Мюнстерская комунна

ЛЮТЕРОВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. К казням и террору призывал Лютер. Он писал: <Крестьяне отдались дьяволу... Пусть всякий колет, бьет и душит их тайно и явно, как убивают бешеных собак... князь скорее заслужит царство небесное пролитием крови, чем молитвами...>. Лютер советовал дворянам увеличивать барщину и восстановить крепостничество.

Главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело роковые последствия для всего немецкого народа.

Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех сил оппозиции возвыситься над местными и провинциальными интересами, в том,что крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий.

Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и городским плебсом стояли две главные задачи - ликвидация феодальной эксплуатации и прекращение политической войны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобрела позиция немецкого бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что, несмотря на объективную заинтересованность передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил.

Подавление Крестьянской войны и разгром всего общественного движения этой эпохи от-

крыли дорогу к усилению княжеской власти. Лютеровская Реформация, лишившаяся свя-

зи с народом, выродилась в орудие княжеского сепаратизма и секуляризации церковных земель в пользу князей. Когда император Карл V в 1529 г. приостановил секуляризацию, сторонники Лютера заявили протест (отчего их и стали называть протестантами) и стали добиваться соглашения с заинтересованными в приобретении церковных земель католическими князьями. Это не могло не отразиться на самой системе лютеранства. Лютер и его ближайшие сторонники видели теперь свою задачу не столько в борьбе с католической догматикой, сколько в том, чтобы приспособить церковь к интересам князей.

На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший соратник Лютера Филипп Меланхтон представил императору систематическое изложение основ лютеранства, известное под названием Аугсбургское вероисповедание. В этом документе наряду с положением о том,

что князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обрядовая и внешняя культовость, была создана в духе буржуазного требования дешевой церкви, упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два - таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа оправдания только верой.

После разгрома Крестьянской войны и наступления Реакции часть анабаптистов вернулась к сектантству, к пропаганде идеи ожидания социального переворота от сверхъестественных сил, от вмешательства самого Христа. Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и революционные элементы, которые продолжали верить, что наступление царства божия на земле невозможно без народного восстания.

Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Германии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в полосу нового экономического подъема и обострения социальных отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города, средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое революционное движение проявилось в Мюнстере.

В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев (до июня 1535 г.). Город был объявлен Новым Иерусалимом, т. е. центром Царства божьего, которое должно быть, согласно проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом праведных. В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере ряд преобразований.

В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолированной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидерландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После длительной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были после жестоких пыток казнены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: