Процедура исследования 27 страница

Большое место в Музее занимает Отдел транспорта, в котором

разместились экспозиции, посвященные истории судостроения и мореплавания, с прекрасными интерьерами и моделями судов. Здесь же в больших и просторных залах экспонируются воздушные корабли и

аппараты - вплоть до современных самолетов и ракет.

Видное место в Музее отведено и автотранспорту. В демонстрационном зале знакомство с экспозицией начинается со знаменитого

автомобиля Бенца (1885), который благодаря своей легкой конструкции и оформлению положил начало успешному развитию автомобильного транспорта.

В этом же зале выставлен автомобиль Даймлера (1889). Вторая

конструкция этого автомобиля была в свое время выставлена на Всемирной выставке в Париже, что и дало толчок развитию автомобильной промышленности во Франции.

В зале «Химия и химические технологии» для посетителей живой

интерес непосредственно вызывает сравнительная схема производства

искусственного материала. Эта схема, которая занимает целую стену,

разделена по вертикали на две части. С двух сторон ее показаны

пчелиные соты и паук в паутине, под ними характеристика искусственных материалов, а ниже образцы продукции из таких материалов.

Химические технологии представлены экспонатами, которые человечество использовало с древнейших времен. Здесь посетитель знакомится с самым древним памятником - копией рисунка из испанской

пещеры Альтамиры, которому 12 тысяч лет.

Исключительный интерес для посетителей представляют реконструированные производственные мастерские - часовщика, сапожника, шварцвельдерская кузница 1803 года и стекольный завод XIX века,

а также алхимическая лаборатория и «Лаборатория Лавуазье».

Заканчивается осмотр Музея Отделом фотографий и залом «История музыкальных инструментов». В куполообразной крыше Музея

расположен и работает планетарий.

МАТЕНАДАРАН

В центре Еревана, завершая ряд чудесных современных построек,

возвышается здание Матенадарана, что по-армянски означает «библиотека» Но эта библиотека - не обычное собрание книг, а одно из

крупнейших в мире хранилищ древних рукописей и одновременно

Научно-исследовательский институт по их изучению и публикации

Десять тысяч рукописей хранится в Матенадаране Большинство

из них на армянском языке, но имеются и на арабском, персидском,

грузинском, старославянском, греческом, латинском

Начало свое Матенадаран ведет из монастыря Сагмосаванк В нем

семьсот с лишним лет назад основал библиотеку князь Курд Вачутян,

через несколько столетий рукописи перекочевали в Эчмиадзин Его

древние рукописи и стали ядром будущего Матенадарана На протяжении многих столетий из разных монастырей сюда были отобраны

сотни уникальных армянских рукописей, и теперь Матенадаран превратился в богатейшее книгохранилище

Некоторые произведения мировой литературы (например, труды

древнегреческих, сирийских, старофранцузских и других авторов)

сохранились лишь в армянских переводах В их числе переведенные

в V веке «Хроника» Евсевия Кесарийского, трактат «О природе вещей»

Зенона Стоика и «Антиохийские ассизы» - решения высшего суда

Антиохийского княжества, основанного крестоносцами А «Книга труда»

Анатолиуса Брютского считалась первой в мире книгой о земледелии

О ней очень много говорили, спорили и писали, но ее нигде не было

и никто ее не видел И вот нашелся ее перевод на армянский язык,

сделанный в VII веке, который привел в изумление всю ученую

Европу

В Матенадаране хранится книга, особо ценная для истории армянской письменности Это «История жизни и смерти блаженного мужа,

святого вардапета Маштоца, нашего переводчика, написанная его учеником. вардапетом Корюном»

В конце IV века после долгих исканий, преодолевая трудности,

Маштоц изобрел армянскую азбуку и заложил основы армянской

словесности С тех пор в церквах и школах Армении греческий и

сирийский языки уступили место армянскому - грабару Армянские

писатели стали писать свои произведения на родном языке и переводить на него книги иностранных писателей

Много бед пережил на своем веку этот народ Каменистые дороги Армении топтали ассирийцы и скифы, мидийцы, парфяне и сельджуки, гунны и римляне, арабы, персы и турки Но передовые люди

Армении издавна понимали значение и силу письменности Монастыри и храмы, под сводами которых создавались и хранились рукописные книги, были в то время не только религиозными центрами Во

многих монасіьірях (Татеве, Сагаине, Ахпате, при Эчмиадзинском

соборе) были свои школы и даже университеты Они имели свои

книгохранилища и скриптории - места изготовления рукописных

книг

Школа монастыря Санаин считалась одной из лучших в стране

Математику и философию, грамматику и риторику здесь преподавал

Григор Магистрос Прославился он и как переводчик Особенно известны его переводы и комментарии к произведениям древнегреческого

философа Платона А в 1051 году, за много лет до появления латинского перевода, он перевел с греческого оригинала Евклидову «Геометрию» Многие произведения античных авторов просто не дошли

бы до нас, не будь они переведены на армянский язык

В Матенадаране хранится уникальный календарь - рукопись размером меньше спичечного коробка Он содержит 104 пергаментных

листка и вместе с переплетом весит всего 19 граммов Написанный

каллиграфическим почерком писца Огсента, он доступен для чтения

только с помощью увеличительного стекла

В Матенарадане хранится и самая большая в мире пергаменная

рукопись на армянском языке - «Мушский Торжественник» Этот

самый большой (69х51 см) из дошедших до нас манускриптов весит

28 килограммов. Книга была создана в 1200-1202 годах. Ее заказчиком был некий человек по имени Аствацатур, который захотел создать

книгу, в которую бы вошли речи, хроникальные документы, жития

святых и панегирики, избранные страницы из трудов исторических,

толкования и церковные каноны. Но где же найти умельца, которому

можно было бы поручить столь важное и ответственное дело9 «И

нашел он священника по имени Вартан из области Карин, искусного

и умелого в письме. Вартан приступил к работе и окончил ее через три

года».

Заказчик впоследствии попадает в плен к эмиру Аладину, который

зверски убивает его, присваивает себе все его добро вместе с драгоценной книгой. Эмир прячет рукописное сокровище два года, но затем

решает продать его. «И никто не мог выкупить книгу, потому что цена|

за нее была назначены непомерная». |

Тогда армяне собрали 4000 драхм и выкупили драгоценный манус-|

крипт. В книге сохранился большой список людей, которые участво-1

вали в выкупе этой реликвии, украшенной редкими миниатюрами.

После освобождения из плена этот великан более семи веков пролежал

в монастыре святых Апостолов в Муше.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, армяне (спасаясь от турецкого нашествия) прошли много километров по крутым

горным дорогам. Люди брали с собой лишь самое ценное, самое|

дорогое - в тягость был каждый лишний килограмм. Но они взяли|

с собой рукописный памятник своих предков, j

Однажды две усталые и измученные беженки решили заночевать в^

монастыре. В храме, покинутом монахами, они заметили исполинскую рукопись. Но как же унести почти двухпудовую драгоценность.

когда они сами уже вконец обессилили? И тогда они решили они

спасти хотя бы часть ее. Женщины разделили рукопись на две половины: одну взяли с собой, а вторую завернули в снятые с себя одежды

и положили подле дороги. Выбросив половину своих личных вещей,

они понесли рукопись и, добравшись до Тифлиса, передали ее в

Этнографическое общество,

Не пропала и вторая часть бесценной книги. Один офицер русской армии обратил внимание на лежащий близ дороги предмет, завернутый в женское платье. Свою находку он передал Бакинскому благотворительному обществу, а в Матенадаране обе половины вновь соединились.

В бесконечных скитаниях рукопись потеряла много страниц, уцелело из нее только 607 листов, 17 из них попали в далекую Италию; и ныне хранятся в армянской католической конгрегации мхитаристов

на острове святого Лазаря в Венеции.

Страницы этого пергаментного манускрипта изготовлены из шкур

675 телят - по одному теленку на каждую страницу.

На пергаменных листах многих древних рукописей из Матенадарана нередко видны следы крови, огня и меча. Нет цены сокровищам,

собранным в этом хранилище. Здесь находятся и рукописи знаменитых историков Егише, Мовсеса Хоренаци, Фавсоса Бюзанда. Их произведения - не развлекательное описание прошедших событий. На

протяжении веков звучал с этих страниц горячий призыв за свободу

родной Армении.

У входа в Матенадаран, словно приветствуя посетителей, стоят

каменные изваяния - скульптурные изображения тех, чьи работы

особенно обогатили и украсили армянскую культуру.

Рукописные фонды Матенадарана постоянно пополняются. За

последние десятилетия сюда поступило около 3000 армянских и около

2000 иностранных рукописей - в основном за счет дарственных поступлений (большей частью от зарубежных армян). К числу новых

приобретений относится богато иллюстрированное Евангелие, написанное в 1587 году. Рукопись эту в 1979 году на аукционе в Париже

купили три армянина, которые и прислали ее в дар Матенадарану.

Ценный манускрипт является одной из ранних работ известного писца и миниатюриста Аракела Геламеци. Он богато украшен миниатюрами - 45 лицевыми сюжетными иллюстрациями и множеством

маргиналов.

МУЗЕЙ ИСКУССТВ НАРОДОВ ВОСТОКА

Этот музей был создан постановлением Наркомпроса от 30 октября

1918 года, когда в России еще вовсю полыхала гражданская война

Первоначально Музей назывался «Аре азиатика», что означало «Музей

искусств Азии», но чаще его называли просто Музеем искусств Востока.

Комплектование музейных фондов началось сразу же - из коллекций других музеев и собраний частных лиц Сначала Музей открылся в двух залах Исторического музея, и произошло это 22 сентября 1919 года. В одном зале были выставлены изделия стран Ближнего

Востока (ковры, керамика и металлические изделия), в другом -

произведения искусства Дальнего Востока (китайская живопись, японские гравюры, изделия из камня и других материалов).

Своеобразные и красочные произведения искусства далеких восточных стран привлекали русских коллекционеров еще в XVIII веке

Большинство художественных произведений стран Востока оседали в

помещичьих усадьбах и богатых городских особняках, но после революции все частные коллекции сразу же стали достоянием государства

Во вновь организованный Музей были переданы все крупные коллекции, частные собрания произведений восточного искусства, а также

персидские, кавказские и туркменские ковры из государственных

фондов Всего в коллекции Музея тогда насчитывалось около тысячи

предметов.

Пополняться Музей стал за счет археологических находок, которые начались сразу же как только закончилась гражданская война. В

1926 году начались большие раскопки на территории Термеза -

одного из древнейших городов Средней Азии. В числе древних

памятников, которые открыла экспедиция, был средневековый дворец XI-XII веков, украшенный высокохудожественный резьбой по

алебастру.

Китайский зал музея предваряется вводной экспозицией, в которой представлены модели железных орудий труда IV века до н. э., -

свидетельства высокой сельскохозяйственной техники Древнего Китая. Здесь же выставлены искусно сделанные копии первого китайского компаса, спидометра и сейсмографа. Китайский сейсмограф -

это первое из известных устройств для обнаружения землетрясений.

Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане в

132 году. Внутри большого сосуда (диаметром около 180 сантиметров)

он поместил маятник, который мог раскачиваться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены

на сосуде с его наружной стороны. Толчок землетрясения заставлял

маятник качнуться, тогда шарик выкатывался из пасти дракона и

попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. Прибор в этот момент

издавал своеобразный звук, извещая о том, что произошло землетрясение. Замечая, в рот какой жабы упал шарик, ученые могли определить направление землетрясения.

Большой интерес у посетителей Музея вызывают исписанные древними надписями щитки панциря черепах, которые служили для гадания. Жрецы нацарапывали вопросы на черепашьих панцирях, а потом

нагревали их на огне. Полученные от нагревания трещины якобы и

отвечали на интересующие людей вопросы. По этим записям китайские ученые узнали много интересного об истории своей страны.

Большим своеобразием отличается и национальная китайская живопись, известная еще с древнейших времен и образцы которой богато

представлены в Музее искусств народов Востока. Одни из самых

ранних произведений китайской живописи были обнаружены при

археологических раскопках в районе Чанша. Здесь в 1935 году была

найдена картина на шелке - «Женщина и феникс», которая датируется V-III веками до н. э. Этой картине присущи все характерные

особенности китайской живописи, которые заключаются в тонком

художественном мастерстве и глубоком смысле.

Китайские картины имеют форму свитка, и в отличие от европейских произведений живописи китайцы не вывешивают свои картины

на стенах. Обычно они хранят их в коробках и достают оттуда только

по праздникам. Внизу у таких картин-свитков есть круглая палка,

концы которой обычно украшены слоновой костью или дорогими

породами деревьев. Горизонтально такие свитки бывают очень длинными, и живопись на них чаще всего носит характер повествования.

Например, в Музее демонстрируется свиток известного художника

Ван Чжень-пэна «Великое собрание духов и бессмертных гениев». На

ней в образах последних художник показал представителей феодальной знати Китая и их праздный образ жизни. Особенно непосредственно и оттого наиболее выразительно показана сцена опьянения.

В Индийском зале представлены произведения древнейшей культуры, истоки которой восходят еще к третьему тысячелетию до нашей

эры. В 1921-1922 годах в долине Инда, в районе Хараппы, а затем в

местечке Мохенджо-Даро, производились археологические раскопки,

давшие блестящие результаты. Когда-то здесь шумели большие города, окруженные мощными стенами, с многоэтажными домами из

кирпича, хорошо налаженной системой водоснабжения и канализации.

Народы, жившие в долине Инда 4000 лет назад, уже применяли в

своем хозяйстве плуг, умели изготовлять шерстяные и хлопчатобумажные ткани, имели свою письменность. Ученые и археологи нашли

во время раскопок и много произведений искусства: каменные и

бронзовые статуэтки, печати и амулеты с изображением животных.

Попутно скажем, что цыгане считают Мохенджо-Даро своей древней

прародиной, после гибели которой они и разбрелись по всему свету.

В Музее искусств народов Востока выставлена замечательная коллекция индийских миниатюр XVI-XVIII веков. Миниатюрой обычно

считается иллюстрация к рукописной книге, отсюда происходят и ее

характерные особенности - праздничная яркость красок, чрезвычайно разнообразная детализация и тонкость рисунка. Каждая миниатюра рассчитана на то, что ее будут разглядывать с близкого расстояния,

так что сама рукопись часто поясняет изображение. И древние художники по этой причине не боялись брать для своих произведений

самые сложные сюжеты.

Самая ранняя из имеющихся в Музее миниатюр датируется 1532-

1533 годами. Кроме своих художественных достоинств, она представляет большую ценность еще и потому, что под ней стоит подпись

художника Бальджида, что является большой редкостью. Эта миниатюра имеет довольно большие размеры, она обрамляется орнаментом, тонким, как золотое кружево.

Для своей миниатюры художник Бальджид взял сюжет из произведений персидского поэта Саади. Однажды при дворе султана выступали два акробата-борца. Один из них был учителем, а другой -

его учеником. Ученик захотел победить учителя, показавшего ему во

время обучения 99 приемов борьбы. Однако был посрамлен, так как

наставник победил его последним, сотым приемом.

На сюжет этого нравоучительного рассказа художник нарисовал

яркую, праздничную миниатюру, которая привлекает посетителей и

радует их глаз чистотой цвета и смелостью сочетания различных

оттенков. Миниатюра написана тончайшей кистью, густыми красками, которые и по прошествии нескольких веков сияют так, как будто

их освещает яркое южное солнце.

К дорогим книгам, которые переписывались от руки тростниковыми перьями, индийские художники выполняли целые серии иллюстраций. В Музее искусств народов Востока хранится одна из лучших в

мире иллюстративных серий такого рода, сделанная к книге «Бабурнамэ».

Султан Бабур, выходец из Средней Азии, в 1529 году завоевал

Северную Индию и основал там династию Бабуридов, которая больше известна под именем Великих Моголов. Бабур был выдающимся

полководцем и государственным деятелем, а также образованнейшим

человеком своего времени. Он написал мемуары, в которых очень

подробно рассказал о важнейших событиях своей жизни - о походах

и битвах, об играх и охоте. Большое место в книге он уделил описаниям природы.

Иллюстрации к мемуарам султана Бабура были сделаны уже после

его смерти, в XVI веке, когда искусство миниатюры при его дворе

достигло наивысшего расцвета.

История этой бесценной коллекции довольно необычна. В 1906 году

на ярмарке в Нижнем Новгороде русский коллекционер С. Морозов,

большой любитель и знаток искусства, заинтересовался миниатюрами,

которые продавали заезжие персидские купцы. Миниатюры были несколько помяты, а некоторые даже кое-где порваны, но все равно

сохраняли свои яркие и свежие краски. Персидские купцы, конечно, не

знали ценности этой рукописи, поэтому они вырвали иллюстрации, а

текст скорее всего уничтожили. Приобретенные миниатюры С. Морозов передал потом известному коллекционеру П. И. Щукину, собрание которого после революции пополнило Музей искусств народов

Востока.

В Японском зале некоторые посетители поначалу находятся как бы

в некоторой растерянности, так как, на первый взгляд, произведения

японского искусства мало отличаются от китайского. В них присутствует та же своеобразная восточная экзотика, которая всегда привлекает своей необычной красотой

В культурах Китая и Японии действительно много общего Более

древняя китайская культура оказывала сильное влияние на развитие

культуры соседних стран, в том числе и Японии Несмотря на это,

японское искусство чрезвычайно самобытно, иногда даже более смело

в выражении чувств и более динамично, чем китайское.

Своеобразным видом японского искусства, не встречающимся в

других странах, является народная скульптура - нэцкэ. Нэцкэ - это

что-то вроде брелка, с помощью которого у пояса прикреплялись

ключи, трубка, кисет или коробочка-инро. Первые нэцкэ имели вид

самый простой и делались в виде декоративной пуговицы или палочки, постепенно формы их изменялись, и нэцкэ стали выглядеть все замысловатее.

Принято считать, что нэцкэ - это традиционная японская скульптура. однако родиной ее является все-таки не «Страна восходящего

солнца», а Китай. В Китае намного раньше, чем в Японии, стали

носить на поясе маленькие предметы, которые назывались ЧЖУЙ-ЦЗЫ

К XIV веку в Японии сложилась традиция заимствовать из Китая

многие обычаи, в том числе и манеру носить одежду Первые собственно японские нэцкэ назывались просто «китайская вещь», или

«китайская резьба». Но именно в Японии к XVII веку изготовление

нэцкэ превратилось в высокое искусство, чего не случилось в Китае

с брелками чжуй-цзы.

Нэцкэ изготовлялись из самых разных материалов слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведя,

волка и даже тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней

Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» - корень и «цкэ» -

прикреплять). Изящно вырезанные деревянные нэцкэ носили мелкие

торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде

зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только

на поясе богача.

Расцвет моды на нэцкэ пришелся на XIX век. Именно тогда появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита, окаменевшего дерева и янтаря, из панциря черепахи и стекла А еще в качестве

нэцкэ использовались маленькие тыквы-горлянки, красивые раковины и другие предметы, у которых ранее было совсем другое предназначение (например, в качестве детали оправы ножей и мечей). Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости.

Все сюжеты, на которые были созданы нэцкэ, перечислить просто

невозможно. Прежде всего мастера изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ

были семь богов счастья... Были фигурки, изображающие борьбу

народных героев с демонами, изображались известные архаты - ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро -

очень сильного ребенка... А вот нэцкэ, запечатлевшие бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных

иностранцев, например, фигурка голландца в коротком плаще и с

тощими ножками... Изображались и злые силы - демоны, бог ада

Яма, рыба-сом, от которой, по народным поверьям, и происходят все

землетрясения.

Животные и люди нередко изображались с большим юмором На

одной известной нэцкэ показан осьминог, заигрывающий с русалкой;

на другой - гуляка, проснувшийся после вечерней попойки. Завзятые игроки носили нэцкэ в форме черепов или змей, которые, по

поверью, должны были принести им удачу. И, конечно же, множество

нэцкэ изображали очень любимого в Японии бога Дайкоку - бога

счастья, добра и веселья. Обычно его изображали веселым и толстым

человечком с мешком риса за спиной и несколькими крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса однажды спасла Дайкоку

Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре, крыса посоветовала Дайкоку зарыться в мокрую землю...

В настоящее время подлинные нэцкэ - очень дорогое удовольствие для частного коллекционирования, да и встречаются они у

коллекционеров довольно редко. А в Музее искусств народов Востока

насчитывается около 500 маленьких скульптурок нэцкэ. Кроме них,

внимание посетителей привлекают окимоно - несколько более крупные скульптурки, до 10-12 сантиметров, сделанные обычно тоже из

слоновой кости.

АЛМАЗНЫЙ ФОНД РОССИИ

Начало собиранию этой коллекции было положено еще указом

Петра I об отделении предметов, «подлежащих государству», от многочисленных предметов и изделий дворцового быта с тем, чтобы

«отныне они составляли славу и гордость российского государства», а

не одной лишь династии Романовых.

Для хранения государственных регалий и наиболее редких ювелирных украшений и самоцветов была создана Камер-коллегия. Все

ценности хранились в специальном помещении - рентерии, который

запирался на три замка. А ключи от тех замков находились (по одному

у каждого) соответственно у камер-президента, камер-советника и

рентмейстера. Только по самодержавному распоряжению можно было

открыть сокровищницу и достать необходимые для торжества драгоценности. После окончания праздника все драгоценности вновь водворяли в рентерию.

Позже в рентерию, которая стала называться Бриллиантовой комнатой, продолжали поступать ювелирные диковинки и редкостные

самоцветы со всего мира.

В 1914 году, перед опасностью немецкого нашествия, «коронные

бриллианты» были спешно перевезены в Москву и спрятаны в подвалах Оружейной палаты, где они и пролежали до 1922 года. Здесь они находились под множеством других ящиков с серебром и фарфором,

золотом и хрусталем.

В холодные апрельские дни 1922 года эти пять ящиков были

вскрыты. Один из них, прочно перевязанный и с большими сургучовыми печатями, был особенно тяжелым. Академик А. Ферсман, который состоял в правительственной комиссии, впоследствии вспоминал: «Когда опытный слесарь, без ключа, открыл этот ящик, внутри

его лежали наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности

русского царя, находившиеся до этого в знаменитой бриллиантовой

кладовой Зимнего дворца. Сказки из «Тысячи и одной ночи» об

индийских драгоценностях, дворец Аурангзеба, сокровища Надиршаха в Дели - все померкло перед ярким блеском сверкающих самоцветов».

Долгое время, почти три четверти столетия, власть в России принадлежала женщинам. И конечно, они старались придать особенную

пышность своим дворам. Ничто для них не было слишком дорогим:

ни платья, ни утварь, ни драгоценности. Тратились огромные средства, и придворные тоже старались не отстать от русских императриц.

Начиная с последних лет царствования Петра I все приезжавшие в

Петербург иностранцы поражались количеству и качеству драгоценных камней, сверкавших на придворных дамах.

От первой половины XVIII века ювелирных вещей осталось сравнительно мало. Отчасти потому, что и материала тогда было накоплено не очень много, а еще Анна Иоанновна, ненавидевшая Екатерину I, старалась уничтожить оставшиеся после нее вещи. То же самое

сделала правительница Анна Леопольдовна, которая (по словам придворного ювелира Позье) приказала разломать почти все драгоценности, чтобы сделать новые.

Зато среди сохранившихся ювелирных изделий второй половины

XVIII века находятся государственные регалии - знаки императорской власти; корона, держава, скипетр и Андреевская цепь.

Большая императорская корона была сделана в 1762 году придворным ювелиром Позье для коронации Екатерины II. Для изготовления

короны было разломано множество вышедших из моды украшений. В

ее сквозную оправу вставлено свыше 5000 бриллиантов (самый крупный из которых весит 55 каратов), 75 крупных жемчужин, а наверху

укреплен один из самых крупных в мире рубинов (более 400 каратов).

Этот рубин был куплен в Пекине еще при царе Алексее Михайловиче

и когда-то украшал корону Екатерины I.

Держава - это полированный золотой шар, охваченный поясом

из бриллиантов в виде стилизованных лавровых веточек. Наверху

шара, на сапфире в 200 каратов, укреплен бриллиантовый крест, а на

его передней стороне - крупный индийский алмаз в 47 каратов...

Целая группа придворных ювелиров, начиная со знаменитых Позье и Дюваля, обслуживала царский двор, создавая поистине исторические шедевры. Специальные экспедиции посылались на Урал и в

Сибирь за самоцветами.

После перевозки ящиков в государственное хранилище всему собранию было присвоено наименование «Алмазный фонд РСФСР». А

в солнечный осенний день 1924 года в Москве открылась выставка

Алмазного фонда, правда, сначала только для иностранцев.

В 1930-е годы над коллекцией коронных драгоценностей нависла

угроза поспешной распродажи, и часть бесценных сокровищ попала

на международный аукцион. Среди проданных вещей оказалось десять уникальных диадем, но, к счастью, основная часть коллекции

сохранилась.

Посетители Алмазного фонда могут увидеть в его экспозиции

знаменитый алмаз «Орлов» - камень белого, чуть голубоватого и

зеленоватого тонов, о котором существует множество легенд. Найденный в индийских копях в XVII веке, он первоначально весил около

400 каратов, но при огранке - в виде «высокой розы» - похудел до


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: