Заключение 15 страница

Действие автоматики нового пулемета основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в стенке ствола. Откат подвижных частей при выстреле происходит под давлением пороховых газов на поршень, связанный с затворной рамой. Запирание канала ствола — клиновое с помощью горизонтально перемещающегося затвора, соединенного двумя серьгами с затворной рамой. Подающий механизм ползункового типа. Движок подачи через рычаг подачи, серьгу и качалку взаимодействует с нижним наклонным выступом затворной рамы, обеспечивая перемещение подающими, пальцами ленты с очередными патронами. Питание пулемета патронами при стрельбе производится из металлической ленты. Подача патронов на приемное окно и съем звена ленты с патрона осуществляются при откате, а досылание патрона в патронник — при накате подвижных частей. Ударный механизм ударникового типа, работает за счет энергии затворной рамы под действием возвратной пружины и буферного устройства. Спусковой механизм с задним шепталом позволяет вести только автоматический огонь. Управление стрельбой осуществляется с помощью электроспуска или механического спуска.

Широкие испытания показали значительные преимущества 12,7-мм крупнокалиберного пулемета системы Никитина, Соколова и Волкова по сравнению с ДШКМ. Он легче, обладает более высоким темпом стрельбы, у него значительно надежнее работает автоматика в затрудненных условиях эксплуатации, при размещении в ограниченных объемах он выделяет меньшее количество вредных газов, проще и ра-

циональнее по устройству, что позволило резко сократить металлоемкость изделия и затраты времени, необходимого на его изготовление.

Станок к пулемету был разработан Л. В. Степановым и К. А. Барышевым.

12,7-мм пулемет НСВ-12,7 на станке Степанова — Барышева

Станок системы Степанова — Барышева в отличие от станка Колесникова, применявшегося в пулемете ДШК, не приспособлен для зенитной стрельбы, зато выгодно отличается от него по массе (в 6 раз легче), габаритам, удобству эксплуатации и обеспечивает лучшую кучность стрельбы. Эти преимущества достигнуты за счет введения в конструкцию передней ноги станка пружинного амортизатора с откидным сошником для стрельбы с мягкого и среднего грунта, откидных клыков для применения с твердого грунта, а также устройства в люльке подпружиненного откидного плечевого упора, позволившего вести стрельбу со станка без закрепления на грунте. Конструкция станка обеспечивает складывание его по-походному в компактные, малые габариты и переноску на ремнях за спиной одного из номеров расчета. Кроме того, он снабжен специальной проушиной на передней ноге, позволяющей закреплять станок вместе с пулеметом в амбразурах дзотов, что расширяет возможности боевого применения пулемета.

В создание станка к 12,7-мм крупнокалиберному пулемету так же, как ранее при разработке станка к пулемету ПКС, «много творческого труда, — пишет Л. В. Степанов, — вложил конструктор Г. Л. Митрофанов, участник Великой Отечественной войны, который на Ленинградском фронте участвовал в обороне под Пулковом, в прорыве блокады на невском плацдарме, в наступлении по снятию блокады 1944 г., когда приходилось носить пулеметы и станки, переправляться с ними через Неву и таким образом прочувствовать на собственной спине их достоинства и недостатки» 1.

В начале 70-х гг. 12,7-мм крупнокалиберный пулемет системы Никитина, Соколова и Волкова на станке конструкции Степанова и Барышева был принят на вооружение под наименованием НСВ-12,7. Советские Вооруженные Силы получили первоклассный пулемет, пригодный для боевого применения в различных родах войск.

Вскоре после принятия на вооружение пулемета НСВ-12,7 под руководством Л. В. Степанова были разработаны две специальные установки, предназначенные для крепления пулемета в амбразурах. Каждая установка состоит из пехотного станка, специально разработанного малогабаритного пружинного откатника с выдвижной по винтовому пазу чекой, в которой станок крепится посредством пружины, размещенной в передней части основания станка. При этом установка содержит элементы крепления в амбразурах и броневую защиту. Эта конструкция дала возможность вместо специально разрабатываемых трудоемких стационарных установок применять штатные пехотные станки, которые воздействием руки на рукоятку чеки легко отделяются вместе с пулеметом от установки и могут быть использованы расчетом вне сооружения.

1 Письмо Л. В. Степанова автору от 10 февр. 1980 г.

АВИАЦИОННЫЕ ПУЛЕМЕТЫ

Появление и развитие авиационного вооружения непосредственно связано с боевым применением авиации. Вступая в первую мировую войну, все крупные государства имели внушительный по тому времени авиационный парк, однако вооружение самолетов было весьма примитивным. Оно состояло из личного вооружения летчиков — пистолетов или револьверов и карабинов, а несколько позже — из обычных ручных пулеметов без всяких установок. Исключение составлял лишь русский тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», который усилиями русских инженеров-артиллеристов во главе с капитаном А. Н. Жуковским к концу 1914 г. был вооружен семью пулеметами системы Максима. Увеличение численности авиации и расширение сферы ее действий в ходе боевых операций, превращение ее из разведывательного средства в мощный род войск, выполнявший широкий круг задач, подтвердили необходимость вооружения самолетов с целью обороны и нападения на противника в воздухе, и в 1915 г. во всех воюющих странах происходит установка на них сначала стрелкового, а затем и пушечного вооружения.

Перед первой мировой войной в русской армии проводились работы в области установки и использования автоматического стрелкового оружия для вооруженной борьбы в воздухе. Так, 15 мая 1912 г. офицерская воздухоплавательная школа проводила опытные стрельбы с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб» и «Альбатрос» по наземным целям из ружей-пулеметов. Летом 1913 г. под Можайском, на Клементьевском полигоне, были успешно осуществлены стрельбы по наземным целям из пулемета, установленного на самолете.

Первым отечественным образцом стрелкового оружия, проходившим испытания в авиации, были автоматы Федорова. В 1916 г. по указанию начальника Управления воен-

но-воздушного флота они были переданы для испытания в 10-й авиадивизион. Вскоре была получена телеграмма о их первом боевом применении. Как докладывал начальник авиадивизиона Горшков, испытания дали отличные результаты и летчики ходатайствуют о вооружении их автоматами Федорова 1.

В связи с отсутствием отечественных ручных пулеметов русские самолеты вооружались пулеметами различных иностранных марок. Первые авиационные пулеметы представляли собой обычные пехотные образцы, переделанные с учетом специфики их установки на самолетах и боевого применения в воздухе. В практике вооружения авиации получили распространение несколько типов установок в зависимости от места их размещения и назначения в бою. Для стрельбы с подвижных установок предназначались турельные пулеметы, которые устанавливались в различных точках самолета и обеспечивали ведение огня под любым углом к линии полета. Крыльевые пулеметы в отличие от турельных предназначались для стрельбы с жестких неподвижных установок, монтируемых большей частью в крыле самолета. Синхронные пулеметы размещались в непосредственной близости от мотора и механически через синхронизатор были связаны с ним для стрельбы через площадь, ометаемую воздушным винтом.

Русская авиация имела полностью отработанный синхронизатор Смыслова к декабрю 1915 г. Его можно было устанавливать на любых машинах. Позже этот синхронизатор вместе с чертежами и технологией изготовления был передан Англии и устанавливался на французских и английских самолетах. В начале 1917 г. в России появился коллиматорный прицел, что значительно повысило эффективность воздушной стрельбы.

На вооружении Военно-воздушных сил Красной Армии первоначально находился 7,71-мм английский пулемет системы Льюиса обр. 1915 г. пехотного типа, доставшийся от царской армии. В 1924 г. этот образец был заменен 7,71-мм турельным пулеметом той же системы и 7,62-мм пулеметом системы Виккерса в синхронном и крыльевом вариантах.

Рост советской авиации требовал создания отечественных образцов авиационных пулеметов. Эта задача могла быть наиболее быстро и надежно решена на базе существующих систем. При этом значительно сокращались сроки кон-

1 Федоров В. Г. Оружейное дело на грани двух эпох. ч. 2, с. 118.

струирования образцов, освоения в производстве, облегчались их эксплуатация и изучение в войсках. Поэтому не случайно первым советским образцом авиационного оружия явился пулемет системы Максима, приспособленный для этой цели путем изменения некоторых деталей.

Работа над переделкой пулемета Максима в авиационный была начата летчиком и авиаконструктором Московского авиационного завода А. В. Надашкевичем в 1923 г. одновременно с Ф. В. Токаревым и И. Н. Колесниковым, занятыми созданием на его базе ручного образца. «В мае 1923 г., — докладывал начальник Военно-воздушных сил РККА 1 декабря 1927 г. председателю Реввоенсовета СССР, — по почину военного летчика тов. Надашкевича был поднят вопрос о приспособлении пулемета Максима для авиации» 1. Эта работа сначала велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 г. — на Тульском оружейном заводе. Значительную помощь конструктору в этой работе оказали большие знатоки пулемета Максима П. П. Третьяков и И. А. Пастухов, принимавшие непосредственное участие в его модернизации еще в 1910 г., а также С. А. Ярцев.

Пулемет, разработанный Надашкевичем, отличался от пехотного образца меньшей массой, достигнутой за счет обточки ствола, введения воздушного охлаждения и системы питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты, а также устройством спускового механизма, приспособленного для синхронной стрельбы, т. е. гарантирующего производство выстрела лишь в тот момент, когда лопасть винта самолета не находится против дульного среза ствола пулемета. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, которая сообщала дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимала на себя удар при ее отходе. Применение пружинного буфера было новинкой, еще не применявшейся при создании авиационных пулеметов в зарубежной практике. Для механического отвода подвижных частей пулемет имел ручку перезаряжания системы АНИИ-1 или системы Владимирова и Ярцева. В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы его повысился с 600 до 750 выстр./мин.

19 мая 1926 г. новый образец проходил полигонные испытания. Комиссия, испытывавшая его, пришла к выводу, что «увеличение частоты стрельбы пулемета Максима, слу-

1 ЦГАСА, ф. 20, оп. 19, д. 234, л, 6.

жащего для вооружения самолета, весьма желательно. Комиссия считает предложение т. Надашкевича для увеличения частоты стрельбы очень важным и произведенный опыт вполне удовлетворительным» 1.

15 ноября 1926 г. Артиллерийский комитет, рассмотрев результаты испытаний, принял представленный образец для снабжения Военно-воздушных сил РККА.

31 января 1927 г. начальник снабжений РККА П. Е. Дыбенко и (начальник Артиллерийского управления РККА Г. И. Кулик обратились в Реввоенсовет СССР с ходатайством о принятии на вооружение нового пулемета (ПВ-1), переделанного из станкового пулемета Максима по системе Надашкевича. «В настоящее время, — говорилось в их рапорте, — закончено испытание изготовленных Тульским оружейным заводом трех экземпляров 3-лин. авиационных пулеметов Максима, оборудованных по проекту тов. Надашкевича для ускоренного темпа стрельбы (около 750 выстр./мин). Это испытание показало, что пулеметы для такого темпа стрельбы разработаны достаточно удовлетворительно и испытание выдержали...» 2

Прежде чем принять новую систему на вооружение, Реввоенсовет СССР предложил провести ее параллельные испытания с авиационными пулеметами системы Виккерса обр. 1924 г., которая также являлась переделкой пулемета Максима в авиационный. Эти испытания проводились 16 марта 1927 г. комиссией под председательством Е. В. Агокаса, в присутствии И. С. Уншлихта, С. С. Каменева, Я. И. Алксниса и других руководящих военных деятелей. Испытания показали преимущество отечественного образца. Комиссия отмечала, что стрельбу из пулемета Виккерса следует считать совершенно неудовлетворительной, в отношении же системы Максима — Надашкевича было указано, что при надлежащей отладке синхронизатора пулемет на самолете действует удовлетворительно3.

Войсковые испытания пулеметов проводились в 26-й авиаэскадрилье, дислоцировавшейся в Северо-Кавказском военном округе, и были закончены 8 мая 1928 г. Результаты войсковых испытаний были обобщены Научно-техническим комитетом Управления Военно-воздушных сил РККА, который 14 июня 1928 г. констатировал: «Рассматривая результаты войскового испытания пулеметов ПВ-1, а также

1 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 1382, л. 439.

2 ЦГАСА, ф. 20, оп. 19, д. 163, л. 252.

3 Там же, д. 317.

Отзывы о них войсковых начальников, можно сделать вывод, что пулемет ПВ-1 пригоден для воздушной стрельбы и может работать вполне удовлетворительно, но для этого необходимо, чтобы летный состав хорошо знал материальную часть пулемета, уход и обращение с ним и умел бы хорошо отладить пулемет. Только при этих условиях пулемет будет работать вполне безотказно» 1.

В результате успешных испытаний пулемет ПВ-1 в 1928 г. приказом Реввоенсовета СССР был принят па вооружение Военно-воздушных сил РККА2. Им вооружались первые советские истребители И-3 и И-4 конструкции Н. Н. Поликарпова и бомбардировщик ТБ-1 конструкции А. Н. Туполева. Пулеметы ПВ-1 устанавливались на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок и вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок. В первых выпусках пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения массы, но 24 августа 1930 г. начальник Артиллерийского управления РККА Г. И. Бондарь обратился к начальнику вооружений РККА с предложением о стандартизации пулеметных стволов3. Заместитель председателя РВС СССР И. П. Уборевич утвердил переход на изготовление начиная с 1931 г. пулеметов ПВ-1 со стволами пулемета Максима. Разработка истребителя И-4 с двумя огневыми точками потребовала для удобства размещения на самолете создания пулемета с подачей ленты слева направо. Первая партия таких пулеметов в количестве десяти экземпляров была изготовлена в 1929 г. В декабре 1929 г. после испытаний пулеметы с левой подачей ленты были приняты на вооружение, и с 1930 г. началось их производство.

Выпуск пулеметов ПВ-1 начался в 1926 г. и продолжался до 1940 г. К 1 октября 1929 г. в Военно-воздушных силах было 2480 пулеметов ПВ-14. В 1932 г. их было изготовлено 3019, в 1933 г. — 1284, в 1934 г. — 3645, в 1935 г. — 1915, в 1937 г. — 1603, в 1938 г. — 3867 шт. С 1940 г. изготовление пулеметов ПВ-1 планом не было предусмотрено и фактически прекратилось, хотя постановления о снятии их с производства и не последовало.

Для облегчения пулемета ПВ-1 Надашкевич исследует возможность замены в нем некоторых стальных частей дю-

1 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 963, л. 82—83.

2 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 163, л. 317.

3 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 1229, л. 132.

4ВИМАИВС, СО, д. 717, л. 7.

ралюминиевыми. В начале 1925 г. по его предложению был изготовлен пулемет, в котором короб, кожух, а также некоторые второстепенные детали были изготовлены из дюралюминия. Пулемету было присвоено наименование А-2 (авиационный второй). Результаты полигонных испытании этого пулемета оказались неудовлетворительными, и 17 апреля 1925 г. Артиллерийский комитет на своем заседании высказал мнение, что «сплавы алюминия у нас еще не достигли тех механических качеств, которыми обладает сталь, не говоря уже о том, что сплавы эти еще слишком мало изучены в отношении их стойкости, утомляемости, коррозии и пр, почему переход к изготовлению частей пулемета из алюминиевых сплавов является преждевременным и в этом отношении необходимы еще обширные как научно-лабораторные, так и чисто практические опыты» 1. Дальнейшие испытания пулеметов А-2, проходившие летом 1927 г., подтвердили недостаточную прочность дюралюминиевых частей. На основании проведенных испытании Артиллерийский комитет 27 июля 1927 г. принял решение о прекращении опытов по применению дюралюминия в оружейном деле при изготовлении ответственных частей 2.

Рост и укрепление боевой мощи советской авиации и появление новых типов самолетов требовали создания пулеметов для подвижных авиационных установок — турелей на смену устаревшим пулеметам системы Льюиса. Эта задача была успешно выполнена В. А. Дегтяревым, который удачно приспособил свой ручной пулемет для применения в авиации. Принятие на вооружение Советской Армии ручного пехотного пулемета, отличавшегося высокими тактико-техническими данными, создавало практические возможности для унификации стрелкового вооружения пехоты, авиации и танковых войск, начало которой было положено трудами Федорова и Дегтярева еще в первые годы после окончания гражданской войны.

К работе над переделкой ручного пулемета в авиационный с учетом эксплуатации его в соответствующих условиях Дегтярев приступил вскоре после испытаний первых опытных образцов и проводил ее параллельно с совершенствованием пехотного образца. Идея создания авиационного турельного пулемета на базе ручного пулемета Дегтярева была поддержана представителями Военно-воздушных сил РККА. «Из образцов, выставленных на конкурс легких пу-

1 ЦГАСА, ф. 20, оп. 19, д. 117, л. 126

2 ВИМАИВС, ф 6р, оп. 1, д. 254, л. 329.

леметов в 1925—1926 гг., — писал 20 января 1927 г. начальнику Артиллерийского управления РККА начальник одного из управлений Военно-воздушных сил, — наиболее подходящим для частей ВВС оказался пулемет Дегтярева» 1. Испытания подтвердили возможность применения ручных пулеметов Дегтярева в авиации при условии внесения в них соответствующих изменений 2.

Основные конструктивные изменения, разработанные Дегтяревым с учетом полученных замечаний, состояли в следующем: для облегчения пулемета и уменьшения его габаритов с него снят кожух, потерявший здесь свое назначение (защита стрелка от ожогов при переноске). К передней части ствольной коробки привинчена планшайба, в нижней части которой прикреплен шкворень с изогнутым вертлюгом для соединения с турелью, а спереди сверху — втулка с кольцевым прицелом. Снятие кожуха и установка планшайбы повлекли изменение крепления направляющей трубки газового поршня, который своей передней частью входит в прилив газовой камеры, а задней — в отверстие планшайбы. Для удобства стрельбы приклад заменен двумя рукоятками — верхней с резиновой накладкой, которая крепится двумя винтами к хвостовой скобе заднего прилива спусковой рамы, и нижней пистолетного типа, приваренной к заднему приливу рамы. Для уменьшения скольжения рук на рукоятки нанесена насечка. Введение пистолетной рукоятки и последовавшее в связи с этим изменение положения пальцев при стрельбе вызвало изменение конструкции предохранителя. Ствол в дульной части имеет нарезку, на которую навинчена втулка со стойкой для флюгермушки. Однорядный дисковый магазин заменен трехрядным большей емкости (на 63 патрона) и меньшего диаметра, вверху к нему прикреплен ремень для удобства и быстроты смены магазина. Для предотвращения попадания гильз в механизмы самолета и турели снизу к ствольной коробке прикреплен гильзоулавливатель — парусиновый мешок с проволочным стальным каркасом.

В 1928 г. авиационный турельный пулемет системы Дегтярева поступил на вооружение советской авиации под наименованием ДА (Дегтярева авиационный), хотя приказом НКО СССР его принятие не было оформлено3. Новый пулемет получил положительную оценку войск. «Доношу,

1 ЦГАСА, ф. 20, оп. 19, д. 163, л. 240.

2 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 1101, л. 231.

3 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д 56, л. 9.

что за период с 13 ноября по 2 февраля с. г., — отмечалось в донесении командира и начальника штаба 3-го авиаотряда 2 февраля 1930 г. командиру 7-й авиабригады, — все воздушные и земные стрельбы летнабами производились пулеметами системы Дегтярева: в начале стрельбы работа этих пулеметов была не всегда безотказна (непроизвольные автоматические стрельбы), что зависело от неправильной регулировки газовых отверстий на заводе, а также осечек вследствие неприспособленности летного состава к новому оружию (густая смазка). В настоящее время пулеметы Дегтярева как при воздушной, так и при зенитной стрельбе работают безотказно» 1.

Количество авиационных пулеметов ДА в авиационных частях быстро росло. «На вооружении в частях ВВС уже имеется 1200 пулеметов ДА, и 1000 шт. готовы к сдаче»,— отмечалось 30 марта 1930 г. на совещании у заместителя начальника вооружений РККА2.

В связи с успехами в области авиастроения, где на смену тихоходным самолетам пришли скоростные истребители и бомбардировщики, возникла необходимость усиления мощности огня подвижных установок. Бой на больших скоростях требовал увеличения скорострельности оружия для повышения эффективности стрельбы. Наиболее просто эта задача могла быть решена соединением нескольких пулеметов на одной общей установке. После первых удачных испытаний авиационного пулемета системы Дегтярева в 1927 г. Научно-технический комитет Управления Военно-воздушных сил обратился в Оружейно-пулеметный трест с просьбой дать задание на конструирование спаренной установки пулеметов ДА3. В работе над созданием такой установки наряду с Дегтяревым принимали участие И. И. Безруков и Н. В. Рукавишников. Они спроектировали станок, внесли конструктивные изменения в пулеметы, вызванные условиями их спаривания и эксплуатации в боевых условиях, разработали систему крепления4. Основные изменения, введенные в пулеметы ДА, заключались в следующем: планшайба в передней части ствольной коробки заменена муфтой, с помощью которой осуществляется переднее крепление пулеметов. Муфты имеют боковые приливы для соединения с основанием установки и нижние приливы для удержания трубки газового поршня. Заднее крепление пулеметов осу-

1 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 1150, л. 113.

2 Там же, л. 77.

3 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д 1101, л 231

4 ВИМАИВС, ф 6р, оп. 1, д 1229, л. 170.

ществляется специальными стяжными болтами, проходящими через отверстия в задних приливах коробок пулеметов. Для удобства стрельбы между пулеметами установлены плечевой приклад и подбородник, в связи с чем изменена конфигурация вспомогательных верхних рукояток, с которых снята загнутая кверху часть для упора подбородка. До 1932 г. приклад делался в виде грудного упора и представлял собой стальную, обшитую кожей пластину. Пулеметы имеют спусковую тягу в виде парного спуска, которая крепится к отверстиям спусковых скоб и состоит из соединительного валика и регулировочного штока. На правом пулемете установлена дополнительная спусковая скоба для крючка, обеспечивающего одновременное ведение огня из обоих пулеметов. В левом пулемете рукоятка затворной рамы и рукоятка предохранителя спускового механизма перенесены для удобства на левую сторону, на дульной части ствола установлен кронштейн для флюгермушки. Спаривание пулеметов вызвало большую отдачу и усилило рассеивание, что значительно уменьшило вероятность поражения цели. Для уменьшения силы отдачи на установку и предохранения ее от бокового раскачивания пулеметы снабжены дульными тормозами активного действия. Основание установки состоит из соединительной трубы, переднего и заднего креплений и шкворня, соединяющего установку с турелью.

В 1930 г. спаренный авиационный пулемет системы Дегтярева поступил на вооружение под наименованием ДА-2 (Дегтярева авиационный два), хотя официального приказа о его принятии, как и пулемета ДА, не последовало 1. Это была первая комплексная установка в системе Советских Вооруженных Сил. В дальнейшем комплексные установки нашли широкое применение главным образом в противовоздушной обороне. Пулемету ДА-2, хотя он и имел в два раза большую скорострельность, были присущи все недостатки спаренных установок — громоздкость и неудобство в действии, что особенно чувствительно в авиационном оружии. Кроме того, он не обеспечивал необходимого темпа стрельбы.

Параллельно с работой над спаренной установкой Артиллерийский комитет в марте 1927 г. поручил Ф. В. Токареву проектирование 7,62-мм скорострельного пулемета.

Работа над созданием скорострельного авиационного пулемета была завершена Токаревым в 1930 г. По принципу

1 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 56, л. 9.

действия автоматики пулемет относится к системам с отводом пороховых газов. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора. Питание патронами производится из патронной ленты с металлическими рассыпными звеньями. Патронная лента подается на приемное окно ствольной коробки звездочкой, расположенной в крышке приемника и приводимой в движение рычагом подачи. Подъем рычага для захода его зуба за очередной зуб звездочки для ее поворота осуществляется при возвратно-поступательном движении ползуна за счет промежуточной детали, соединяющей рычаг с ползуном. Ползун соединяется со штоком, на переднем конце которого расположены поршень и направляющая трубка для возвратной пружины. Задний конец возвратной пружины помещен в телескопическую трубу, охватывающую шток и неподвижно закрепленную в кожухе пулемета. Ползун имеет извлекатели для извлечения патрона из патронной ленты подобно извлекателям более поздних штатных пулеметов СГМ и ПК.

При отходе ползуна назад патрон с помощью подпружиненного рычага, находящегося в нижней части кожуха, подает патрон из извлекателей на приемное окно ствольной коробки. При движении подвижных частей вперед затвор досылает патрон в патронник. В крайнем переднем положении ползун производит запирание затвора. Капсюль разбивается ударно-спусковым механизмом куркового типа, расположенным в корпусе спускового механизма. Отражение стреляной гильзы происходит через боковое окно ствольной коробки с помощью подпружиненного отражателя, находящегося с правой стороны ствольной коробки. Ствол со ствольной коробкой соединен с помощью сухарного соединения. В крайнем заднем положении ползун сжимает пружину буфера, смонтированную в затыльнике кожуха, что уменьшает удар подвижных частей в заднем положении. Короткий ход подвижных частей и наличие буфера способствуют увеличению темпа стрельбы.

В октябре 1930 г. на заводе была проведена пробная стрельба из пулемета на проверку действия механизма и устранение случайных задержек. В декабре пулемет подвергся полигонным испытаниям, которые не дали благоприятных результатов, вследствие чего Артиллерийский комитет признал его не удовлетворяющим поставленным требованиям. «При испытании на полигоне, — докладывал в январе 1931 г. И. П. Уборевич народному комиссару по военным и морским делам, — механизм пулемета работал удовлетворительно, но конструкция имеет ряд недочетов:

возможность преждевременного выстрела, недостаточный темп, затруднительность устранения задержек, ненадежность синхронной стрельбы через винт, сложность в производстве, поэтому вопрос о сверхскорострельном пулемете должен быть оставлен открытым» 1.

Выдающихся достижений в проектировании скорострельного авиационного пулемета добился талантливый советский конструктор Б. Г. Шпитальный.

Борис Гавриилович Шпитальный (1902—1972) родился в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. — Московский механический институт имени М. В. Ломоносова по специальности авиационного машиностроения, после чего работает в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 1934—1953 гг. Шпитальный — начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, затем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Конструкторской деятельностью Шпитальный начал заниматься сразу после окончания института и вскоре создал 7,62-мм скорострельный авиационный пулемет, принятый на вооружение Военно-воздушных сил под наименованием ШКАС. В дальнейшем скорострельность этого пулемета была еще более повышена в системе УльтраШКАС. Пулемет ШКАС послужил также основой для создания 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ШВАК. Ценный вклад внес Шпитальный и в проектирование пушечного вооружения авиации. Шпитальному принадлежат также некоторые теоретические исследования: «Правила расчета наивыгоднейших соотношений размеров в образцах», «Наиболее рациональная конструкция механизмов пулемета большой скорострельности» и др. Советское правительство высоко оценило заслуги Шпитального перед Родиной, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. Он доктор технических наук, профессор.

Тяга к изобретательству появилась у Б. Г. Шпитального с юношеских лет. Природный интерес ко всему необычному, удивительному, граничащему подчас с фантастикой, наложил своеобразный отпечаток на всю его жизнь иопределил дальнейшую судьбу. Еще в 1920 г., работая махани-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: