Правила безопасного обращения с оружием

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5

К проекту Федерального закона

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона «Об оружии»

По информации МВД России в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 1053 юридических лица, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием, более 5 млн. граждан, в пользовании которых находится почти 6,2 млн. ед. гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. ед. огнестрельного оружия ограниченного поражения. Объёмы чёрного рынка оружия в России оцениваются в размере от 1,5 до 14 млн. единиц нелегального оружия. В основных источниках поступления оружия на чёрный рынок гражданские его владельцы не числятся. Так, 50% случаев поступлений оружия отечественного производства в нелегальный оборон приходится на упущения должностных лиц контролирующих в России оборот огнестрельного оружия, 17% приходится на поступления из мест вооружённых конфликтов, 14% поступает из утрат на этапе производства оружия, 5% приходиться на поступления из мест нелегальных раскопок.

В целом в России на каждые 100 жителей фиксируется до 9 единиц огнестрельного оружия, что является достаточно низким показателем, ставящим Россию на 68 место в мире среди тех стран, где есть соответствующие данные. Так, в странах центральной и южной Африки аналогичный показатель находится на уровне 1 единицы оружия на каждые 100 человек, в развитых странах этот показатель повышается до 30 единиц оружия и более. Так, в Швейцарии, он находится на уровне 60 единиц оружия, в Финляндии – 45 единиц, в Норвегии - 31, в Германии – 30, во Франции – 31 единиц оружия на каждые 100 жителей. Опыт расширения перечня легального оружия доступного гражданскому населения в странах Прибалтики показывает, что этот процесс сопровождается вытеснением чёрным рынком огнестрельного оружия.

Криминогенная ситуация в целом в России в области насильственных преступлений остаётся негативной. По данным МВД в 2011 году зафиксировано более 14 тыс. убийств и покушений на убийства, что является самым высоким показателем криминальных убийств на душу населения в Европе и на пространстве СНГ. Так, если в России на 2012 год на 100 тыс. жителей по данным ООН фиксируется 10,2 убийств, то в среднем по Восточной Европе этот показатель находится на уровне 6,4 убийств, в целом по Европе – 3,5 убийств, в Северной Америке – 3,9 убийств, в Азии – 3,1 убийство, в целом по миру – 6,9 убийств.

Тем не менее, криминогенная статистика в России демонстрирует позитивную динамику, так число грабежей за последние 5 лет уменьшилось в 1,5 раза, убийств с 2002 года — почти в 3 раза. На этом фоне ежегодно массив гражданского оружия в России прирастает на 10-15% в год, тогда как общее количество преступлений с использованием оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, также снижается.

Проведенное обобщение аналитических материалов показывает, что гражданское оружие самообороны в целях самообороны используется чаще, чем в преступных целях. Так, только в 2008 году в Московской области МВД зафиксировано 30 случаев использования оружия ограниченного поражения в целях самообороны, каждый из которых был признан законным в рамках необходимой обороны. В Москве ежегодно таких случаев фиксируется до 500 случаев. При этом без информации о количестве убитых, с легальным оружием совершается в России порядка 220 уголовных преступлений в год, хотя значительная их часть приходится на существующие проблемы в области правоприменения ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона». 7% вооружённых преступлений совершается с использованием легального оружия. По информации столичного ГУВД, в Москве на конец 2010 года было зарегистрировано 490 тыс. владельцев гражданского оружия, на руках у которых было 590 тыс. единиц легального оружия, в том числе 233 тыс. единиц оружия ограниченного поражения. В 2010 году из 2872 зарегистрированных случаев разбоя два совершены с применением легального оружия. Они фигурировали в качестве орудия преступлении в трех из 1377 дел, заведенных по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Три уголовных дела было возбуждено против законных владельцев пистолетов и ружей по ст. 105 УК РФ «Убийство». Общее количество дел, заведенных по этой статье, составило 573. В 2009 году количество преступлений, совершенных с помощью легального оружия было три, три и семь по вышеперечисленным статьям соответственно. Одно уголовное дело по ст. 105 УК РФ «Убийство» приходится в среднем на каждые 25 тыс. москвичей, или на 163 тыс. владельцев легального оружия в Москве, что является характерной для общенациональной и мировой криминальной статистики закономерностью. Так, в 2011 году среди владельцев оружия в России 0,2% лиц подверглось уголовному преследованию, тогда как среди всех граждан в целом этот показатель составил 0,6%

Роль гражданского оружия самообороны в статистике насильственной преступности также показывает анализ мировой статистики по странам. При исследовании 169 современных государств, по которым есть в открытом доступе необходимые данные, наблюдается закономерность: число убийств снижается при росте легальной вооруженности населения. В рамках данного анализа можно разбить страны на группы:

— страны с вооруженностью более 30 единиц на 100 человек (таких 16). В этой группе средний показатель уровня убийств составляет 1,9 на каждые 100 000 человек в год;

— страны с вооруженностью от 20 до 30 единиц (таких 11). Здесь средний уровень убийств - 3,4;

— страны с вооруженностью от 10 до 20 единиц (таких 33). Средний уровень убийств - 9,6.

— страны с вооруженностью менее 10 единиц (таких 109). Средний уровень убийтсв - 11,8.

Уровень преступности и ее динамика зависят от ряда факторов, в частности от экономического развития страны, от благосостояния ее граждан, но если разбить все страны на группы по уровню ВВП на душу населения, то можно наблюдать в каждой группе ту же закономерность: чем больше вооруженность, тем меньше преступность, связанная с насилием.

Для группы с высоким ВВП (более 22,3 тыс. долларов США на человека) средний показатель уровня убийств в максимально вооруженных странах (верхняя половина списка) — 1,3, а в минимально вооруженных — 3

Для группы с низкими значениями ВВП (менее 2,6 тыс.) те же показатели равны соответственно 14,1 и 17,3

В группе со средним диапазоном уровня ВВП на душу населения (от 2,6 до 22,3 тыс.) средние показатели для верхней и нижней половины списка равны, но если взять по 10% стран из верхней и нижней его частей, то показатели будут соответственно 8,5 и 9,7.

Потребления алкоголя — фактор, который не может не влиять на уровень преступности. Однако страноведческий анализ показывает, что в странах с более высоким ВВП на душу населения потребление алкоголя в среднем выше, чем в бедных странах, поэтому в последних показатель уровня убийств несколько ниже.

Если разбить все страны на группы по потреблению алкоголя и посмотреть, работает ли в каждой тот же закон, то выяснится, что чем выше вооруженность, тем меньше насильственная преступность. В наиболее алкоголизированной группе стран (более 13 л. на душу населения в год) средний показатель уровня убийств для стран занимающих по вооруженности верхнюю половину списка — 1,6, а для нижней половины — 6,1.

Те же показатели для наименее пьющей группы равны, соответственно, 1,5 и 6,3. То есть и там и там, в менее вооруженных странах убийств больше и легальное вооружение населения может быть признано самостоятельным позитивным фактором влияния на криминогенную статистику.

Таким образом, снижение показателя уровня убийств при повышении вооруженности населения наблюдается как в бедных, так и в богатых государствах, как в пьющих, так и в непьющих.

Вместе с тем, наличие существующих ограничений перечня легального гражданского оружия самообороны не представляется оправданным. Так как уже доступное в гражданском обороне огнестрельное оружие обладает наибольшим боевым потенциалом, превосходя не длинноствольное нарезное огнестрельное оружие по дульной энергии (3000 Дж против 300-600 Дж), по дальности стрельбы и по поражающей мощности (90% вероятности летального исхода в случае попадания в корпус человека из гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия, против 10% подобной вероятности в случае не длинноствольного оружия). Риски массовых расстрелов, уже проявившие себя в существующем правовом режиме оружия, связаны с доступом к предметам повышенной опасности со стороны психически неуравновешенных лиц, что является проблемой их контроля, а не правового режима оружия. Так как даже в странах с более широким перечнем доступного гражданам легального оружия подобные криминальные ситуации происходят, как правило, при помощи уже легальных в России типов гражданского оружия. Вместе с тем, доступного сегодня гражданам оружие ограниченного поражения не может быть признано эффективным инструментом самообороны в силу технической усложнённости баллистической экспертизы выстрелов из подобного оружия вместе со слабым останавливающим действием подобных типов оружия самообороны. Опыт необходимой обороны в США, где накоплен наибольший зафиксированный опыт в этой области, показывает, что до 80% случаев успешной вооружённой гражданской обороны приходится на запрещённое в данный момент для гражданского пользования в России не длинноствольное нарезное огнестрельное оружие.

Опираясь на подобный мировой и национальный опыт, законопроектом предлагается расширить перечень легального гражданского оружия самообороны доступного населению прошедшему установленный отбор и лицензирование. Соответствующие изменения вносятся в статьи 3 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

Таким образом, положения законопроекта направлены на создание условий, обеспечивающих улучшение государственного контроля в сфере оборота оружия, снижения доли нелегального оружия в России и снижения количества насильственных преступлений.

О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7)

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, предусматривающего ответственность за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за их хищение или вымогательство, Пленум Верховного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я е т дать судам следующие разъяснения:

1. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 222–226 УК РФ, судам необходимо устанавливать, являются ли изъятые у него предметы оружием, его основными частями или комплектующими деталями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена указанными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона «Об оружии», устанавливающего основные правила регулирования отношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений.

При этом следует иметь в виду, что данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и на которые действие Федерального закона «Об оружии» не распространяется.

2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оружии» под оружием следует понимать устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели.

Применительно к статьям 222–226 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой и запирающий механизмы.

Под комплектующими деталями огнестрельного оружия, применительно к статьям 223 и 226 УК РФ, следует понимать как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222–226 УК РФ.

3. Следует учитывать, что гражданское гладкоствольное оружие, его основные части и боеприпасы к нему исключены из круга предметов преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена лишь статьей 222 УК РФ. Статьи 223–226 УК РФ такого исключения не содержат.

4. Под боеприпасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание.

К категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

5. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.

Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

6. Под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом:

предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, ножи складные, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.);

предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.).

7. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.

8. При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра, оборот которого Федеральным законом «Об оружии» запрещен.

9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсических веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее либо иное воздействие.

Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.

Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании части четвертой статьи 222 и части четвертой статьи 223 УК РФ за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом «Об оружии».

10. Судам необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены, помимо закона, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 222–225 УК РФ, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.

При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.

Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами Российской Федерации и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться нормами международного права.

При установлении вида оружия по правилам статей 2–5 Федерального закона «Об оружии» судам необходимо иметь в виду, что принятие государственными военизированными организациями на вооружение гражданского или служебного оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям статей 3, 4, 6 Федерального закона «Об оружии» и сертифицированных в соответствии со статьей 7 данного Закона, не является достаточным основанием для того, чтобы расценивать это гражданское или служебное оружие и патроны как боевые и привлекать лицо к ответственности за нарушение правил оборота боевого оружия.

11. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.

Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, ракетниц, газовых, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не те предметы, которые подверглись переделке.

Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.

Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных статьей 16 Федерального закона «Об оружии».

12. Ответственность по статьям 222, 226 УК РФ наступает за незаконный оборот, хищение либо вымогательство не только годного к функциональному использованию, но и неисправного либо учебного оружия, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения.

13. По смыслу закона под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.

Уголовная ответственность по статье 226 УК РФ наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

Хищение составных частей и деталей боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества или взрывные устройства (запалы, детонаторы, взрыватели и т.д.), следует квалифицировать по статье 226 УК РФ как оконченное хищение взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

14. Исключен постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7.

15. Предусмотренным статьей 226 УК РФ квалифицирующим признаком – хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.).

16. Хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств путем разбойного нападения (пункт «б» части четвертой статьи 226 УК РФ) следует считать оконченным с момента нападения с целью завладения этими предметами, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.

17. Учитывая, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующие ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 226 и 222 УК РФ.

18. В случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения либо вымогательства оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом.

19. Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренной примечаниями к статьям 222 и 223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов.

Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.

В случае добровольной сдачи указанных предметов лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 222 и 223 УК РФ, независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

20. Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по части второй статьи 338 УК РФ. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 226 и частью второй статьи 338 УК РФ.

21. При оценке степени общественной опасности содеянного и назначении наказания следует учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ завладения, вид, количество, боевые свойства и стоимость похищенного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

При назначении наказания за хищение указанных предметов, совершенное с использованием условий общественного бедствия, судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта «л» части первой статьи 63 УК РФ эти обстоятельства признаются как отягчающие наказание.

22. Судам следует повысить внимание к выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению хищений огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, реагируя в установленном законом порядке на каждый факт небрежного отношения к сбережению оружия лицами, которым оно вверено по службе, оставления без охраны или надлежащего оборудования мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, нарушения порядка их учета, выдачи, транспортировки, неправильного их использования и применения.

23. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ».

Если вы являетесь владельцем пневматического оружия или только собираетесь им стать, вам необходимо знать основные правила обращения с пневматикой. Вообще-то, при обращении с любыми механизмами нужно знать правила техники безопасности и особенности его эксплуатации, а если у вас в руках оружие, пусть даже пневматическое, то тем более.

Прежде всего необходимо сформировать у каждого владельца оружия понимания, чем он располагает. Что оружие это не средство запугивания, не средство угрозы, не средство повышения самооценки, не палочка-выручалочка. Оружие - это инструмент, сам по себе ни плохой, ни хороший. И применять его надо в соответствии с целевым назначением, иначе свойства оружия будут искажены.

В ваших же интересах посвятить некоторое время изучению несложных, но в тоже время очень важных правил техники безопасности, во-первых, чтобы обезопасить себя и окружающих от возможных травм. Во-вторых, чтобы избежать поломок и тем самым обеспечить долгую жизнь и работоспособность своему оружию.

В этом материале мы рассмотрим правила эксплуатации применительно к пневматическому оружию. Пневматика – это довольно широкий спектр оружия с разной конструкцией, принципом заряжания и с сильно отличающимися характеристиками. И везде есть свои тонкости. Но основные принципы применимы ко всем видам пневматического оружия.

1. Перед началом использования Вашего оружия обязательно прочтите внимательно инструкцию, прилагаемую к оружию, и убедитесь, что вы правильно ее поняли. Соблюдайте меры безопасности изложенные в паспорте (инструкции к оружию). Приступайте к стрельбе только после изучения устройства Вашего оружия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: