double arrow

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


Подходы к классификации жанров

Классификацию продуктов игрового кинематографа как современной формы драматургии принято классифицировать по ее ключевым жанрам:

Трагедия или драма

Комедия

Трагикомедия.

Потребности зрителей концентрируются в виде определенных предпочтений, неких жанров, которые рынок или отдельные авторы подхватывают, упорядочивают и реализуют в виде жанрового кино, которое может быть как авторским, так и коммерческим или сделанным по заказу государственных органов или другой «власти» (церкви, телевидения). Жанровостью в данном случае является не отнесение кинопродукта именно к какому-либо драматическому жанру (трагедия, комедия или трагикомедия), а проявление его сущности в одном из этих трех взаимоисключающих жанрах в виде не взаимоисключающих друг друга жанров более низшего, «сюжетного» уровня (субжанров).

Вышеприведенные общеизвестные жанры кинематографа с определенной долей условности можно классифицировать по классическим элементам (признакам) драматургии, разделив их таким образом на субжанры:

по времени действия;

по месту действия;

по героям действия;

по действию:

по психоэмоциональному воздействию на зрителя

по классическим элементам действия.

Классификация жанров по времени действия (когда?):

Историческое прошлое – историческое кино

Фантастическое будущее – фантастика

Настоящее время или недалекое прошлое

Время особого значения не имеет.

Классификация жанров по месту действия (где?):

Дикий Запад – вестерн, в т.ч. истерн, спагетти-вестерн (разн. боевиков)

Открытый космос – космоопера (см. фантастика)

Земля после катастрофы – постапокалиптика (разн. фантастики)

Любое место во время катастрофы – фильм-катастрофа (разн. триллеров)

Путь, путешествие – роуд-муви (разн. приключений)

США 30-х годов – гангстерское кино (зачастую)

Место особого значения не имеет.

Классификация жанров по героям действия (о ком?):

Кино о животных (вымышленных или реально существовавших)

Биографическое кино

Кино с вымышленными героями, в т.ч. супергероях, гангстерах, подростках, вампирах и т.д.

Кино без героев или кино об одушевленных предметах.

Классификация жанров по психоэмоциональному воздействию на зрителя:

Реализация идеи, поиск единомышленников (в том числе, вызывая у зрителя эмоции) – интеллектуальное кино

Стимулирование определенных эмоций – развлекательное кино, психологическое кино в широком смысле:

тревога в целом – триллер, в т.ч. фильмы ужасов, детективы, боевики

страх, испуг – фильм ужасов

чувство мести, ощущение возмездия, справедливости – боевик

сексуальное возбуждение – эротический фильм

состояние любви, грусть – мелодрама

состояние радости, смех, улыбку – комедия

заинтриговать – детектив.

Классификация жанров по классическим элементам действия:

Военное/антивоенное кино – о войне

Героическое кино – о героизме

Кинокомикс (супергеройское кино) – о супергероях, сверхспособностях

Фэнтези – о вампирах, оборотнях (зачастую) и т.п.

Гангстерское кино – о гангстерах 30-х годов в США

Криминальное кино – о криминале в целом

Молодежное кино – о молодежи (не путать с возрастным кино)

Философское кино – о философских проблемах

Политическое кино – о политике

Лирическое кино – о личных переживаниях, настроениях (разн. мелодрамы)

Любовная история – о любви (разн. мелодрамы)

Приключенческое кино – о приключениях

Киберпанк (разн. фантастики)

Неоготика (разн. фантастики)

Нуар (разн. детективов)

Джалло (разн. фильмов ужасов)

Карате-кино (разн. боевиков)

Фильм-пародия (разн. комедии)

Фильм-сатира (разн. комедии)

Фильм-фантасмагория (в т.ч. фильмы-утопии или -антиутопии)

Другое.

Зачастую продюсеры или прокатчики допускают тавтологии, видимо, с целью усиления эффекта на потенциального зрителя – психологический триллер, психологическая драма, сатирическая или пародийная комедия, криминальный боевик и т.д. Кроме этого к жанрам или субжанрам фильмов зачастую используют такие качественные прилагательные, как "психологический" (психологическая драма), "эксцентрический" (эксцентрическая комедия), "научный" (научная фантастика) и т.д., что еще более усложняет жанровую систему, запутывает зрителя.

Также в определении жанров кинокартин встречаются:

литературные термины, которые не- или слабо применимы к кино – эпопея (эпос), новелла, повесть, притча и т.д., а фильмы, к которым они применяются можно отнести к киноэкранизациям литературных произведений, либо необходимо внести дополнительную классификацию жанров кино по стилю или хронологии изложения сюжета, как к жанрам литературных прозаических или поэтических произведений;

театральные термины – мюзикл, водевиль, оперетта и т.д. – преимущественно в отношении музыкальных фильмов.

Авторское кино и «мейнстрим»

В качестве подхода к классификации жанров следует упомянуть разделение кино на «мейнстрим» и авторское кино. Основные жанры «мейнстрима» достаточно хорошо известны перечислены в таблице ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен на коммерческий результат. Поэтому его можно гораздо отчетливее классифицировать, чем кино авторское. Создатели коммерческого кино тяготеют к определенным жанровым решениям для того чтобы соответствовать ожиданиям зрителей, как минимум окупить многомиллионный бюджет фильма, извлечь прибыль. Поэтому режиссеры достаточно редко отваживаются на глобальные эксперименты в коммерческом кино, часто ограничиваясь внесением отдельных новаторских, авторских элементов.

К авторскому кино часто также вполне применимы классификации, подобные приведенным в таблице, хотя ещё чаще бывает так, что авторские фильмы очень плохо поддаются уже устоявшимся разделениям кино на жанры. В единичных случаях успешное авторское кино даже порождает новые направления, ранее не существовавшие. В авторском кино особую роль играет личность автора-создателя фильма, весь фильм носит отпечаток личности автора, вплоть до самых мелких деталей. Как правило автор является режиссером, контролирующим процесс создания фильма на всех его этапах. Помимо режиссуры создатель авторского кино часто также активно участвует в написании сценария, монтаже фильма и прочем, что позволяет режиссеру достичь большей степени раскрытия своих замыслов, индивидуального видения картины окружающего мира, полнее самовыразиться.

Таким образом, в случае с авторскими фильмами становится не столь важным к какому именно «типовому» жанру кино тяготеет (и можно ли вообще отнести его к какому-либо из уже существующих общепризнанных жанров кино) созданный конкретным автором фильм, сколько его неповторимая индивидуальность и своего рода «непохожесть». Успешный авторский фильм часто бывает новаторским, уникальным, его трудно «положить на полочку», наклеить ярлык того или иного общеизвестного жанра, тем самым в определенной степени отделив от личности режиссера-создателя, стандартным образом проклассифицировать. Зачастую сами авторы-режиссеры весьма болезненно реагируют на то, что их творчество пытаются втиснуть в рамки тех или иных стандартных классификаций и тем самым в определенной степени обезличить, лишить неразрывной связи с автором-создателем. Чтобы подчеркнуть этот факт, иногда даже говорят об авторском кино как об особом отдельном кинематографическом жанре.

Феномен авторского кино известен очень давно, существует и активно развивается теория авторского кино, регулярно проводятся фестивали авторского кино, существует множество успешных режиссеров авторского кино, завоевавших мировую известность, привлекших множество последователей и оставивших свой след в кинематографе в виде созданных ими новых жанров и направлений кино, обогативших своими находками язык кино, создавших новые оригинальные приемы операторской съемки, монтажа, подходы к построению сценария, оригинальному сочетанию изобразительной и повествовательной компонентов фильма и мн. др.

Вместе с тем авторское кино — понятие весьма динамичное, вызывающее массу споров и по-разному определяется в зависимости от субъективных предпочтений того или иного теоретика кино.

Для массового зрителя гораздо большее значение чем авторское кино, часто имеет игровое кино «мейнстрима», общепонятное «жанровое» кино, «художественные фильмы». Их классификация приведена в «таблице жанров».

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информационное сообщение (видеосюжет)

Отчет

Выступление (монолог в кадре)

Интервью

Репортаж

ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

Комментарий

Обозрение

Беседа

Дискуссия

Ток-шоу

Пресс-конференция

Корреспонденция («передача»)

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

Очерк

Зарисовка

Эссе

Сатирические жанры

Видеоклипы

Рекламные роликики

ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ

Использованные материалы:

↑ Кинематограф // Древо познания : коллекционный журнал. — Marshall Cavendish, 2002.

↑ 1 2 3 4 5 М. С. Каган Жанр художественный. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 Дмитрий Салынский Наброски к проблеме жанров в кино. Киноведческие записки, № 69 (2005-02-12). Проверено 12 августа 2009.

↑ Алексей Герман-мл., Федор Бондарчук и Валерий Тодоровский о русском кино. Time Out Санкт-Петербург, №4(164), 2009 (2009-03-06). Проверено 12 августа 2009.

↑ В.Г. Бахтина Программа специального курса «Диалоговое пространство современного кинематографа». Ярославский государственный университет. Проверено 12 августа 2009.

↑ «Круглый стол» журнала «Искусство кино» на XXVII Московском международном кинофестивале. Искусство кино, № 12, 2005 (2005). Проверено 12 августа 2009.

↑ Французское жанровое кино и корифеи «Новой волны». Ретроспектива

↑ Маргарете фон Тротта «Я хочу увидеть свой фильм как зритель…». Киноведческие записки, № 70 (2005-08-29). Проверено 12 августа 2009.

↑ Фолькер Шлёндорф Автор в кино. Киноведческие записки, № 70 (2005-08-29). Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 4 5 Рональд Берган Кино: иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Дорлинг Киндерсли\Астрель\АСТ, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-271-21538-4

↑ Л.И. Белова Кинодраматургия. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 Daniel Chandler An Introduction to Genre Theory (англ.). Проверено 12 августа 2009.

↑ Imdb Genres browser (англ.)

↑ 1 2 Эрмлер Фридрих Маркович. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 4 5 6 Н. П. Абрамов США. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 4 Н. И. Преснякова Детское кино. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 17 августа 2009.

↑ John Belton Film Noir's Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.

↑ Дмитрий Комм Готика: больше, чем кино. Искусство кино, № 7, 2006 (июль 2006). Проверено 17 августа 2009.

↑ 1 2 Австрия. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ Михаил Водопьянов Ву, Джон. Энциклопедия "Кругосвет". Проверено 12 августа 2009.

↑ 1 2 3 4 5 6 Р. И. Нудельман Научная фантастика. Большая советская энциклопедия. Проверено 12 августа 2009.

↑ Ежи Гофман — Ирина Рубанова История как фэнтези. Искусство кино, № 7, 2004 (июль 2004). Проверено 17 августа 2009.

↑ Михаил Трофименков, Марина Кронидова Фильм-гололед. Искусство кино, № 5, 2003 (май 2003). Проверено 17 августа 2009.

↑ Словарь по общественным наукам. Триллер

↑ Нина Цыркун Археология повседневности. Искусство кино, № 5, 2003 (май 2003). Проверено 12 августа 2009.

↑ «Неактуальные» жанры. «Круглый стол» в Российском институте истории искусств. Киноведческие записки, № 69 (2005-02-12). Проверено 17 августа 2009.

↑ Дмитрий Комм Повелитель иллюзий. Искусство кино, № 2, 2005 (февраль 2005). Проверено 17 августа 2009.

↑ В.Н. Миславский Краткий энциклопедический словарь кино. — Харьков: Колорит, 2007. — 215 с. — ISBN 978-966-8536-39-7

↑ 1 2 3 4 Кино. Энциклопедия "Япония от А до Я". Проверено 12 августа 2009.

↑ R. Douglas Geivett, James S. Spiegel Film and Philosophy: Big Ideas on the Big Screen (англ.). InterVarsity Press (2007). Проверено 17 августа 2009.

↑ Hill, Derek. The Tale of Zatoichi: The Blind Swordsman Series (англ.). Images (2002). Проверено 14 июня 2007.

↑ Grossman, Andrew The Japanese Pink Film (англ.). Bright Lights Film Journal (2002). Проверено 7 октября 2009.

↑ Rockoff, Adam Going to Pieces: the Rise and Fall of the Slasher Film, 1978-1986 (англ.). McFarland & Company (2002). Проверено 7 октября 2009.

↑ 1 2 McCarty, John Splatter Movies: Breaking the Last Taboo of the Screen. — St. Martin's Press. New York, NY, 1984. — ISBN 978-5-7133-1284-8


Сейчас читают про: