Повестка дня
Приглашение-извещение,
Проблемы и перспективы научных исследований в Санкт-Петербургском университете
Заказ VIP-столов по тел. 2348830.
Билеты в кассах СКК и театральных кассах города.
Сайт чемпионата www. 21art.ru/dance.
Спонсор чемпионата — сеть магазинов «Пактор»;
Инфоспонсор — радиостанция «Северная
столица»
В такого рода приглашениях, публикуемых в СМИ, могут указываться и спонсоры мероприятия. Композиция приглашения напоминает композицию одного из журналистских жанров — информационной заметки, поскольку строится по принципу «перевернутой пирамиды» — основная информация о новостном событии заключена в лидер-абзаце.
Следующий пример приглашения, как и иллюстрация на с, 50, традиционен для личной рассылки:
Ректорат и Профсоюзный комитет Университета приглашают преподавателей и сотрудников принять участие в работе «Круглого стола» по теме:
Заседание «Круглого стола» состоится
1 ноября 2000 года в 15.00 в актовом зале Университета.
Темы, предлагаемые для обсуждения:
Кризисное положение финансирование естественно-научных явлений и пути выхода из него.
1.1 Материально-техническая база.
1.2 Организационная структура
1.3 Статус научного работника
2.Развитие научных исследований в сфере гуманитарных наук.
3.Проблемы внедрения результатов научных разработок в экономику.
Справки по работе «Круглого стола» можно получить по тел: 328-96-49
Извещение есть приглашение для определенной группы общественности, в данном случае акционеров как разновидности внутренней общественности. Такого рода тексты сейчас активно появляются на страницах периодических изданий.
Такой текст строится по жестким правилам и имеет свою структуру, определенную стилистику, тяготеющую к документам официально-делового стиля. К обязательным структурным элементам здесь относятся: информация об адресате и адресанте, пространственно-временные координаты; присутствует графическое выделение важных смысловых компонентов структуры текста:
Совет директоров
ПАООТ «Вибратор»
извещает акционеров, что годовое собрание состоится
23 июня 2000 года в 14.00 по адресу: Санкт-Петербург,
промзона «Парнас», 2-й Верхний переулок, д.5.
Начало регистрации в 13.00. Для регистрации необходимо
иметь паспорт (доверенность для юридических лиц
и представителей),
Дата составления списка акционеров, имеющих право на
участие в собрании, — 23 мая 2000 года.
1. Учреждение счетной комиссии.
2. Утверждение годового отчета за 1999 год
3. Разное.
С материалами к собранию акционеры могут ознакомиться по адресу: Санкт-Петербург, промзона «Парнас». 2-й Верхний переулок Д-5, ПАООТ «Вибратор», отдел кадров, по рабочим дням с 900 до 16.00. Тел, Для справок (812) 597-99-16. доб.110 («Смена», 23.05.2000}
В подобного рода приглашениях-извещениях акционерам, хотя официально так не всегда называемых (обычно в такого рода тексте сначала может указываться название организации, затем может следовать апеллятив-адресат), структура текста может иметь и иное строение:
Настоящим ЗАО Банк «МЕНАТЕП СПб» сообщает о проведении публичных торгов в форме открытого аукциона на следующих условиях:
1. Место проведения: Санкт-Петербург, Невский пр. д.1 (здание ЗАО Банк «МЕНАТЕП СПб);
1. Время проведения — 24 апреля 2000 года. 15.00:
2. Предмет торгов: простые векселя ОАО «Ленэнерго», серияЛЭ-98, срок погашения — по предъявлении, общая вексельная сумма —9.400.000 рублей, номинал векселя — не выше 500.000рублей (...)
Дополнительную информацию можно получить
по следующим телефонам:
326-39-08, 326-39-06, факс 326-39-21.
(Санкт-Петербургские ведомости, 22.03.2000)
Формально такие тексты можно отнести с довольно большой оговоркой к приглашениям, однако их смысловая структура соответствует оперативно-новостному жанру, где новостной повод — событие в жизни организации. Перед нами тип текста, предназначенный для внутренней общественности и имеющий свою определенную композицию и стилистическую структуру. (Ср., кстати Данные тексты с текстами заявления для СМИ) — см. 2.2.4.1, поводом для возникновения текста является как раз не обычное стандартное для организации событие, как собрание акционеров или публичные торги, а некая проблема, разрешению или отстройке от которой и посвящается текст заявления (для печати).
2.2. 1.24. Приглашение на специальное мероприятие.
Отдельно в жанре приглашения стоят приглашения на специальные мероприятия — события из мира культуры (выставки, презентации, премьеры). В этом случае большая роль отводится фантазии, креативным способностям PR-сотрудника составляющего такой текст и придумывающего его оформление. Приведем следующий пример приглашения на специальное мероприятие. В этом случае мы можем говорить, конечно, и о других функциях PR-текста — экспрессивной и эстетической.
Перед нами оформленный на двусторонней открытке текст! приглашения на премьерный просмотр фильма П.Лунгина «Свадьба»:
2.2. 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - «НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ
Исследовательско-новостные жанры PR-текста — это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. Хотя в 'текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, «акцент с новизны переносится на актуальность» (Основы творческой..,2000: 149).
Основными характерными признаками этой группы жанров будут следующие: фактологичность, релевентность, полнота и аналитичность.
К исследовательско-новостным жанрам собственно PR - текста относятся бэкграундер, лист вопросов-ответов; среди медиа-текстов это имиджевые статья и интервью.
2.2.2.1. БЭКГРАУНДЕР |
Бэкграундер (backgrounder) - текст, представляющий расширенную информацию текущего характера об организации, фирме и поддерживающий паблицитный капитал базисного субъекта PR.
Бэкграундер можно рассматривать как дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством. Бэкграундер отличается от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события, это «новость, не являющаяся сенсацией, о новых направлениях, о текущих мероприятиях» лещина 1997: 57), которую следует регулярно отсылать в СМИ, которая поможет журналисту «подробно и без искажений подготовить нужный материал для СМИ» (Чумиков 2000: 114). Бэкграундер •— это жанр, не претендующий на полноту анализа события, а наоборот, скорее, на широту его освещения.
Мы выделяем два вида бэкграундера: первый, являющийся самостоятельным и рассылаемый в редакции СМИ (его иногда называют аналитическим пресс-релизом), второй является составной частью пресс-кита и поддерживает основную информацию, содержащуюся в пресс-релизе.
Некоторые исследователи считают, что бэкграундер может содержать и информацию, которая традиционно ложится в рамки факт-листа (о профиле организации, ее истории, описание товаров и услуг) (Чумиков 2000: 113-114).
Е.Блажнов пишет о бэкграунде (так! — А.К.) как о разновидности тематического досье, которое «сосредотачивает материалы, относящиеся к происхождению актуальной проблемы»! (Блажнов 1994, 4: 55), относя сюда тексты, определяемые как факт-лист, биография. В любом случае бэкграундер — это прежде всего связный текст (так, например, факт-лист может ограничиваться только перечислением фактов, не «упакованных» в форму предложения)
Укажем особенности оформления и композиции бэкграундеров. Они обычно оформляются на бланке с логотипом организации.
В текущем бэкгаундере, подлежащем рассылке в СМИ, дата обычно указывается, как, например, в трехстраничном бэкграундере, поддерживающем пресс-релиз, посвященный встреча Санкт-Петербургской Ассоциации барменов с президентов международной Ассоциации барменов: «Санкт-Петербург. 31 июля 2000 г.». Нужно сразу отметить, что в самом бэкграундере, еле дуя законам жанра, новостной повод никак не упоминается: текст содержит информацию о Международной Ассоциации барменов, ее президентах и последних важных решениях Ассоциации.
Второй тип бэкграундера (составная часть пресс-кита), естественно, не имеет ни указания на дату распространения, ни телефонов контактных лиц: это объясняется неоперативным характером передаваемой информации.
Структурно-композиционные принципы по строения, бэкграундера относительно свободны. Бэкграундер имеет заголовок; информационный повод заключается не в лид-абзаце, который, кстати, может отсутствовать в данном жанре текста. Новостной повод в бэкграундере подвергается детальной проработке, разъяснению; могут присутствовать, и в достаточно большом количестве, авторитетные мнения должностных лиц. Наличие заключительной части обязательно, которая, кстати, может быть графически выделена. В отличие от пресс-релиза бэкграундер должен иметь закрытую текстовую структуру.
Рассмотрим бэкграундер из пресс-кита, посвященного подведению итогов рекламной компании «Магlbого. Навстречу приключениям!», имевшей своей целью продвижение сигарет «Магlbого» на российском рынке.
Компания «Филипп Моррис» открывает свое крупнейшее производство в Регионе «Восточная Европа»
15 февраля 2000 г. компания «Филипп Моррис», лидер табачного рынка, открыла под Санкт-Петербургом фабрику «Филипп Моррис Ижора» — новое производство, оснащенное по последнему слову техники и способное выпускать продукцию высшего международного качества. Фабрика является крупнейшим на сегодняшний день инвестиционным проектом компании в Восточно-европейском регионе. Это также и самый крупный проект по строительству нового предприятия в сфере производства потребительских товаров в Восточной Европе.
Строительство новой фабрики началось 28 мая 1998 года и было завершено в 3-м квартале 1999 года, после чего был осуществлен монтаж оборудования. Фабрика «Филипп Моррис Ижора», объем инвестиций, в которую превысил 330 млн. долларов США, расположена на 50 гектарах земли в Ленинградской области и представляет собой предприятие полного цикла, оснащенное самым лучшим на сегодняшний день оборудованием. Планируемый объем производства для российского рынка — 25 млрд. сигарет в год. Филипп Моррис Ижора» производятся знаменитые международные марки сигарет: Marlboro, Chesterfield и L&М, качество которого полностью отвечает международным стандартам.
«Мы установили на нашей новой фабрике самое современное
оборудование и пригласили на работу высококвалифицированных специалистов, чтобы обеспечить российских потребителей продукцией высочайшего качества», — отметил на торжественной церемонии открытия фабрики директор проекта «Филипп Моррис Ижора» Ги Гуфферс.
«Российский рынок очень важен для нашей компании, и российские потребители достойна продукции самого лучшего качества. Фабрика «Филипп Моррис Ижора» позволит производить сигареты высочайшего качества, которым наша компания славится во всем мире», — сказал на открытии президент «Филипп Моррис» по региону «Восточная Европа» Андрэ Калантзопулос.
Компания «Филипп Моррис» присутствует на российском табачном рынке более 25 лет; в 1975 году компания подписала соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Государственным комитетом по науке и технике СССР. В России работают два производственных предприятия — «Филипп Моррис Нева» в Санкт-Петербурге и ОАО» Краснодэртабакпром» в Краснодаре, в крупнейших городах страны действуют 18 представительств компании. Общий объем производственных инвестиций «Филипп Моррис» в России составил 500 млн. долларов США.
Сегодня на российском рынке представлены такие марки сигарет компании «Филипп Моррис», как Marlboro, Parliament, Virginia Slims, Philip Morris Lights и L&M, Chesterfield, и «Союз-Аполлон».
Компания «Филипп Моррис» имеет долгосрочные планы в России. Уже на российских фабриках и в представительствах работают более 2000 человек.
В России «Филипп Моррис» также известна своей благотворительной деятельностью и активной поддержкой различных культурных, социальных и образовательных программ.
«Филипп Моррис Компаниз Инк.» — ведущая 8 мире компания-производитель фасованных потребительских товаров, выпускающая и занимающаяся сбытом свыше 3000 хорошо известных табачных, продовольственных и пивных марок в более чем 150 странах мира.
«Филипп Моррис» является крупнейшей в мире компанией по производству сигарет, второй в мире по производству продуктов питания и третьим, крупнейшим в мире производителем пива. По всему миру в подразделениях «Филипп Моррис» занято свыше 137 000 сотрудников.
В данном бэкграундере вся информация подчинена новостному поводу, открытие нового производства. В этой связи данный новостной повод «расширяется» благодаря указанию на характер и особенности данного нового производства, специфику продвижения бренда на российском рынке, позицию фирмы на мировом рынке. В тексте мы видим речевое выражение причинно-следственных связей.
Следующий бэкграундер посвящен деятельности Клуба Петербургских рекламодателей. Характерной его особенностью является обилие цитат - мнений членов Клуба, им предшествует «обширная преамбула: