующими руководителями органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тес­ном взаимодействии со штабами по делам ГОЧС.

Планируя и организуя медико-санитарное обеспечение населения, руководители здравоохранения города, городского района должны заранее располагать сведениями о создаваемых СЭП, ПП и местах их развертывания, числе приписанных к каждому из них людей, количестве эшелонов и пеших колонн, а также выделять силы и сред­ства для развертывания там медицинских пунктов.

Руководитель здравоохранения сельского района (района эвакуации) должен знать количество и места дислокации ПВ, ППЭ и ПЭП для развертывания медицин­ских пунктов с целью медико-санитарного обеспечения населения, прибывающего из крупных городов в ходе эвакуационных мероприятий. Кроме того, они осуществляют медико-санитарное обеспечение прибывающего населения в местах его расселения.

6.2. Организация оказания медицинской помощи при эвакуации населения

На период проведения эвакуационных мероприятий на СЭП, ПЭП, ПП и ПВ, на маршрутах эвакуации развертываются медицинские пункты с круглосуточным де­журством на них медицинских работников. Медицинские пункты развертывают ле­чебно-профилактические учреждения по заданию соответствующих органов управле­ния по делам ГОЧС (рис. 11).

На СЭП создаются медицинские пункты за счет средств медицинских учрежде­ний городского района (города без районного деления). На медицинский пункт СЭП с пропускной способностью до 2000 чел./сут назначается 1-2 средних медицинских работника на смену (12 ч). При пропускной способности СЭП до 5000 чел./сут - 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену. За медицинским пунктом закреп­ляется санитарный автомобиль.

В задачи медицинского пункта СЭП входят: оказание неотложной медицинской помощи заболевшим; направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в гос­питализации; выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных; про­ведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных женщин и другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

На СЭП пребывание населения, подлежащего эвакуации, будет кратковремен­ным. Тем не менее в этот период у людей, наряду с травматическими повреждения­ми, могут возникать острые нарушения сердечно-сосудистой системы (стенокардия, гипертонические кризы, инфаркт миокарда и др.), преждевременные роды, психиче­ские расстройства, а также ряд других заболеваний. Медицинский персонал СЭП эва­куируется в загородную зону последним.

На вокзалах, железнодорожных станциях, в портах, на пристанях и в аэропортах медико-санитарное обеспечение осуществляется силами ведомственных медицинских служб (врачебно-санитарной службы МПС, ведомств речного и морского флота, граж­данской авиации). На ПП на железнодорожный, морской, речной и автомобильный транспорт медицинское обслуживание обеспечивается силами и средствами лечебно-профилактических учреждений территориального (местного) здравоохранения. В каж­дый медицинский пункт ПП выделяется 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену (12ч). На медицинском пункте ведется журнал регистрации заболевших с указа­нием объема оказанной помощи, записываются номера и адреса лечебных учреждений, в которые при необходимости госпитализируются больные с острыми заболеваниями. В составе медпункта развертывают перевязочную и изолятор.

Больных, нуждающихся в стационарном лечении, эвакуируют из медицинских пунктов СЭП и ПП в ближайшие больницы загородной зоны, а больных, которым длительная транспортировка противопоказана, доставляют в развернутые в данном городе стационары для нетранспортабельных. Эвакуация в эти лечебные учреждения осуществляется бригадами станций скорой (неотложной) медицинской помощи, ос­тающимися в городе до конца эвакуации.

При эвакуации населения на большие расстояния (более 300 км) для медико-са­нитарного обеспечения на каждый поезд, судно выделяется медицинский персонал (1 врач и 1-2 средних медицинских работника). В железнодорожных эшелонах (в од­ном из вагонов) и на судах (в одной из кают) оборудуется медицинский пункт. При эвакуации на расстояния менее 300 км врач не выделяется. При выявлении среди эва­куируемого населения медицинских работников они также могут быть привлечены для медико-санитарного обеспечения в пути следования.

После оказания медицинской помощи заболевшим или получившим травму в пути следования они по неотложным показаниям могут направляться для дальнейше­го лечения в медицинские учреждения, находящиеся на маршруте движения.

При эвакуации на автотранспорте медицинское обслуживание в пути следова­ния осуществляют организуемые местными органами здравоохранения временные медицинские пункты (посты) в составе средних медицинских работников. Эти меди­цинские пункты размещаются совместно с контрольно-пропускными пунктами служ­бы охраны общественного порядка на основных транспортных магистралях или (в зимнее время) при обогревательно-питательных пунктах.

При эвакуации населения пешими колоннами медико-санитарное обеспечение ор­ганизуют в местах их комплектования (СЭП), а затем по маршруту движения колонн.

Первую медицинскую помощь в пеших колоннах оказывают медицинские ра­ботники из числа эвакуируемых или лица, имеющие навыки ее оказания (педагоги и др.). Колонну из 500-1000 чел. сопровождают 1-2 медицинских работника с санитар­ными сумками. Заболевших или получивших травмы после оказания им первой медицинской помощи эвакуируют к месту привала или заранее определенному месту, где находится медицинское учреждение.

На участке маршрута до ППЭ организуется не менее 2 подвижных медицин­ских бригад на санитарном автомобиле. Курсируя вдоль маршрута движения пеших колонн, эти подвижные врачебные бригады должны оказывать всем заболевшим не­обходимую медицинскую помощь и доставлять их в ближайшие лечебные учрежде­ния или на ППЭ, ПЭП. Каждая подвижная бригада должна включать одного врача (фельдшера), одного-двух средних медицинских работников (сандружинниц) и осна­щаться необходимым имуществом для оказания неотложной медицинской помощи и средствами радиосвязи. Подвижные бригады подчиняются главному врачу лечебного учреждения, обеспечивающему согласно плану медицинскую помощь на данном уча­стке маршрута.

Оказание врачебной медицинской помощи на маршруте движения планируют и организуют местные органы здравоохранения за счет имеющихся на пути движе­ния или вблизи от него лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликли­ник, амбулаторий и др.).

В случае, если на маршруте эвакуации нет лечебно-профилактических учрежде­ний, в районе больших привалов следует развертывать временные медицинские пункты в составе 1-2 врачей, 2-3 медицинских сестер и 1-2 санитарок (сандружин­ниц). Места размещения лечебных учреждений или временных медицинских пунктов на маршруте должны быть обозначены указателями (пикетажем). В ночное время ус­танавливают светящиеся указатели или выставляют дежурные посты.

На промежуточных пунктах эвакуации, созданных специально для приема пеших колонн и организации дальнейшей эвакуации населения в районы размеще­ния, медико-санитарное обеспечение организуется силами ближайших лечебно-про­филактических учреждений сельского района. Для этого развертывается медицин­ский пункт в составе 1 врача, 2 средних медицинских работников на смену (12ч), вы­деляется санитарный транспорт и необходимое медицинское имущество. Задачи ме­дицинского пункта ППЭ аналогичны задачам медицинского пункта СЭП.

На пунктах высадки при вокзалах, железнодорожных станциях, пристанях, речных и морских портах, в местах высадки с автотранспорта эвакуируемого населе­ния за счет ближайших лечебно-профилактических учреждений сельских районов создаются медицинские пункты, на каждый из которых выделяются 1-2 средних ме­дицинских работника на смену.

В сельской местности медико-санитарное обеспечение прибывшего населения осуществляется прежде всего развернутыми на каждом ПЭП врачебными медицин­скими пунктами в составе 1 врача и 2 средних медицинских работников на смену. Эти медицинские пункты обеспечиваются необходимым имуществом и санитарным автомобилем. Они имеют изолятор для инфекционных больных (подозрительных на инфекционное заболевание). Задачи медицинского пункта ПЭП аналогичны задачам медицинского пункта СЭП.

Следует учитывать, что на ППЭ, ПВ и ПЭП в загородной зоне могут находиться одновременно десятки тысяч людей. Поэтому может возникнуть недостаток помеще­ний для укрытия их от непогоды, водоисточников, мусоросборников, санузлов и др. Учитывая это, органы исполнительной власти по представлению штабов по делам ГОЧС должны предусмотреть на территории пунктов проведение соответствующих хозяйственных и инженерно-технических мероприятий, направленных на их подго­товку к приему эвакуируемого населения.

Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения в районах его разме­щения (расселения) организуют местные органы здравоохранения, используя сущест­вующие в мирное время медицинские учреждения по участково-территориальному принципу обслуживания. При этом количество обслуживаемого одним участковым врачом населения увеличивается.

Поэтому к работе привлекаются силы и средства эвакуируемых в эти районы ле­чебно-профилактических и противоэпидемических учреждений города, а для обеспе­чения медикаментами и предметами ухода - аптеки и другие учреждения медицин­ского снабжения, прибывающие из крупных городов.

В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществля­ется исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 чел., в мирное время на 600 чел. - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в по­ликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работ­ника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

6.3. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при эвакуации населения и в местах его размещения (расселения)

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в ходе эвакуа­ции населения организуются и проводятся на СЭП, ППЭ, ПЭП, ПП, ПВ, в пути сле­дования (транспортных средствах), в районах размещения и включают:

• контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест временного и посто­янного размещения эвакуируемых;

• организацию лабораторного контроля за качеством питьевой воды и пище­вых продуктов;

• контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил при хранении
пищевых продуктов, приготовлением пищи на объектах питания и снабжени­ем населения питьевой водой;

• эпидемиологическое наблюдение, получение своевременной и достоверной
информации об эпидемической обстановке;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпита­лизацию;

• контроль за организацией банно-прачечного обслуживания населения в мес­тах его размещения;

• проведение дезинфекционных и дератизационных мероприятий.

При применении бактериологического оружия для проведения прививок эвакуи­руемому населению во всех лечебных учреждениях, медсанчастях, медицинских формированиях ГО должны быть организованы прививочные бригады в составе 1 врача и 2 средних медицинских работников или 1 среднего медицинского работника и 2 сандружинниц (в этом случае на 3-4 такие бригады выделяется 1 врач).

При подготовке к массовой иммунизации населения предусматривается органи­зация в сжатые сроки подвижных и временных прививочных пунктов, создаваемых силами лечебно-профилактических учреждений.

Особое внимание должно быть обращено органами управления здравоохранени­ем на контроль за оборудованием водозаборных пунктов или организацией подвоза питьевой воды на маршрутах движения. Организуется лабораторный контроль за ка­чеством воды, ее хлорирование; контролируется проведение дезинфекции санитар­ных узлов. При медицинских пунктах на маршрутах эвакуации необходимо развер­тывать инфекционные изоляторы.

Осуществляется целенаправленная санитарно-просветительная работа среди эвакуируемых с учетом конкретной обстановки.

Важной проблемой в районах расселения является водоснабжение. Во многих населенных пунктах уже сейчас водоисточники едва удовлетворяют потребности на­селения. Для обеспечения прибывшего населения водой необходимо заранее выявить наличие водоисточников, их дебит и наиболее целесообразный способ улучшения во­доснабжения (рытье колодцев, использование родников, ключей и т.п.). При расчете потребности воды надо исходить из того, что для обеспечения самых элементарных нужд на одного человека в сутки потребуется 10-15 л, а на санитарную обработку од­ного человека - 40-45 л воды.

Организуя медико-санитарное обеспечение эвакуации, следует учитывать климато-географические условия. При эвакуации населения зимой длительное пребыва­ние людей вне помещений способствует охлаждению организма и может привести к возникновению острых респираторных заболеваний, озноблений и отморожений. Особенно важное значение имеет профилактика отморожений у лиц, получивших травму с кровопотерей. Для согревания пораженных медицинские пункты должны обеспечивать их одеялами, грелками, термосами с горячим чаем.

Особенности жаркого климата - высокая температура, запыленность воздуха, интенсивное солнечное облучение, резкие колебания температуры в течение суток, жесткий режим расходования воды (в связи с трудностями со снабжением) - неблаго­приятно влияют на состояние здоровья эвакуируемых. В этих условиях должны быть приняты все меры по предупреждению тепловых и солнечных ударов, частых обмо­рочных состояний, желудочно-кишечных заболеваний.

Органы коммунального и бытового хозяйства должны заблаговременно принять меры к осуществлению ряда подготовительных мероприятий. Важнейшие из них: ор­ганизация снабжения населения питьевой водой, продуктами питания, предметами первой необходимости; строительство бань и прачечных.

В зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на конечных пунктах расселения может возникнуть необходимость провести населению экстрен­ную профилактику антибиотиками, массовые прививки против особо опасных ин­фекций и острых желудочно-кишечных заболеваний.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, возлагаемые на органы здравоохранения, выполняются санитарно-противоэпидемической служ­бой местных органов здравоохранения, а также перемещаемыми в эти районы проти­воэпидемическими и лечебно-профилактическими учреждениями города, из которого ведется эвакуация.

При проведении эвакуации инфекционной больницы соблюдается необходимый противоэпидемический режим (больные эвакуируются на специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Эвакуация психиатрических больниц и диспансеров (вместе с больными) осуще­ствляется в соответствии со специальными планами, разрабатываемыми профильны­ми медицинскими учреждениями.

6.4. Медико-санитарное обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих производственную деятельность

Медико-санитарное обеспечение работающих смен на объектах организуется по производственно-территориальному принципу медицинским персоналом медико-са­нитарных частей предприятий. Медико-санитарные части эвакуируются в загород­ную зону, а на предприятии в городе развертывают (при необходимости - в убежи­щах) медицинские пункты для медико-санитарного обеспечения работающих смен.

Медико-санитарное обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время в местах постоянной дислокации, осуществляется как на самом объекте, так и в районе размещения в загородной зоне по решению соответствующих начальников медицинской службы ГО и органов управления по делам ГОЧС.

За каждой работающей сменой закрепляется определенный медицинский персо­нал для дежурства, который вместе со сменой прибывает на объект и после оконча­ния работы вместе с ней убывает на отдых.

На каждые 2500 работающих выделяется медицинский персонал в составе 1 вра­ча, 2 средних медицинских работников и 1 санитара. Если число работающих в смене меньше, то врач для работы в медицинском пункте может не выделяться. При числе работающих в смене, превышающем 2500 чел. и приближающемся к 10 тыс. чел., в состав медицинского пункта включают дополнительно 1 врача-хирурга, 1-2 средних медицинских работников и 2-3 санитаров.

При наличии нескольких рядом расположенных объектов, продолжающих про­изводственную деятельность, в том случае, когда на каждом из них число работаю­щих невелико, возможно создание единого медицинского пункта.

За медицинским пунктом закрепляется санитарный автомобиль (независимо от числа работающих).

На медицинские пункты возлагаются следующие задачи:

• оказание неотложной медицинской помощи заболевшим или получившим трав­му во время работы и их эвакуация (при необходимости) в лечебные учреждения
вне зоны катастрофы или стационары для нетранспортабельных больных;

• выявление, временная изоляция инфекционных больных;

• санитарно-гигиенический контроль за состоянием территории предприятий,
цехов, защитных сооружений, а также за водоснабжением и питанием совме­стно с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

• организация работы санитарных дружин и санитарных постов, имеющихся в
каждой смене, по оказанию первой медицинской помощи (доврачебной, пер­
вой врачебной) пораженным и заболевшим.

7.1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чрезвычайных ситуациях

Важная роль в выполнении задач медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) принадлежит объектам здравоохранения: больницам, поликлиникам, центрам государственного санэпиднадзора, станциям переливания крови, аптекам и аптечным складам. Одни из них являются базой создания учрежде­ний и формирований службы медицины катастроф, участвуют в выполнении лечеб­но-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, другие обеспечивают объекты здравоохранения и службу медицины катастроф сред­ствами оказания медицинской помощи и лечения. От готовности, степени устойчиво­сти функционирования объектов здравоохранения, организации взаимодействия меж­ду ними во многом зависит решение задач по медико-санитарному обеспечению на­селения в ЧС.

Как уже отмечалось, на органы и учреждения здравоохранения возлагаются зада­чи по оказанию медико-санитарной помощи в ЧС, что ставит учреждения здравоохра­нения перед необходимостью устойчивой работы в любой экстремальной обстановке.

В этих целях к существующим или планируемым к строительству лечебно-про­филактическим учреждениям (ЛПУ) предъявляются медико-технические требования, которые подразделяются на общие и специальные.

К общим медико-техническим требованиям относятся требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах.

К специальным относятся требования, зависящие от природных факторов (сейс­мичность, вечная мерзлота, низкие грунтовые воды и т.д.), от региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво- и пожароопасных объектов и т.д.), от типа учреждения (больница, поликлиника, станция переливания крови и т.д.). Для некоторых категорий больниц при их планировке необходимо предусмотреть площадку для посадки вертолетов (самолетов), обязательно обеспечить возможность раздельного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, а также оборудо­вать приспособления для погрузки и выгрузки больных. При отводе земельного уча­стка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».

Решение всех этих вопросов входит в перечень повышения устойчивости функ­ционирования ЛПУ. Кроме того, выполняется ряд технических и других требований.

При определении системы надежности энергоснабжения и электроосвещения учреждений здравоохранения должны предусматриваться варианты аварийного осве­щения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания.

Мощность подстанции (30 и более кВт) используется в первую очередь для ос­вещения операционных (родовых), перевязочных, реанимационных, палат интенсив­ной терапии, стерилизационных, а также для подключения переносных электроламп в приемном отделении, палатах и коридорах с помощью запасных штепсельных розе­ток. Особое внимание обращается на технические устройства подключения к элек­тросетям, способность их противостоять резким колебаниям при землетрясении (в сейсмоопасных зонах).

Аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основно­го источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств.

Водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды - по 10 л/сут на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Предусматривается возможность подачи воды с по­мощью трубопроводов (гибких шлангов) от внешних сетей или подвижных средств с применением специальных присоединительных конструкций.

Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназна­чены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного об­лака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персо­нала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).

При проектировании ЛПУ, в которые могут поступать пораженные после воз­действия РВ, необходимо соблюдать требования, соответствующие II классу работ с радиоактивными источниками.

Для защиты зданий лечебных учреждений от радиоактивных и химических ве­ществ, задымленности и других вредных факторов создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха.

Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, устройства и материалы; ядовитые и радиоактивные веще­ства; материалы, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Это достигается рациональным рас­пределением потоков больных и обслуживающего персонала, а также рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факто­ров за пределы рабочих помещений.

Для защиты больных в стационарных учреждениях предусматривается строи­тельство защитных сооружений (убежищ или противорадиационных укрытий) со­гласно СНиП П-11-77, дополнениям и изменениям к ним.

Средства связи в больнице должны обеспечивать постоянную возможность бы­строй подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи. Дежурная смена во главе с руко­водством больницы оснащается портативными переносными средствами связи для работы внутри здания и вне его в пределах слышимости. Эти же средства связи могут использоваться при выезде медицинских бригад в ЧС.

В крупных лечебных учреждениях необходимо иметь автоматизированную сис­тему регистрации пораженных и банк данных об историях болезни для их быстрой статистической обработки.

Система экстренной эвакуации больных должна быть дополнена индивидуаль­ными спасательными устройствами, которые могут использоваться при нарушениях эвакуации обычным порядком: через окна на первом этаже, а начиная со второго и выше - с использованием трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку.

Важнейшим элементом устойчивости работы учреждений здравоохранения яв­ляются резервы медицинского имущества, которые создаются на случай ЧС.

К медицинскому имуществу относят: лекарственные средства, антидоты, радио­протекторы, изделия медицинского назначения, медицинскую технику, дезинфекци­онные средства и другие расходные материалы, средства транспортировки, автоном­ные источники электропитания к приборам и др. Их накопление производится по та­белям оснащения медицинских формирований, создаваемых на период ЧС.

В проекте строительства учреждений здравоохранения необходимо предусмат­ривать специальные складские помещения для хранения указанных комплектов иму­щества в укладках. Эти помещения целесообразно располагать на первом этаже вбли­зи приемного отделения.

Для таких учреждений, как станции скорой медицинской помощи, станции пере­ливания крови, центры Госсанэпиднадзора, помимо общих требований по устойчиво­сти их работы, обязательно предусматриваются складские помещения с холодильни­ками (камерами), емкость которых определяется потребностью в хранении препара­тов, требующих соблюдения температурного режима.

Соблюдение перечисленных требований с учетом особенностей учреждения во многом повысит устойчивость функционирования его при возникновении любой ЧС.

7.2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в больнице

Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствую­щих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организа­цией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обста­новкой в ЧС (рис. 12).

Общими задачами для всех объектов здравоохранения по предупреждению по­следствий ЧС являются:

• прогнозирование возможной обстановки и ее оценка при возникшей ЧС;

• планирование работы объекта в ЧС;

• организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;

• организация защиты персонала и материальных средств от воздействия пора­жающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки;

• повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.


Специфические задачи определяются для каждой группы объектов здравоохране­ния, исходя из предназначения в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.

Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.

Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является на­чальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.

В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от струк­туры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан­ности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы. Вариант организации штаба ГО больницы и распределения обязанностей должностных лиц показан на рис. 13.

Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь­ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя­занностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап­ке должностного лица.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнози­руемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствую­щие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определя­ется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, поря­док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом про­филя больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофили­ровать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки боль­ных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделе­ний. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделе­нии, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носиль­щиках, средствах транспортировки в отделения больницы.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреж­дению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования боль­ницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприя­тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

При угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности) осуществляют­ся следующие мероприятия:

• оповещение и сбор персонала больницы;

• введение круглосуточного дежурства руководящего состава;

• установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблю­дения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;

• подготовка больницы к приему пораженных;

• прогнозирование возможной обстановки на территории больницы;

• проверка готовности органов управления и врачебно-сестринских бригад к
оказанию медицинской помощи пораженным в районе бедствия и медицин­скому обслуживанию населения в местах его проживания (сосредоточения);

• усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности
на объекте и готовностью звеньев пожаротушения;

• повышение защиты больницы от поражающих факторов;

• проверка готовности сил и средств больницы к эвакуации в безопасное место;

• закладка медицинского имущества в убежища города и объектов народного
хозяйства, в стационары для нетранспортабельных;

• уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии пора­жения возможными факторами ожидаемой ЧС.

При возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации) осуществляются сле­дующие мероприятия:

• о случившемся и о проводимых мероприятиях информируется вышестоящий
начальник;

• осуществляется сбор и оповещение сотрудников;

• организуется медицинская разведка;

• в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы;

• продолжается освобождение коечного фонда от легкобольных и дополни­
тельное развертывание больничных коек;

• выдаются средства индивидуальной и медицинской защиты, проводится (по
показаниям) экстренная профилактика, вакцинация и др.;

• организуется (при необходимости) эвакуация в безопасные места персонала
и больных, ценного имущества и документов больницы;

• осуществляется укрытие персонала и больных в защитных сооружениях;

• уточняется порядок дальнейшей эвакуации пораженных;

• организуется оказание медицинской и других видов помощи пораженным со­трудникам и больным объекта здравоохранения;

• обеспечивается поддержание общественного порядка, наблюдение за окружающей средой;

• поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами
здравоохранения, штабами по делам ГОЧС;

• проводятся обеззараживание территории района бедствия, экспертиза воды,
продовольствия и другие мероприятия.

Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющи­мися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение меро­приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль­ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

Содержанием основных мероприятий являются:

• приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;

• приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

• приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасатель­ных работ на территории больницы; определение порядка их использования;

• выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;

• выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях ме­дико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и воз­можных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

• выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

• определение порядка использования кадров и транспортных средств в боль­ницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• доукомплектование больницы медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом;

• приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);

• эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;

• организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;

• мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;

• прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;

• организация управления, учета и отчетности.

Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

Наиболее сложным для больниц является создание запасов медицинского иму­щества для формирований и перепрофилируемых коек. Потребности в имуществе оп­ределяются соответствующими органами здравоохранения и центрами медицины ка­тастроф. В больницах необходимо иметь оперативно-тактический запас для работы формирований в очаге ЧС и оперативно-стратегический запас для работы в военное время. Расходы по их накоплению, хранению и обновлению включаются в ежегод­ный бюджет больницы.

Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формиро­ваний являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подго­товки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.

7.3. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях

Работа лечебного учреждения в ЧС организуется в соответствии с планом рабо­ты штаба ГО объекта в мирное время.

При возникновении ЧС больница может решать две разные по содержанию за­дачи. Если больница подвергается воздействию поражающих факторов ЧС, то необ­ходимо прежде всего обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудо­вания, других материальных средств и, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пораженным, в том числе и своему персоналу, а так­же больным, которые могут подвергаться воздействию поражающих факторов.

Если больница не подвергается воздействию поражающих факторов ЧС, она, в соответствии с имеющимся заданием, приводит в готовность создаваемые на ее базе медицинские формирования службы медицины катастроф, перепрофилирует коеч­ную сеть некоторых отделений, обеспечивает прием пораженных и оказание им ква­лифицированной и специализированной медицинской помощи. Медицинские форми­рования, созданные в больнице, используются в соответствии со сложившейся обста­новкой и полученным распоряжением вышестоящего органа здравоохранения.

Получив информацию об угрозе возникновения ЧС, ответственный дежурный по больнице задействует схему оповещения и сбора руководящего состава и одновре­менно принимает меры к выполнению мероприятий, предусмотренных планом:

• ставятся в известность вышестоящие органы здравоохранения;

• организуется работа штаба ГО объекта и ставятся конкретные задачи подчиненным;

• приводятся в готовность к выдвижению соответствующие формирования (сбор персонала, получение имущества и т.п.);

• выставляется (при необходимости) пост наблюдения радиационной и хими­ческой разведки;

• на улице и внутри помещения устанавливается пикетаж с указанием направ­ления движения потока пораженных;

• приводятся в готовность СИЗ и МСИЗ, а также средства коллективной защи­ты персонала и больных;

• при необходимости повышаются защитные свойства здания больницы (окон­ных проемов, дверей и т.п.);

• уточняются списки больных, которые могут быть выписаны на амбулаторно-поликлиническое лечение;

• принимаются меры к увеличению коечной емкости больницы для поражен­ных не только за счет выписывания больных, но и использования дополнительных площадей (ординаторских, коридоров и т.п.);

• увеличивается численность персонала приемного отделения; проверяется знание персоналом инструкции по приему и сортировке пораженных, готов­ность санитарного пропускника к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья;

• в операционно-перевязочном отделении, в отделении реанимации и интенсивной терапии принимаются меры к увеличению коечной емкости и увеличению пропускной способности. Устанавливается дополнительное количество операционных, перевязочных столов, штативов и других приспособлений для крепления инфузионных средств, кислородной аппаратуры и др.;

• устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. При возможности привлекаются к работе пенсионеры, студенты старших курсов медицинских учебных заведений;

• осуществляется замена медицинского персонала, убывающего в составе формирований;

• проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения.

В соответствии с заданием и складывающейся обстановкой больница может раз­вертываться по нескольким вариантам: для приема пораженных с механической трав­мой, для приема пораженных с механической травмой и ожогами (рис. 14), для прие­ма пораженных АОХВ (рис. 15) и др.

При поступлении пораженных в больнице проводится их сортировка. Для этого развертываются сортировочный пост (СП), сортировочная площадка, площадка сани­тарной обработки и приемное отделение. СП выставляется при въезде в больницу на расстоянии зрительной и звуковой связи с приемным отделением. Там работают фельдшер (медицинская сестра) и дозиметрист. Они ведут постоянное наблюдение за окружающей обстановкой и встречают транспорт с пораженными.

От СП транспорт направляется на сортировочную площадку (к приемному отде­лению) для выгрузки пораженных. При неблагоприятной погоде выгрузка осуществ­ляется непосредственно в приемно-сортировочное помещение. При первичном бег­лом осмотре выделяются ходячие и носилочные больные. При выходе из транспорта ходячих размещают в отведенном для этого месте отдельно от носилочных.

При сортировке выделяют подозрительных на инфекционное заболевание или явно больных и направляют их в инфекционный изолятор, пораженных в состоянии психомоторного возбуждения - в психоизолятор. Пораженные, непрофильные для данного лечебного учреждения, не снимаются с машины, а эвакуируются дальше по назначению в соответствующее лечебное учреждение. При направлении пораженных в соответствующие отделения данной больницы устанавливается очередность с уче­том их состояния и срочности выполнения лечебно-профилактических мероприятий.


Личный состав СП использует СИЗ по обстановке. Пораженные, поступающие из зоны радиоактивного загрязнения, подвергаются дозиметрическому контролю. При этом предпочтительнее использовать приборы типа СРП-68-01 или ДРГ-01-Т.


При наличии загрязнения РВ выше допустимого уровня носилочным поражен­ным протирают влажными салфетками открытые участке кожи и при необходимости снимают верхнюю одежду (частичная специальная обработка). Ходячие моются под душем (полная санитарная обработка). В случае загрязнения АОХВ проводится сани­тарная обработка с заменой одежды.

Носилочных размещают рядами или веером на носилках, а при недостатке носи­лок - на подстилочном материале. Медицинская сестра-диспетчер регулирует разме­щение пораженных на сортировочной площадке, в помещениях, последовательно за­полняя их. Доставленных пораженных с политравмами перекладывают (только один раз!) с носилок на щит с пенопластовым матрацем, установленным на каталке. Все дальнейшие перемещения пораженных (в операционную, в палату интенсивной тера­пии, рентгеновский кабинет и т.п.) целесообразно осуществлять только вместе со щи­том. При использовании шин-носилок перекладывание пораженных вовсе исключа­ется, так как они помещаются на каталку прямо на носилках.

После проведения медицинской сортировки пораженные направляются в соот­ветствующие функциональные отделения (с учетом ведущего поражения), где им оказывается медицинская помощь в полном объеме.

При перегрузке больницы или при необходимости дальнейшего оказания спе­циализированной медицинской помощи и лечения пораженные переводятся в базо­вые лечебные учреждения и в клиники территориального или регионального уров­ней. Эвакуация таких пораженных возможна после соответствующей медицинской подготовки и осуществляется в сопровождении врача.

7.4. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений

Наряду с организацией медико-санитарного обеспечения населения большое значение придается планированию и организации передислокации лечебных учреж­дений и медицинских формирований из крупных городов. Эвакуация ЛПУ имеет це­лью защиту больных, персонала ЛПУ, личного состава медицинских формирований, членов семей персонала, а также защиту и сохранение медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.

Своевременная эвакуация ЛПУ позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть больниц совместно с местными ЛПУ и обеспечить оказание квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи пораженным и необходимую медицинскую помощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.

Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Ответственным за эвакуацию ЛПУ является главный врач. Для плани­рования, организации, осуществления эвакомероприятий и заблаговременной подго­товки места размещения медицинского учреждения в загородной зоне приказом глав­ного врача создается рабочий орган - объектовая эвакуационная комиссия.

Руководитель ЛПУ и председатель объектовой эвакуационной комиссии должны заранее знать конечный пункт эвакуации, маршрут следования, порядок получения и выделения транспорта, отведенные помещения в загородной зоне, а также задачи меди­цинского учреждения в районе размещения. При необходимости с местными органами власти составляются планы приспособительных работ в отведенных помещениях.

Эвакуации подлежат медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудо­способными членами их семей, транспортабельные больные, а также медицинское имущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости. Очередность эвакуа­ции, функциональные обязанности медицинского персонала в этот период, необходи­мость транспортных средств и ряд других вопросов должны быть отражены в соответ­ствующих разделах плана действий больницы в ЧС мирного и военного времени.

В плане должен быть отражен порядок подготовки медицинского учреждения к эвакуации и определено его дальнейшее предназначение.

Для планирования органы управления здравоохранением каждому ЛПУ выдают план-задание, в котором указывается профиль развертываемого лечебного учрежде­ния, количество коек, перечень медицинских формирований для работы вне больни­цы (поликлиники), место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое ко­личество помещений. Кроме того, указываются данные о видах и количестве предос­тавляемого транспорта, а также наименование организаций, выделяющих автотранс­портные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия. Эвакуация боль­ницы может быть частичной, когда эвакуируются только больные и персонал (при за­грязнении территории АОХВ, если позволяет ситуация). Полная эвакуация включает эвакуацию персонала и материальных средств. Заданием определяется также порядок финансирования мероприятий по подготовке и работе больницы в ЧС.

При эвакуации ЛПУ железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки и об организации, обеспечивающей транспортировку эвакуируемых с пунктов разгрузки до места по­стоянного размещения. Органы здравоохранения сообщают также, на какое количе­ство суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах нетранспортабельных больных.

При планировании эвакуации лечебного учреждения штабом ГО объекта произ­водится целый ряд расчетов. В частности, определяется численность врачей, средне­го медицинского и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоря­жение органов здравоохранения (в медицинские формирования, в эвакопункты и др.), для медицинского обслуживания нетранспортабельных больных и для развертывания больниц вне зоны ЧС.

При проведении расчетов необходимо учесть, что медицинский персонал, закон­чивший работу на эвакопунктах и в медицинских формированиях, обязан вернуться в свои учреждения в городе или прибыть на новое место их размещения.

Определяется число врачей и среднего медицинского и обслуживающего персо­нала, подлежащих эвакуации с лечебным учреждением. Как правило, нетрудоспособ­ные члены семей эвакуируются с учреждениями. Поэтому необходимо уточнить чис­ленность членов Семей, подлежащих эвакуации.

Из числа эвакуируемого персонала следует предусмотреть выделение медицин­ских работников для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу, которая организуется в составе 3-4 чел. (врач, медицинская сестра, член эвакокомиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направле­ния на место нового размещения ЛПУ в период его эвакуации с целью подготовки к приему и распределению прибывающих по подразделениям в соответствии с планом развертывания учреждения.

Кроме того, рассчитывается число больных различных категорий, находящихся в больнице и дома («стационары на дому»). Определяют число больных, которые мо­гут быть выписаны на амбулаторное лечение, эвакуированы с больницей (транспор­табельные) и оставлены в городе (нетранспортабельные). Транспортабельные боль­ные, находящиеся дома, должны быть доставлены в больницу и эвакуированы вместе с ЛПУ. Нетранспортабельные больные, находящиеся дома, подлежат перевозу в ста­ционары для этой категории больных. При определении числа больных в стационаре и на дому необходимо указывать способ их транспортировки (сидя, лежа).

Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебном учреждении, по эва­куационному предназначению распределяются на три основные группы:

а) больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лече­ния и подлежащие выписке (около 50%); они после выписки самостоятельно
следуют до места жительства, а затем, при необходимости, до сборного эва­куационного пункта или пункта посадки, откуда эвакуируются наравне с
другим населением; при выписке, если необходимо, их следует обеспечить
медикаментами на 2-3 дня, так как в этот период из города эвакуируются по­ликлинические и аптечные учреждения;

б) транспортабельные больные, которые по состоянию здоровья не могут быть
выписаны из больницы, но в состоянии без значительного ущерба для здоро­вья эвакуироваться с этим учреждением (около 45%);

в) нетранспортабельные больные, которые не способны без ущерба для здоро­вья перенести эвакуацию (около 5%). Эта группа больных должна быть ос­тавлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище лечебного
учреждения (лечебном стационаре для нетранспортабельных больных); не­
транспортабельность больных определяется «Перечнем неотложных форм и
состояний, при которых больные не могут подлежать транспортировке», ут­вержденным Минздравом России.

Производится также расчет и распределение медикаментов, перевязочного мате­риала, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, в том числе для обес­печения нетранспортабельных больных и комплектования сумок (укладок) неотлож­ной помощи, которые выдают медицинскому персоналу для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на эвакопунктах и при сопровождении транспор­табельных больных в пути следования.

Для расчета потребности транспортных средств необходимо определить тоннаж и объем имущества, подлежащего эвакуации с лечебным учреждением.

Транспортные средства для эвакуации учреждения рассчитываются в машино-рейсах (следование автомашины туда и обратно). Время на путь следования опреде­ляется из расчета скорости движения в колонне (25-30 км/час). При недостатке выде­ленного транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколь­кими рейсами. Рассчитывается время, которое потребуется затратить на эвакуацию всего учреждения, в зависимости от количества машино-рейсов.

Проводится расчет количества помещений для размещения больных вне района ЧС (в загородной зоне) и потребность в помещениях для укрытия нетранспортабель­ных больных в лечебном стационаре для нетранспортабельных, необходимое количест­во медицинского персонала, обслуживающего персонала для организации питания, во­доснабжения и обеспечения этой категории больных лекарственными средствами и т.д.

Заблаговременно в каждом отделении лечебного учреждения назначаются лица, ответственные за выписку больных, подготовку транспортабельных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных в защитные сооружения.

Рекомендуется в истории болезни транспортабельных больных делать пометку: «эвакуируется с больницей», а нетранспортабельных - «остается в больнице как не­транспортабельный». История болезни подписывается врачом, заместителем главно­го врача по медицинской части, а для нетранспортабельных, кроме того, заверяется круглой печатью больницы. Истории болезни следуют с больными. Больным, подле­жащим выписке на амбулаторное лечение, помимо пометки в истории болезни «вы­писан на амбулаторное лечение», выдается на руки справка, в которую вносят крат­кие сведения о проведенных исследованиях и лечении.

На основе проведенных расчетов разрабатываются следующие документы:

• схема оповещения для сбора персонала учреждения;

• обязанности персонала на период подготовки и проведения эвакуации учреждения;

• распределение медицинского персонала учреждения по подразделениям и по
предназначению;

• план размещения нетранспортабельных больных и список выделяемого медицинского и обслуживающего персонала;

• расчет распределения медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

• схема эвакуации учреждения с указанием порядка и последовательности эва­куации больных, персонала и имущества;

• тематика и график проведения тренировочных занятий с медицинским и дру­гим персоналом;

• план проведения учений по эвакуации учреждения.

При поступлении распоряжения на эвакуацию руководитель учреждения обязан:

• оповестить об этом подчиненный личный состав;

• направить оперативную группу в район эвакуации;

• организовать выписку больных, подлежащих амбулаторному лечению;

• разместить нетранспортабельных больных в убежище стационара, оставив
для их обслуживания часть медицинского персонала;

• организовать эвакуацию медицинских формирований, созданных на базе
данного учреждения, в заранее намеченные районы;

• последовательно эвакуировать транспортабельных больных, персонал, чле­нов семей, необходимое медицинское и санитарно-хозяйствеиное имущест­во, запасы питания и воды.

При проведении эвакуации инфекционной больницы соблюдается необходимый санитарно-эпидемиологический режим (больные эвакуируются па специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Эвакуация психиатрических больниц и диспансеров (вместе с больными) также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений.

Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.

ЧАСТЬ III

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-

САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: