double arrow

Биография — жанр PR-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне


Успеху фарфора с берегов Невы во многом способствуют его создатели — художники и скульпторы. Творчество каждого из них индивидуальное, органично сочетающее лучшие традиции неповторимой школы искусства русского фарфора с лучшими современными достижениями.

Служить делу национальной промышленности и национального искусства — с этой целью дочь Петра Великого императрица Елизавета в 1744 году учредила первую в России Порцелиновую мануфактуру. Здесь талантливый ученый Д.И. Виноградов создал первый русский фарфор. Замечательные произведения из этого удивительного хрупкого материала, созданные на Ломоносовском фарфоровом заводе, являются уникальной культурной летописью не только нашего города, но всей России.

Состав первого русского фарфора и глазурей, а также технология их изготовления были разработаны русским ученым Д.И. Виноградовым применительно к отечественному сырью — глинам Гжельского месторождения, Олонецкому кварцу и алебастру.

Большой заслугой Д.И.Виноградова явилась подготовка первых русских мастеров фарфорового дела, состоявших, в основном, из крепостных людей. Один из них — Никита Воинов — в течение шести лет после смерти Виноградова был техническим руководителем производства. Первыми живописцами мануфактуры были ученики Академии Художеств.

Завод поставлял фарфор исключительно для царского двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами был небольшим. Изделия завода стоили очень дорого и в продажу почти не поступали.

Наиболее интересные предметы были изготовлены с 1750 по 1820 годы, когда к созданию форм и декорированию изделий были привлечены крупные мастера Академии Художеств. В последующие годы связь завода с Академией наук сокращается.

В начале XX века завод реконструируется, начинается освоение сложных и крупных фарфоровых изделий.

В 1915 году характер производства резко меняется: в связи с войной прекратились поставки в Россию фарфоровых изделий технического назначения из Германии и Англии, и завод начинает выпускать лабораторную посуду, жаростойкие фарфоровые трубы, пироскопы, автосвечи и т.п.

С 20-х годов завод концентрирует свою деятельность на разработке технологии и промышленном выпуске наиболее сложных изделий технического назначения, а также художественного агитационного фарфора, созвучного этой эпохе.




Художественные изделия, созданные в первые послереволю­ционные годы, экспонировались за границей: 1920 год — в Риге, 1921 году — в Лондоне, в 1923 году — в Лионе и Ревеле, где агитационный фарфор был удостоен золотой медали.

В создании фарфора принимали участие С.Чехонин, Н.Данько, М.Лебедева, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин и другие именитые художники.

На Всемирной выставке в Париже 1925 году изделиям завода была присуждена золотая медаль. В том же году по случаю праз­днования 200-летия Российской Академии Наук заводу было при­своено имя М.В.Ломоносова.

После окончания Второй мировой войны полностью восстанавливается исторически сложившийся профиль завода — выпуск высококачественных изделий бытового назначения и уникальных произведений для украшения интерьеров дворцов культуры, правительственных и общественных зданий.

1958 году на Международной выставке в Брюсселе заводу за художественные фарфоровые изделия присуждается золотая медаль; а группа художников отмечается золотыми и серебряными наградами.

В 1980 годув знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова был награжден Международной почетной премией «Золотой Меркурий».

К столетию завода, в 1844 году,был открыт музей фарфора. Более полутора веков здесь формировалась единственная в мире уникальная коллекция. Она постоянно пополняется новыми работами художников. Артистичный, эмоционально образный, с вековыми традициями мастерства, художественный фарфор с маркой «ЛФЗ» был и продолжает оставаться первым фарфором России.



«Артистизм, прекрасные традиции мастерства, яркая природная выразительность...» — так охарактеризовали продукцию завода организаторы выставки-продажи изделий известных европейских предприятий, которую проводила в Лондоне крупнейшая торговая фирма «Хэрроудс».

Несомненное достоинство приведенного факт-листа — графическое выделение хронологии событий, легших в основу текста, его «литературная обработанность», поскольку хронология, событий могла бы подаваться в виде номинативных предложений. Как это нетрудно заметить, данный факт-лист содержит элементы публицистического текста (последние два абзаца, в которых приводится оценка продукции предприятия) и может быть готовым для его публикации в прессе. PR-практика предлагает и такой (нестандартный) вариант факт-листа, который, конечно, имеет право на существование, поскольку, на наш взгляд, речь идет о приращении паблицитного капитала фирмы, выпускающей прежде всего предметы искусства.

Современная практика дает довольно большое количество не только жанровой конвергенции (объединения, «переплетения»), но и примеры неудачного выбора жанровых рамок текста. Следующий пример — это трехстраничный бэкграундер, посвященный проведению конкурса «Высокий стиль интерьера», который, по сути, содержит ряд факт-листов «под одной крышей», и без графического выделения содержательных частей он крайне неудобен для быстрого (оперативного) поиска необходимых сведений:

История конкурса «Высокий стиль интерьера»

Открытый конкурс архитекторов и дизайнеров «Высокий стиль интерьера» ведет свою историю с весны 1995 года. Почти пять лет назад впервые в Санкт-Петербурге мебельный салон «АПИТ» организовал и провел в Музее Академии художеств широкомасштабную выставку «Высокий стиль интерьера». На этой выставке была представлена эксклюзивная мебель, выполненная по чертежам выдающихся западных дизайнеров Райта, Макинтоша и Ле Корбюзье. Это событие сыграло большую роль в привлечении внимания к искусству интерьера и легло в основу его развития и популяризации в Санкт-Петербурге.

В июне 1997 года в Академии художеств прошла вторая выставка «Высокий стиль интерьера». На этот раз свои работы (мебель высокого стиля) в Санкт-Петербурге представил итальянский архитектор Марио Беллини. Выставка «Высокий стиль интерьера» обрела еще большую популярность. Она привлекла внимание петербургских дизайнеров и архитекторов, получивших прекрасную возможность в очередной раз познакомиться с творчеством европейских специалистов.

В ходе проведения выставки у Марио Беллини и представителей мебельного салона «АПИТ-Премьер» возникла идея заинтересовать петербургских дизайнеров и архитекторов в развитии искусства интерьера в нашем городе. К этому моменту все ясно ощущали потребность выйти за пределы таких отношений, когда реализованные проекты интерьеров помещений оставались достоянием лишь дизайнера, клиента и очень узкого круга лиц. Необходимо было ознакомить с этим искусством более широкую аудиторию.

Организаторы поставили перед собой задачу возродить искусство петербургского интерьера. Таким образом, на проходившей в1997году выставке «Высокий стиль интерьера» сформировалась группа организаторов будущего конкурса дизайнеров и архитекторов: Союз дизайнеров Санкт-Петербурга, журнал «Мир дизайна», мебельные салоны «АПИТ-Премьер», «Hall Oscar». Тогда же организаторы объявили о проведении первого в истории Санкт-Петер-бурга Открытого конкурса архитекторов и дизайнеров «Высокий стиль интерьера». Маэстро Беллини стал председателем жюри конкурса.

Уже с момента проведения первого конкурса определились его принципиальные отличия от ряда других, проводившихся в России сии и в других странах. К участию в конкурсе принимались только реализованные проекты интерьеров, сданные в эксплуатацию кмоменту подачи заявки. Всем представленным проектам присваивается индивидуальный код, под которым они рассматриваются до публичного объявления результатов конкурса.

В 1997 году принимались проекты интерьеров, созданных за последние 10 лет. В первом конкурсе было рассмотрено 18 проектов. Жюри конкурса неотступно следовало поставленным задачам. В декабре 1997 года были подведены итоги первого конкурса «Высокий стиль интерьера» и определены 5 победителей.

Первый опыт проведения конкурса был признан достаточно успешным, но первый приз члены жюри не присудили никому. Этим еще раз была подчеркнута такая важная задача конкурса, как выявление подлинных образцов высокого стиля и профессионализма в искусстве петербургского интерьера.

В 1998 году конкурс «Высокий стиль интерьера» был проведен во второй раз, став, таким образом, ежегодным. Временные рамки реализации проектов были значительно сужены. К участию допускались проекты интерьеров, реализованных петербургскими дизайнерами и архитекторами за предшествовавшие пять лет. Они представили около 30 проектов, уровень которых был значительно выше по сравнению с опытом 1997 года. Это свидетельствовало о некоторых положительных сдвигах в мире петербургского интерьера, произошедших с момента проведения конкурса впервые. На этот раз все ценные призы нашли своих обладателей.

В 1999 году Открытый конкурс «Высокий стиль интерьера» проводится в третий раз. Статус конкурса значительно изменился по сравнению с предыдущими годами. Впервые привлечены к участию дизайнеры и архитекторы из других городов России.

Все конкурсные проекты реализованы не ранее 1998 года. На этот раз их число заметно возросло. К участию в конкурсе представлено почти 40 проектов интерьеров, созданных более чем 60 архитекторами и дизайнерами. Они выступили как индивидуально, так и в составе творческих коллективов.

В 1999 году конкурс «Высокий стиль интерьера» проводится по 3 номинациям:

1. Жилой интерьер (квартиру, особняки и т.п.);

2. Общественный интерьер (офисы, магазины, рестораны, дискотеки и т.п.);

3. Декорирование интерьера.

Последняя номинация является одним из нововведений 1999 года. Она не предполагает архитектурной перестройки помещений и связана только с их внутренним убранством.

В каждой из номинаций будут вручены 3 ценных приза. Также впервые учреждены два специальных приза: «Использование в интерьере мебели от «АПИТ-Премьер» и «Использование в интерьере мебели от «Hall Oscar». За лучшую работу по итогам конкурса будет вручен гран-при.

В составе жюри конкурса— 9 известных специалистов в области дизайна и архитектуры из России, Италии и Франции:

Анжелуччи Джакомо— архитектор, декоратор (Италия).

Ефимов Андрей Владимирович — доктор архитектуры, профессор МАрхИ, главный художник г. Москвы.

Ефремов Сергей Васильевич — генеральный директор «Hall Oscar».

Михайлов Григорий Владимирович — руководитель персональной творческой архитектурной мастерской.

Попов Владимир Васильевич — председатель Санкт-Петербургского Союза архитекторов России.

Ревзин Григорий — зам. главного редактора журнала «Проект Россия».

Санжаров Владимир Борисович — председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Сердюк Герман Григорьевич — генеральный директор ООО «Мегамебель».

Спиридонов Евгений Игоревич — директор журнала «Мир дизайна».

Файф Гарри — государственный архитектор Франции, скульптор, представитель журнала «Мир дизайна» во Франции.

В данном случае многостраничный факт-лист мог бы быть разделен на несколько частей (факт-листов), имеющих свои заголовки: «История конкурса „Высокий стиль интерьера"»; «Конкурс „Высокий стиль интерьера" в 1999 году» с возможным выяснениемрубрик «Номинации конкурса»; «Жюри конкурса».

Факт-лист оформляется иногда как сопровождающий пресс-релиз под характерной рубрикой «Справка». (Кстати, именно так подаются в периодической печати материалы справочного характера, которые мы также можем назвать факт-листом. Но об этом мы скажем в части пособия, посвященной соответствующим текстам — медиа-текстам.) Итак, пример комбинации пресс-релиза с факт-листом:

Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги работы предприятия за 4 квартал 1999 года.

Предприятия группы «Илим палп» за 4 квартал 1999 года произвели продукции на сумму около 2,9 млрд. рублей, их суммарная балансовая прибыль составила 698 млн рублей. В конце января на базе Котласского ЦБК были подведены итоги работы группы в 4 квартале 1999 года, Победителем в соревновании между предприятиями холдинга стал Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат.

За 4 квартал 1999 года предприятие произвело продукции на сумму более 282 млн рублей, что на 92 млн рублей больше, чем за; аналогичный период 1998 года. За три месяца прошлого года комбинат произвел почти 27 тыс. тонн продукции, а балансовая прибыль СПБ КПК составили 63,2 млн рублей, что превысило показатели 199 года на 52 млн рублей. Комбинат производит почти всю картонную упаковку, используемую в Северо-Западном регионе России.

Второе место в соревновании заняло АО «Котласский ЦБК». В четвертом квартале прошлого года предприятие произвело продукции на сумму почти 1,5 млрд. рублей, что на 0,8млрд. рублей больше, чем за аналогичный период 1998 года. За три месяца комбинат изготовил 172 тыс. тонн продукции, почти в 2 раза превысив показатели 199 года. Балансовая прибыль КЦБК в четвертом квартале 1999 года составила 420 млн рублей, что на 225 млн рублей больше, чем в предыдущем году.

И третье место досталось АО «Братсккомплексхолдинг». В четвертом квартале 1999 года предприятие произвело 140 тысяч тонн продукции на сумму, превышающую 1,1 млрд. рублей. Балансовая прибыль лесопромышленного комплекса составили 214 млн рублей.

Справка:

ЗАО «Иллим Палп Энтерпрайз» зарегистрировано в 1992 году. Компания владеет контрольными пакетами акций АО «Котласский ЦБК», АО «Братсккомплексхолдинг» и АО «Санкт-Петербургский КПК».

ОАО «Котласский ЦБК» — крупнейшее в Европе предприятие целлюлозно-бумажной промышленности, производящее окало 20% всей отечественной целлюлозы и около 15% картона и бумаги, изготавливаемого в России. ОАО «Братсккомплексхолдинг» — холдинговая компания, занимающаяся заготовкой и комплексной переработкой древесины. Сейчас в состав холдинга входят целлюлозно-картонный комбинат, лесоперерабатывающий комбинат, более 10 предприятий по заготовке леса. «Братсккомплексхолдинг» производит более 20 % российской целлюлозы и около 10 % картона.

ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат» — крупнейшее в России предприятие по выпуску коробочного картона из макулатуры, вырабатываемый на комбинате картон и полиграфическая продукция заслужили внимание и высокую оценку на крупнейших российских ярмарках: золотая медаль на выставке «лабаз Сибири» на Сибирской ярмарке, почетные дипломы на выставках «Росупак» в Москве, «Тара и упаковка» в Нижнем Новгороде, Минске и Уфе, на выставках «ПАП ФОР» и «Современная упаковка» в Санкт-Петербурге.

Дирекция по коммуникациям ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз»

Тел/факс 118-41-08 E-mail pr(@ре.spb.su.prchief@peterlinr.ru.

Представленный текст составляет полтора листа, поэтому факт-лист, обозначенный как «Справка», несомненно, мог бы быть напечатан на отдельной странице. Следует, однако, сказать, что на практике такие листы-справки набираются более мелким кеглем или иным шрифтом.

Факт-лист — возможный и частотный компонент комбинированного PR-текста — буклета, проспекта, брошюры. Так, например, пресс-кит, посвященный выпуску нового вида коллекционной водки предприятием ЛИВИЗ, содержит и фирменный буклет, В этом буклете представлены рекламные материалы о ликероводочной продукции предприятия, а также 4 небольшие факт-листа: «История» (история ЛИВИЗа), «Гарантия качества» (описание технологии производства высококачественной продукции), «ЗАО «Ливиз» — это» (характерные особенности предприятия и его продукции), «ООО «Торговый дом «Ливиз» это» (специфика работы с клиентом фирмы). Информация в этом буклете считывается быстро, что и является характерной особенностью этого жанра.

2.2.3.2. БИОГРАФИЯ

Биография как «опорный фактический материал» используется при кадровых изменениях в организации, при инициативных действиях должностного лица организации, его смерти (некролог как разновидность жанра будет рассмотрен ниже).

Биография в целом представляет сведения о рождении, образовании, трудовом пути, различного рода наградах, семейном положении должностного лица.

Сотрудники PR-отделов должны иметь биографические списки не только руководителей фирм, компании, но всех других лиц, которые могут влиять на репутацию организации. Рекомендуется также иметь биографии и всех тех, кто каким-либо образом сыграл заметную роль в становлении компании (Доти 1996:43): составление буклетов об организации, фирме является одной из технологических компонент PR-структуры, когда сведения об истории субъекта PR представлены и биографическими данными сотрудников организации, ее первых и должностных лиц.

Набор биографических сведений в этом жанре может быть различным. Так, например, в биографии участника пресс-конференции будет указан минимум неофициальной информации, касающейся увлечений, семейного положения, поскольку это не поддерживает паблицитный капитал персоны; во многих случаях биография будет представлять лишь этапы профессиональной деятельности. Если персона представляется общественности «в менее официальном свете», то в тексте будут присутствовать данные о хобби, увлечениях, возможно, наградах. (Кстати, в резюме мы увидим такие компоненты текста, как хобби, увлечения. Резюме нельзя считать PR - текстом, поскольку резюме дает информацию об индивидууме как о самостоятельной персоне, не представляющей интересы определенной корпорации).

В своем традиционном, неизмененном виде биографию можно увидеть в качестве составляющей пресс-кита, а также в текстах политического PR. Часто биографии сопровождаются имиджевыми фотографиями.

В политической рекламе выделяют две подгруппы внутри жан­ра биографии: биографию-конспект и биографию-рассказ (Егорова-Гантман, Плешаков 1999:65-72).

Биография-конспект представляет события в хронологическом порядке, «упор делается на факты и даты» (Там же, с. 66). Пример биографии-конспекта мы увидим в пресс-ките, посвященном открытию компанией ВЕХО нового автомобильного салона и сервис-центра (содержание пресс-кита см. в 2.2.6), где, указываются лишь «этапы профессионального роста» персоны в виде перечисления должностей:

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: