XII. Социальная защита населения и спасателей при чрезвычайных ситуациях

В условиях бюджетно-страховой системы финансирования охраны здоровья населения мероприятия по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, в том числе лечение больных и пострадавших, фи­нансируются из бюджетов различных уровней. Таким образом госу­дарство несёт большие расходы при ликвидации чрезвычайных си­туаций, т.е. оплачивает затраты на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате травм, болезней и других нарушений здоровья, причиной которых нередко являются не толь­ко стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии, но и раз­личные виды противоправных действий физических и юридических лиц, «экономия» на выполнении предусмотренных законодательст­вом обязательных мер по обеспечению безопасности людей.

Так, значительная часть инфекционной заболеваемости, судя по статистике эпидемиологически расследованных вспышек, связа­на с обеспечением населения недоброкачественной водой и пищей. Почти половина населения России подвергается риску заболеть ин­фекционными заболеваниями из-за нарушения санитарного законо­дательства в области водоснабжения. По данным Роспотребнадзора ежегодно возникает от 4 до 5 млн. случаев острых кишечных ин­фекций (дизентерия, сальмонеллёз, брюшной тиф, вирусный гепатит и т.д.) и до 100 случаев массовых пищевых отравлений, связанных с несоблюдением санитарного законодательства. Общее число граж­дан, пострадавших в результате возникновения инфекционных за­болеваний и пищевых отравлений в связи с установленными факта­ми нарушений санитарно-противоэпидемических правил в среднем достигает 300 тыс. чел. в год, при биолого-социальных ЧС - около 9000 чел. Общая потребность в стационарном и амбулаторном лече­нии пострадавших граждан составляет примерно 7 млн. человеко-дней.

По данным МЧС России, ежегодно на территории Россий­ской Федерации происходит свыше 1 тыс. ЧС, в результате которых страдает более 300 тыс. человек, гибнет около 2 тыс. человек.

Сравнительная характеристика ЧС, произошедших в 2004-2003 годах, представлены в табл. 24.



i аил Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций,

.j-vji'lii lUnllDlA V. И 1 У произошедших на территории в 2004-2003 гг.

ЧС по характеру и виду ис-

точников возникновения

4.Биолого-со циальные ЧС

ионная заболе ваемость людей

На состояние экономики влияют значительные расходы, ко­торые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на потенциально опасных объектах (далее -ПОО) и покрываются за счет бюджетных средств, средств граждан и юридических лиц.

Из-за недостатка средств частных организаций (в том числе страховых компаний) затраты на превентивные мероприятия и ком­пенсация убытков в подавляющих случаях происходят за счет бюд­жетных средств, в результате чего ущемляются имущественные ин­тересы граждан и юридических лиц.

В целом в настоящее время развитие программ страховой защиты в регионах и субъектах Российской Федерации затормози­лось.

Причиной сложившейся ситуации является отсутствие до сих пор специальных федеральных законов об обязательном страхо­вании гражданской ответственности.

Это, прежде всего, касается, обязательного страхования гра­жданской ответственности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, перевозок опасных грузов и др.

Однако принятие указанных законов в настоящее время представляется проблематичным, так как до сих пор, несмотря на принятые в последние два года изменения и дополнения в соответ­ствующие федеральные законы и постановления Правительства Российской федерации, не установлены правовые нормы, регули­рующие основы обязательного страхования гражданской ответст­венности (порядок разделения финансовой ответственности между государством, страховыми компаниями и страхователями, единый порядок действия субъектов страховых отношений при страховом


случае, многие другие вопросы), ни отдельным федеральным зако­ном об основах проведения обязательного страхования, ни законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об органи­зации страхового дела в Российской Федерации».

Это приводит к разночтению норм федеральных законов об обязательном страховании, их непониманию в субъектах Россий­ской Федерации (пример: страхование автогражданской ответствен­ности), неадекватной идентификации потенциально опасных объек­тов, применению демпинговых тарифов, занижению лимитов стра­ховой ответственности и, как следствие, дискредитации собственно страхования.

Действующий сегодня закон от 21 августа 1997 г. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов», который ввел вид страхования - обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опас­ные производственные объекты, не отвечает требованиям страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае аварии на объекте.

Об этом свидетельствует то, что объем страховых возмеще­ний составляет менее 1 % от собираемых страховщиками премий. То есть, фактически происходит безвозмездное изъятие финансовых средств у владельцев опасных производственных объектов.

В настоящее время, по-прежнему, основными целями стра­хового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворе­нию потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предприни­мательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инве­стиционных ресурсов для развития экономики государства.

Основной задачей Минздравсоцразвития России в 2005-2006 годах по развитию страхового дела является участие в:

- развитии обязательного и добровольного видов страхова­
ния;

- создании эффективного механизма государственного регу­
лирования страховой деятельности.

Необходимо отметить, что формирование законодательной базы рынка страховых услуг, развитие обязательного и доброволь­ного видов страхования должны проводиться Минфином России совместно с другими заинтересованными ведомствами.

Система обязательного страхования должна предусматри­вать эффективную защиту человека, имущественных интересов го-


 



сударства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при мини­мальных затратах бюджетных средств. Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резер­вов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахован­ным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансиро­вание мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйст­венности организаций за счет средств страхователей. Принятие за­конодательных актов должно осуществляться на основе предвари­тельной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

Направлениями развития страхования должны также являть­ся:

- усиление контроля за проведением страхования;

- введение видов страхования объектов, подверженных зна­
чительным рискам и убыткам, для граждан и юридических лиц, ко­
торым может быть причинен существенный ущерб в результате
стихийных бедствий, аварией катастроф, в том числе при переме­
щении опасных -грузов.

Кроме того, представляется существенным развитие таких видов страхования, как страхование риска проведения поисково-спасательных работ, работа над усилением страховой защиты тури­стов для въездного и внутреннего видов туризма.

Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвы­чайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты субъектов Рос­сийской Федерации и федеральный бюджет, а также экономическо­го принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, за­мене изношенных производственных фондов является система стра­ховой защиты населения от техногенных чрезвычайных ситуаций.

Принятие федерального закона об основах обязательного страхования гражданской ответственности подтолкнет владельцев опасных производственных объектов, в том числе и гидротехниче­ских сооружений, к работе по снижению рисков возникновения ава­рийных ситуаций, выполнению мероприятий по повышению их безопасности, накоплению соответствующих финансовых ресурсов и т.д.

В 2004 году Минздравсоцразвитием России велась коорди­нация разработок программ развития страхования рисков от при­родных и техногенных чрезвычайных ситуаций на региональном уровне по структуре и содержанию программы внедрения страховой


защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации.

В результате этого программы страховой защиты в настоя­щее время утверждены в 21 субъекте Российской Федерации, в большинстве субъектов Российской Федерации программы нахо­дятся на стадии разработки или утверждения.

Однако следует отметить, что реализация программ страхо­вой защиты во многом сдерживается проблемами, решение которых в настоящее время реализует МЧС России, а именно отсутствие не­обходимой инфраструктуры страхового рынка, обеспечивающей защиту прав страхователей. Без такой инфраструктуры страхователь оказывается практически беспомощным перед недобросовестным страховщиком, что резко снижает доверие к страхованию и реали­зации предлагаемых страховых продуктов.

Комплекс мер, предложенный и внедряемый Минздравсоц­развитием России, направлен на обеспечение экономических и пра­вовых условий для создания к 2010 году возможности значительной компенсации причиненного вреда пострадавшему населению и тер­риториям за счет внедрения системы страховой защиты.

Проводимые в 2004 г. мероприятия позволили добиться снижения или стабилизации уровня заболеваемости по ряду инфек­ционных болезней. Из 47 нозологических форм, регистрируемых в Федеральном государственном статистическом наблюдении, по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., отмечается снижение заболеваемости по 23 видам заболеваний. Произошло значительное снижение по заболеваемости вирусным гепатитом В - на 20%, ко­рью - на 25,7%, клещевым весенне-летним энцефалитом - на 11,6%, малярией - на 29,7%.

В группе детских воздушно-капельных инфекций отмечено значительное снижение заболеваемости эпидемическим паротитом - на 53,9%, а также дифтерией - на 23,4% и менингококковыми ин­фекциями - на 15,5%.

Заболеваемость дизентерией стала ниже на 4,2%, сальмо-неллезами - на 7,7%, уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями остался практически на том же уровне. В 2004 г. не­сколько увеличилось количество вспышечной заболеваемости. Все­го была зарегистрирована 71 вспышка острых кишечных инфекций с числом пострадавших 4 061 человек (в 2003 г. - 61 вспышка с чис­лом пострадавших 2 280 человек), что не позволяет считать обста­новку по острым кишечным инфекциям благополучной.


Из числа зарегистрированных, число вспышек водного ха­рактера — 12, пищевого — 41.

Самые крупные вспышки, связанные с употреблением не­доброкачественной питьевой воды, зарегистрированы в г. Махачка­ле (Республика Дагестан) с числом пострадавших 402 человека и среди населения г. Новомосковска (Тульская область), где заболело 464 человека.

Среди социально значимых инфекций число заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), составило 30 208, что на 5,3% ниже, чем в 2003 г. Однако среди детского населе­ния отмечен выраженный рост заболеваемости - на 23,1%, число заболевших составило 556 человек.

Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах Россий­ской Федерации, показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс. населения («пораженность») вырос с 121 в 2001г. до 200 в 2004г.

Минздравсоцразвития России совместно с Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ) продолжалась работа по реализа­ции программы по безопасности вакцинации и соблюдения холодо-вой цепи. В программе рассматриваются вопросы качества вакцин, их транспортировки и хранения, безопасность иммунизации для па­циентов, медицинского персонала, а также вопросы утилизации от­работанного материала.

Обеспечение населения качественной лекарственной помо­щью остается одной из приоритетных задач в здравоохранении. Контроль за качеством лекарственных средств осуществляют 92 территориальных центра контроля качества (контрольно-аналитические лаборатории), расположенных в субъектах Россий­ской Федерации.

На складах Минздравсоцразвития России продолжается ос­вежение и наращивание резерва медицинского имущества.

Международные связи осуществлялись путем сотрудничест­ва с Всемирной организацией здравоохранения, продолжается со­трудничество со странами АСЕАН по вопросам обмена информаци­ей, проведения научных исследований. Интенсифицировалось взаи­модействие с комитетами НАТО по проблемам защиты и оказания помощи гражданскому населению в условиях ЧС, по подготовке медицинских кадров и участию в разработке нормативных докумен­тов.


Планомерно осуществлялось взаимодействие со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) в рамках «Соглаше­ния о сотрудничестве в области охраны здоровья населения госу­дарств - участников СНГ».

Проведение работ по спасению людей, защите природной среды, оказание населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуа­циях, медико-санитарной и других видов помощи, созданию усло­вий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подавлению или доведению до минимума возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов возла­гается на аварийно-спасательные формирования или на спасателей, привлеченных в индивидуальном порядке.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

• на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-
спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные
формирования;

• на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные фор­
мирования (в учреждениях Роспотребнадзора - ГСЭР, СЭБ,
СПЭО, СПЭБ),

• на общественных началах - общественные аварийно-спасатель­
ные формирования.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться спасатели (подготовленные и аттестованные на проведение аварий­но-спасательных работ) в индивидуальном порядке федеральными органами исполнительной власти.

Правовые, организационные и экономические основы стра­ховой защиты и страховых гарантий населения, аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований и спа­сателей при чрезвычайных ситуациях с медико-санитарными по­следствиями регламентированы Конституцией Российской Федера­ции, Федеральными законами от 11.11 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 22 августа 1995г. №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасате­лей», от 24 июля 1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний», от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-


эпидемиологическом благополучии населении», от 07.02. 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

Вред, причиненный личности, имуществу гражданина или юридического лица при чрезвычайных ситуациях вследствие нару­шения санитарногс законодательства, подлежит возмещению физи­ческим или юридическим лицом причинившими вред, в полном объеме в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного Федеральными зако­нами от 24 июля 1998г. №125-ФЗ и от 16 июля 1999г. №165-ФЗ, осуществляют за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Фе­дерации.

Социальная защита и поддержка спасателей профессиональ­ных аварийно-спасательные служб, аварийно-спасательных форми­рований, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в составе нештатных аварийно-спасательные фор­мирований, общественных аварийно-спасательных формирований или в индивидуальном порядке - осуществляется в порядке, преду­смотренном законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъектов Федерации.

Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществ­ляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований (статья 25 Федерального Закона от 22.08.1995г.№151-ФЗ в редакции Федерального Закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ).

Страховые гарантии спасателей регламентированы статьей 31 Федерального Закона от 22.08.1995г.№151 -ФЗ.

Спасатели подлежат обязательному страхованию. Страхова­ние осуществляется за счет средств на содержание спасательных служб и формирований (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Страхование спасателей производится:

• при назначении их на должности спасателей в профессиональ­ные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;


• в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных форми­рований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных си­туаций.

Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований являются гибель (смерть) при испол­нении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, насту­пившая как следствие исполнения указанных обязанностей. При этом в заключении, выдаваемыми органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с исполнением застрахован­ным спасателем обязанностей, возложенных на него трудовым до­говором (контрактом).

Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в инди­видуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе проведения указанных работ, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их уча­стия в проведении указанных работ. При этом в заключении, выда­ваемыми органами, уполномоченными на то Правительством Рос­сийской Федерации, должно содержаться указание о связи страхо­вого события с участием застрахованного спасателя в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страхование спасателей производится на сумму не менее 20000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований проводят федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессио­нальные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых


средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, проводят федеральные органы испол­нительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финан­совых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуа­ций.

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застра­хованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным за­коном случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессио­нальную реабилитацию;

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Банки осуществляют операции по зачислению на вклады граждан сумм по обязательному бесплатному страхованию спасате­лей (по страховым для них событиям, изложенным выше), перечис­ляемых (в том числе при открытии счета) на их счета организация­ми, осуществляющими выплату страховых сумм, а также прием страховых взносов в порядке образования страхового фонда и иных взаиморасчетов по выплаченным страховым суммам по данному виду страхования граждан между организациями, осуществляющие страхование спасателей, без истребования комиссионного возна­граждения.

Сумма средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональ­ных аварийно-спасательных формирований, относится на себестои­мость выполняемых указанными аварийно-спасательными служба­ми, аварийно-спасательными формированиями работ или на себе-


стоимость продукции (услуг), производимой (оказываемых) соз­давшими их организациями.

В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых федеральными органами исполнитель­ной власти, наступившей при исполнении ими обязанностей, возло­женных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного форми­рования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболе­вания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанно­стей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), чле­нам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого воз­раста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов ме­сячного денежного содержания (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 И122-Ф3).

В случае получения спасателями профессиональных аварий­но-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность даль­нейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовре­менное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содер­жания.

В случае гибели спасателей, привлеченных федеральными органами исполнительной власти к проведению работ по ликвида­ции чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в со­ставе нештатных или общественных аварийно-спасательных фор­мирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в про­ведении указанных работ, членам их семей - женам (мужьям), де­тям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается


из федерального бюджета (в равных долях) единовременное посо­бие в размере 100 000 рублей (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Спасателям, привлеченным к проведению работ федераль­ными органами исполнительной власти по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при проведении указанных работ и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выпла­чивается из федерального бюджета единовременное пособие в раз­мере 50 000 рублей (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, пе­ревозкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложен­ных на них трудовым договором (контрактом), или умерших в ре­зультате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, получен­ных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изго­товлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления, создавших соответст­вующие профессиональные аварийно-спасательные службы, про­фессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответст­вии с установленными ими порядком и нормами (п. 14 в ред. Феде­рального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, пе­ревозкой тел, погребением спасателей, привлекавшихся к проведе­нию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуаль­ном порядке либо в составе нештатных или общественных аварий­но-спасательных формирований и погибших в ходе проведения ука­занных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в проведении указанных работ, а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финан­совых средств федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ор-


ганов местного самоуправления, создавших соответствующие про­фессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установ-пенными ими порядком и нормами (п. 15 в ред. Федерального зако­на от 22.08.2004 N 122-ФЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: