Глава 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под психологической работой?
2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития психологической работы в Российской армии.
3. Каково соотношение психологической работы и психологического обеспечения?
4. Какие группы проблем, характерные для современных условий, обусловливают общую направленность и задачи психологической работы?
5. Каковы основные задачи психологической работы в войсках?
6. Кто осуществляет общее организационно-методическое руководство психологической работой в войсках?
7. Каким принципам должна соответствовать психологическая работа для обеспечения ее эффективности?
1. Анцупов А. Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. — М., 2000.
2. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. — М., 1981.
3. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983.
4. Боенко А. В., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. — М., 1998.
5. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М., 1998.
6. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX вв — М., 1993.
28Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
7. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
8. Корф Н. О воспитании военачальников. — СПб., 1906.
9. Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник. 1922.
№ 17-18.
10. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.
11. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994.
12. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.
13. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000.
14. Таланкин А. А. Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА. - М., 1929.
15. Феденко Н. Ф., Галицкий А. Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов в воинских коллективах. — М., 1982.
16. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.
17. Хаханъян Г. Д. Основы военной психологии. — М., 1924.
2.1. Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога
На сегодняшний день одной из наиболее востребованных профессий является профессия психолога. В настоящее время более 150 вузов страны готовят соответствующих специалистов. Имеющийся опыт их подготовки в высшей школе убедительно доказывает, что образ будущей профессии выпускника должен быть таким же объектом формирования, как и профессиональные знания, умения, навыки и способы мышления. Целенаправленное формирование понимания будущими специалистами ценностных приоритетов профессиональной деятельности [во многом способствует достижению ими профессиональной самостоятельности, основанной на осмысленном и заинтересованном отношении к результатам своего труда.
Это обусловлено, в частности, тем, что процесс вхождения психологов в новую должность, выполнения ими профессиональных обязанностей оказывается на деле достаточно сложным, а порой и малоэффективным. В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после [окончания вуза, когда значительно изменяется тип и характер его взаимодействия с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправленного и контролируемого характера освоения норм профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает количество актов самостоятельного функционального самоопределения психолога, связанных с проблемными ситуациями его деятельности. В условиях дефицита внешней пролонгированной профессиональной ориентации психолога в нормах профессии возрастают требования к его личностно-профессиональному потенциалу, способности на основе углубленного самопознания, соотнесения своих личностных качеств с требованиями обеспечить адекватный выбор способа и меры профессионального вмешательства в жизнь другого человека.
Как показывают исследования профессионального становления психологов, эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий и факторов, со-ставляющих социальную ситуацию профессионального развития. При этом, наряду с периодами относительно стабильного профессионального функционирования, существуют критические периоды, связанные с разрешением тех противоречий,
30 ______________ Раздел \. Организация и ведение психологической работы в мирное время
которые обусловлены «движением» специалиста в социальной среде и особенностями условий профессиональной деятельности. К числу данных противоречий относятся:
• противоречия между реальным уровнем профессиональной компетентности и нормативными требованиями профессии;
• между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и критериев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц;
• между стремлением психолога к специализации в определенной области психологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункциональные обязанности;
• между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рамках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры, недостаточной эффективностью руководства процессом повышения профессиональной квалификации;
• между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью постоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; между ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на личность военнослужащего.
По оценке самих психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их становления, наибольшее негативное влияние оказывают:
• отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней;
• неопределенность и формальность критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психологов;
• большой объем разноплановых функциональных обязанностей, загруженность поручениями и обязанностями, не связанными напрямую с задачами профессиональной деятельности;
• недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога, субъективность в оценке его труда, некорректная постановка задач;
• слабая методическая и материальная обеспеченность психологической работы в воинских частях.
Отсутствие ясного представления о специфике профессиональной деятельности психолога у должностных лиц, недостаточное соответствие организационных структур потребностям их профессионального роста затрудняют выработку оптимальной модели функционирования психолога в системе профессионального взаимодействия с Другими субъектами психологической работы. Кроме того, размытость, а в ряде случаев отсутствие четких критериев оценки профессионализма психолога и предметного разграничения сферы его деятельности с деятельностью других специалистов затрудняют процессы его профессиональной идентификации и самоопределения, выступающие в качестве необходимой основы профессионального развития психолога.
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога ____ 31
Одним из важных целевых ориентиров, обусловливающим процесс профессиональной идентификации и самоопределения психолога, является модель, представляющая иерархию профессионально важных качеств данного специалиста. В психологии труда такая эмпирически обоснованная модель личности специалиста называется психограммой.
Таблица 1.2 Ранжирование качеств, выделенных как наиболее значимые для своей профессии,