Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу для жизни или здоровья граждан либо работника милиции




ЗАПРЕЩАЕТСЯприменять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние.

Работники милиции ИМЕЮТ ПРАВО использовать оружие для подачи сигнала тревоги либо вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан либо работников мили­ции.

КОММЕНТАРИЙ:

Применение огнестрельного оружия является крайней мерой. Работникам милиции следует приложить все усилия для того, чтобы огнестрельное оружие не применять, решая служебные задачи другими способа­ми. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда правонару­шитель совершает вооруженное сопротивление либо другим способом ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, и когда другие меры, которые имеют менее исключающий характер, недостаточны для прекращения правонарушения либо задержания подозреваемого правонарушителя.

Статья 15 Закона Украины «О милиции» регламентирует применение табельного огнестрельного оружия работниками милиции. Однако, по этим же правилам следует использовать огнестрельное оружие, отобранное у правонарушителей, а также охотничье оружие, которое может находится в собственности сотрудника милиции.

Перечень случаев, когда применение огнестрельного оружия будет правомерным, изложенный в ст. 15 Закона Украины «О милиции», является исчерпывающим и расширенному разъяснению не подлежит.

В случаях, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 15, а также в ч. Зет. 15, нанесение лицу ущерба огнестрельным оружием НЕДОПУСТИМО. Поврежденным может быть только имущество (п. 6 ч. 1- транспортное сред­ство, ч. 3 - животное), в других случаях работники милиции, применяя оружие, могут делать выстрелы на поражение (вплоть до лишения

• попытку нанести удар бутылкой; жизни) по лицу, которое имеет намерения совершить преступление либо задерживаться работниками милиции.

Пункт 1 ч. 1 ст. 15 предоставляет работникам милиции право применять огнестрельное оружие для защиты граждан от нападения, которое угрожает их жизни и здоровью, а также в случаях освобождения заложников.

В судебной практике угрожающим для жизни либо здоровья признается нападение, которое привело или могло привести к смерти, тяжелым, средней тяжести или легким телесным повреждениям, которые яви­лись причиной кратковременного расстройства здоровья или кратковременной потери трудоспособности.

Обстоятельствами, которые свидетельствуют об угрозе для жизни и здоровья граждан, следует призна­вать:

• применение холодного и огнестрельного оружия;

• нанесение ударов в жизненно важные органы;

• нанесение ударов одному гражданину со стороны группы правонарушителей;




• нанесение ударов, после которых лицо не в состоянии подняться и не подает признаков жизни;

• наезд или попытка наезда автотранспортом;

• применение при нападении разнообразных технических средств;

• обливание горючей или химической жидкостью;

• бросание камней в граждан;

• попытку сбросить гражданина с высоты:

• выталкивание лица из транспортного средства, которое движется;

• попытку совершить поджог или взрыв объекта, в котором находятся люди.

Вооруженной защите работника милиции от нападения, опасного для жизни или здоровья граждан, подлежит любое лицо, независимо от моральных качеств, политических взглядов, гражданства и каких-либо других критериев.

Заложником является лицо, которое насильно лишено свободы (захвачено и удерживается в таком состоянии против его воли любым лицом или группой лиц), под угрозой убийства, причинения телесных повреждений, дальнейшего удержания или совершения других насильственных действий с целью заставить третью сторону к каким-либо действиям.

Заложник может физически удерживаться лицом, которое совершило захват (правонарушитель пря­чется за заложником, предъявляет свои требования, а в случае их невыполнения угрожает применением против заложника оружия), в каком - либо помещении, транспортном средстве, контейнере, на участке земли до выполнения выдвинутых преступником требований.

Применение огнестрельного оружия допускается только против тех лиц, которые непосредственно берут участие в захвате заложников, или своими действиями каким-нибудь способом отрицательно влияют на состояние здоровья заложников.



Пункт 2 ч.1 ст. 15 предоставляет право применять оружие для отражения нападения на работника либо членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность.

Закон Украины «О милиции» значительно усилил правовую защищенность работников милиции, вывел их на один уровень со всеми гражданами в правовых гарантиях в отношении защиты их жизни и здоровья. Об этом говорится и в ст. 21 Закона Украины «О милиции», которая гарантирует работнику милиции и членам его семьи защиту их жизни, чести, достоинства от преступных посягательств и других противоправных действий.

Из содержания данной статьи следует, что огнестрельное оружие может быть использовано для отра­жения не какого-нибудь нападения на работников милиции, а только такого, которое создает опасность для их жизни либо здоровья, а также жизни и здоровья членов их семей. Критерии, которые определяют наличие опасности для жизни и здоровья граждан, распространяются на работников милиции без исключений.

Мотивы нападения на работников милиции (хулиганские побуждения, избежание задержания, овладе­ние оружием и др.) не влияют на право применения оружия.

Оружие может быть использовано только для пресечения нападения на работников милиции, а не других правонарушений против работников милиции (злостное неповиновение законному требованию, ненасильственного сопротивления и др.).

Не будет правомерным применение огнестрельного оружия в случаях, когда возможно причинение ущерба, явно несоизмеримого с опасностью нападения либо обстоятельствами защиты (например, примене­ние огнестрельного оружия в случаях нападения на работника милиции со стороны тяжелобольного челове­ка или лице, которое находится в состоянии сильного опьянения, что делает нереальным осуществление угроз). В таких случаях нужно решать служебные задачи ненасильственным путем либо использовать физи­ческое воздействие или спецсредства.

Пункт 3 ч.1 ст. 15 предоставляет право применения огнестрельного оружия для отражения нападения на объекты, которые охраняются, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и обще­ственных учреждений, предприятий и организаций, а также освобождения их в случае захвата.

Лица, совершающие нападение на жилые помещения граждан, помещения государственных, обще­ственных учреждений, предприятий и организаций, своими действиями ставят под угрозу нормальный ритм работы учреждений, предприятий, организаций, иногда целых отраслей народного хозяйства, населенных пунктов, регионов, причиняют ущерб имуществу, угрожают жизни и здоровью граждан.

Под нападением следует понимать насильственные действия, которые выражаются во вторжении, то есть открытом проникновении в помещение вопреки установленному режиму работы объекта, действую­щим правилам пропускного режима, требованиям должностных лиц, либо воле лиц, которые в этих помеще­ниях проживают.

Нападением также следует считать насильственные действия, которые не связаны с вторжением в помещение, но направлены на его повреждение или уничтожение.

При решении вопроса о применении оружия при условиях, указанных в п. 3 ст. 15 Закона Украины «О милиции», не имеет значения цель, с которой было осуществлено нападение и другие квалифицирующие обстоятельства (вооруженность нападающих, их количество и др.). Из содержания статьи выходит, что нападение может быть сопряжено с завладением имущества и без него.

Применение оружия правомерно лишь во время реального нападения, то есть такого, которое проис­ходит в пределах какого-нибудь времени. Оно начинается с непосредственной реальной угрозы его выполне­ния и заканчивается в момент пресечения его защитой или самим посягающим.

Работник милиции, который применяет оружие для отражения нападения, должен не только предви­деть его неизбежность, но и осознавать необходимость принятия защитных действий.

Субъективное представление работника милиции о начале нападения должно базироваться на учете фактических обстоятельств конкретного случая. При оценке опасного состояния лица, которое отражает нападение, следует учитывать реальность немедленного перехода угрозы в нападение.

Право на отражение нападения возникает не только в момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения.

Нападение не перестает быть реальным, если оно только приостановлено и в каждую минуту может начаться опять. Нападение считается законченным, если оно пресечено защитой или прекращено самим посягающим.

Пункт 4 ч. 1 ст. 15 предоставляет право применить оружие для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося бежать.

Закон оговаривает возможности применения оружия работниками милиции против лица, которое застали при совершении тяжкого преступления, наличием следующих обстоятельств:

• работник милиции лично застал лицо при совершении преступления. Применение оружия работни­ком милиции на основании свидетельств потерпевших и свидетелей (даже в том случае, если они прямо указали на лицо как на то, что совершило преступление), не может быть признано правомерным;

• лицо, которое совершило или совершало тяжкое преступление, на глазах работника милиции пытает­ся бежать, то есть оставить место происшествия, в том числе и с помощью транспортного средства, или еще до задержания работником милиции или, будучи задержанным, совершает попытку убежать во время дос­тавления в органы милиции или во время пребывания там в период, необходимый для принятия решения в установленном порядке о его задержании;

• обстоятельства происшествия дают работнику милиции основания считать, что данное лицо только что совершило, совершает или покушается на совершение тяжкого преступления.

Исчерпывающий перечень тяжких преступлений содержит ст. 7' УК Украины.

Закон не требует от работника милиции, который застал лицо при совершении тяжкого преступления, исчерпывающей юридической квалификации этого преступления. Однако, во всех случаях необходимо, чтобы работник милиции, принимая решение о применении оружия против лица, которое он застал при совершении тяжкого преступления, был уверен, что в действиях лица, которое задерживается, имеются признаки тяжкого преступления.

Пункт 5 ч.1 ст. 15 предоставляет право применить оружие для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, пытается бежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, что угрожает жизни и здоровью работника милиции.

Вооруженное сопротивление работнику милиции является самостоятельным основанием для примене­ния работником милиции оружия.

ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - это активное противодействие какого-либо лица осуществ­лению работником милиции своих служебных полномочий, сопряженное с применением или угрозой приме­нения огнестрельного, холодного оружия, а также других предметов и вещей в качестве оружия.

ОРУЖИЕ - это предметы и приспособления, предназначенные для попадания в живую цель, и не имеют другого предназначения.

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ - это любое оружие, поражающие качества которого обуславливаются действием снаряда, который получает ускорение силой пороховых газов.

К предметам, которые используют правонарушители при оказании сопротивления в качестве оружия, можно отнести те, которыми можно нанести телесные повреждения, опасные для жизни и здоровья человека. Как показывает практика ими могут быть: камень, палка, бутылка, кухонный нож, вилы, лом, топор, лопа­та, молоток, шило, велосипедная цепь, лезвие, газовый пистолет, сильнодействующие вредные химические вещества, другие предметы и механизмы.

В то же время, не могут рассматриваться как предметы, использованные в качестве оружия: ведро, сумка, обувь, книга и др., даже в том случае, если ими были нанесены удары работнику милиции,

Вооруженным следует считать и такое сопротивление, которое осуществляется с применением заведо­мо непригодною оружия или его имитации, если в обстановке, которая сложилась, работник милиции не мог и не должен быть воспринимать его как непригодное или имитацию оружия. Побег из-под стражи является преступлением, которое предусмотрено ст. 183 УК Украины. По содержанию ст. 183 УК Украины не имеет значения вид преступления, в связи, с которым лицо пребывает под стражей.

Лицом, которое пытается бежать из-под стражи, следует считать лицо, которое было осуждено к лишению свободы или находится в предварительном заключении. Учреждениями для содержания лиц, в отношении которых предупредительной мерой является взятие под стражу, есть следственные изоляторы Министерства внутренних дел, службы безопасности, а также тюрьмы Министерства внутренних дел, кото­рые выполняют и функции следственных изоляторов. В отдельных случаях, которые определяются потребно­стью в проведении следственных действий, эти лица могут пребывать в изоляторах временного содержания или на гауптвахте (ст. 4 Закона «О предварительном заключении» от 30 июня 1993 г.).

Под побегом понимается самовольный уход лица, которое отбывает наказание в виде лишения свобо­ды или пребывает под стражей как подозреваемое, обвиняемое или подсудимое, с места, где оно пребывает, с целью постоянного или временного уклонения от дальнейшего пребывания в нем.

При побеге из-под стражи оружие применяется к:

а) осужденному к лишению свободы, который находится в местах лишения свободы (во время отправ­ления этапом, выполнения работ вне зоны, колонии и т.п.), убегает из-под конвоя, а в случаях, когда соглас­но ст. 78 ИТК имеет разрешение на передвижение за пределами колонии без конвоя, покидает маршрут передвижения и не возвращается в колонию;

б) лицу, которое задержано как подозреваемое в совершении преступления согласно ст. 106 УПК, или которому во время предварительного расследования определена предупредительная мера - взятие под стражу согласно ст. 155 УПК, оставляет изолятор временного содержания, следственный изолятор или гауптвахту, убегает из-под конвоя, из кабинета следователя, при проведении следственных действий на мест­ности, оставляет зал суда и т.п.;

в) субъекту, который оставляет учреждение, где в соответствии с Законом находятся осужденные к этому виду наказания: исправительно-трудовые колонии, тюрьмы, больницы для заключенных, транзитно пересыльные подразделения.

Под оставлением места содержания или нахождения под охраной следует понимать умышленное самовольное пересечение (преодоление) линии охраны с целью побега из-под стражи.

Согласно рекомендациям МВД Украины от 6 марта 1995 г. в отношении применения огнестрельного оружия работниками милиции при пресечении побегов лиц, взятых под стражу, отражение групповых нападений преступников и освобождении заложников, ЛИНИЕЙ ОХРАНЫ считается:

• в изоляторах временного содержания; потолок, окна, двери камер и помещений, ограждение двора для прогулок и контрольно-пропускного пункта;

• в зале судебного заседания: стены, пол, потолок, двери и окна зала (комнаты) судебного заседания:

• в камере для содержания подсудимых (осужденных): стены, потолок, пол, окна и двери камеры;

• в кабинете работника дознания, следователя, прокурора или другом помещении: стены, потолок, окна, двери;

• во время конвоирования в легковом автомобиле: салон автомобиля;

• во время конвоирования в грузовом автомобиле: борта и пол кузова;

• во время конвоирования в железнодорожном, пассажирском вагоне: стены, пол, окно, двери купе;

• во время конвоирования самолетом (вертолетом): салон, двери, люки;

• во время конвоирования на гужевом транспорте или пешком: условная линия размещения ближай­ших к колонне конвоиров.

Если побег сопряжен с нападением на работника милиции, которое угрожает его жизни или здоровью. он применяет огнестрельное оружие согласно п. 2 ст. 15 Закона «О милиции».

Оружие для пресечения побега из-под стражи может быть применено только в том случае) если лицу, которое совершает побег, известно о взятии его под стражу в порядке, предусмотренном законом. Оружие не может быть применено против лица, если ему не объявлено постановление, протокол, или другие документы в которых зафиксировано решение уполномоченных на то органов или должностных лиц о его задержании или взятие под стражу, если для этого нет других оснований.

Закон дает работникам милиции право применить оружие для пресечения только такого побега, который совершается у них на глазах. Оружие может применяться с начала побега до того момента, когда

лицо будет задержано или, наоборот, будет потеряно из поля зрения работника милиции (на это указано в норме Закона: «для задержания лица, которое пытается убежать из-под стражи», а не «убежало из-под стражи»).

Огнестрельное оружие может быть применено для задержания лица, которое угрожает применением оружия или других предметов, что угрожает жизни и здоровью работника милиции. На наш взгляд, угроза жизни и здоровью работника милиции не может быть расценена как нападение на него. Особенности приме­нения оружия при нападении на работника милиции рассмотрены в комментарии к п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона «О милиции».

Пункт 6 ч. 1 ст. 15 предоставляет право работникам милиции применять оружие для остановки транс­портного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работников милиции.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - это приспособление, предназначенное для перевозки людей или груза, а также такое, на котором установлено специальное оборудование или механизм (п. 1.9 Правил дорожного движения). Понятием «транспортное средство» охватываются как механические, так и любые другие транспортные средства.

Закон «О милиции» разрешает работникам милиции применять огнестрельное оружие для остановки любых транспортных средств независимо от их ведомственной принадлежности, нахождения в момент применения оружия, других обстоятельств.

Однако, необходимо учитывать, что «Правила применения специальных средств при охране обще­ственного порядка в Украине», утвержденные Постановлением Совета Министров Украины №49 от 27 февраля 1991 г., запрещают применять устройства для принудительной остановки автотранспорта, который осуществляет перевозку людей (в том числе и грузовых автомобилей), автотранспорта, который принадле­жит дипломатическим, консульским и другим представительствам иностранных государств, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах, участках дорог с ограниченной видимос­тью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

При применении специальных средств и оружия при условиях, изложенных в этой норме, есть очень высокий риск тяжелых последствий, поэтому, работникам милиции, исходя из принципа причинения мини­мального ущерба, следует придерживаться изложенных в «Правилах» ограничений.

Применяя огнестрельное оружие в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона «О милиции», работник мили­ции обязан предпринять все возможные меры, чтобы не попасть в водителя и пассажиров, а также окружаю­щих. Стрельбу в данном случае следует вести, как правило, с близкого расстояния по задним колесам транс­портного средства, которое преследуется, так, чтобы условия применения оружия гарантировали личную безопасность водителям и пассажирам. Наиболее оптимальными условиями применения оружия в данном случае являются: ровный, прямой участок дороги; отсутствие встречного транспорта и пешеходов; возмож­ность безопасного съезда на обочину.

В законе прямо сказано, что оружие для остановки транспортного средства может быть применено только путем его повреждения, то есть работник не должен применять оружие, если не уверен, что не сможет этого сделать без риска нанесения огнестрельного ранения людям, которые находятся в транспортном средстве, которое преследуется, и окружающим.

Вместе с тем, работник милиции, который правомерно применил оружие для остановки транспортно­го средства не должен, на наш взгляд, нести ответственность за смерть и телесные повреждения водителя, имущественный ущерб, который наступил вследствие переворачивания, наезда транспортного средства, который вышел из-под контроля этого водителя.

Работник милиции, останавливающий с помощью оружия транспортное средство, попавший при этом в водителя, будет нести ответственность за неосторожное преступление, за исключением тех случаев, когда он не должен был и не мог предвидеть таких последствий. Например, когда пуля рикошетом от колеса автомобиля попадает в водителя, когда выстрел происходит в момент резкого маневра транспортного средства, который преследуется, или в момент наезда транспортного средства работника милиции на прегра­ду, в результате чего работник милиции не может предвидеть изменение направления полета пули.

Если водитель транспортного средства маневрированием последнего прижимает на скорости автомо­биль работника милиции к кювету или преграде, работник милиции имеет право применить огнестрельное оружие.

Часть 2 ст. 15 запрещает применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.

Закон не разъясняет определение «значительное скопление людей», поэтому в практической деятельно­сти работник милиции должен руководствоваться правилом: «Необходимо воздерживаться от применения огнестрельного оружия, если от этого могут пострадать посторонние лица».

Под посторонними лицами следует понимать всех лиц, за исключением тех, против которых имеются основания к применению оружия.

Необходимо подчеркнуть, что работник милиции, как и все граждане, имеет право на необходимую оборону независимо оттого, находятся вокруг него люди или нет. Работник милиции, который применил оружие для пресечения угрозы жизни и здоровью даже в многолюдном месте, не может нести уголовной ответственности при условии, что он принял меры для того, чтобы ущерб, нанесенный вследствие его дей­ствий, не был чрезмерным и не был нанесен посторонним лицам.

В части 3 ст. 15 Закон дает право работникам милиции использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также для обезвреживания животного, которое угрожает жизни и здоровью граждан либо работника милиции.

Закон не называет случаев, в которых помощь может вызываться выстрелом с оружия.

Вызов помощи может быть осуществлен на законных основаниях в случаях, когда кому-нибудь угро­жает опасность, при пресечении преступных действий и задержании преступников.

Используя оружие для вызова помощи, работник милиции, понятно, рассчитывает не только на помощь граждан и других работников милиции, но и на то, что преступники или правонарушители прекратят свои действия.

Выстрелы с огнестрельного оружия для подачи сигнала тревоги проводятся в безопасном для окружа­ющих направлении.

Закон дает право применять оружие для поражения опасных животных, которые наносят гражданам и сотрудникам милиции телесные повреждения, или есть угроза нанесения таких повреждений. Не имеет значения где возникли основания применения оружия, является животное чьей-нибудь собственностью или нет, занесена оно в Красную книгу или нет.

Правовые основания применения оружия возникают уже тогда, когда животное (чаще всего собака без поводка и намордника) бросается на людей, не зависимо от того, находится хозяин животного рядом или нет. В случаях, когда хозяин дает команду животному, после которой оно атакует работника милиции и людей, никакого сомнения в правомерности применения оружия быть не может.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1503; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8277 - | 7236 - или читать все...

Читайте также:

  1. B) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан, купцов первых двух гильдий
  2. B. Сохранение жизни и здоровья в условиях автономного существования
  3. I. Возобновление гражданской войны в Китае
  4. I. Гражданские списки и воспитание эфебов
  5. I. Медицинская демография. Медико-демографические показатели здоровья населения
  6. I. Основные права граждан
  7. II. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу
  8. II. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу. 13. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет воз
  9. II. Причины Гражданской войны. Периодизация войны
  10. II. Революция в апреле 1978 г. и гражданская война
  11. III. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ
  12. III. Гражданская война: причины, основные этапы, последствия


 

18.206.13.39 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.