Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия

БИЛЕТ 6

Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности.

На размещение предприятий химической промышленности оказывают влияние несколько факторов.

1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятий горно-химической промышленности (добыча апатитов, фосфоритов,солей и серы), предприятий по производству фосфорных (использующих в качестве сырья фосфориты) и калийных удобрении.
2) Потребительский фактор учитывается при размещении предприятий по производству солей, кислот и щелочей, по производству азотных удобрений, фосфорных удобрений (использующих в качестве сырья апатиты), переработке полимеров и предприятий бытовой химии.
3) Сырьевой, так и потребительский фактор размещения имеют предприятия нефтеперерабатывающей промышленности.
4) Энергетический фактор размещения характерен для производства полимеров.
5) Фактор наукоёмкости учитывается при размещении тонкой химии (фармацевтическая и парфюмерная промышленность).
6) В последнее время всё большее внимание при размещении предприятий химической промышленности уделяется экологическому фактору размещения.

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности. Различают две главные формы рельефа: равнины и горы. Равнины — это форма рельефа с небольшими (до 200 м) перепадами относительных высот. Горы — это форма рельефа с большими (более 200 м) перепадами относительных высот. Относительная высота — превышение одной точки земной поверхности над другой, в то время как абсолютная высота — это высота места над уровнем моря.
Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу.
На формирование рельефа оказывают влияние внутренние и внешние силы. В первую очередь главные формы рельефа зависят от тектонического строения территории. Для платформенных областей — древних Русской и Сибирской платформ или молодой Западно-Сибирской плиты — характерны равнины: Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина соответственно. На территории древних платформ могут встречаться все виды равнин: низменности, возвышенности и плоскогорья, а на территории молодых платформ преобладают низменности.
Низменность — это вид равнин с абсолютными высотами до 200 м (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская, Колымская низменности).
Возвышенность — это вид равнин с абсолютными высотами от 200 до 500 м (Среднерусская, Смолепско-Московская, Валдайская, Приволжская, Ставропольская).
Плоскогорье — это вид равнин с абсолютными высотами более 500 м (Среднесибирское плоскогорье).
Если кристаллический фундамент древних платформ выходит на поверхность (щиты), то возникают возвышенные формы рельефа — возвышенности (Среднерусская возвышенность на Воронежском массиве), плоскогорья (на Анабарском щите — Анабарское плато) или даже платформенные горы (Хибины на Балтийском щите и Алданское нагорье на Алданском щите).
Крупнейшими равнинами России являются Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье.
Складчатым областям (геосинклиналям) соответствует горный рельеф.
По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.
Низкие горы — это горы с абсолютными высотами ниже 2000 м (Хибины, Уральские горы, Бырранга).
Средние горы — это горы с абсолютными высотами от 2000 до 5000 м (Алтай, Саяны, Алданское и Чукотское нагорья, Верхоянский хребет, хребет Черского, Сихотэ-Алинь).
Высокие горы — это горы с абсолютными высотами более 5000 м (Большой Кавказ).
Для древних гор (байкальская, каледонская и герцинская складчатости), как правило, характерны низкие горы (Урал), областям средней (мезозойской) складчатости соответствуют средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь), а для молодых гор (кайнозойская, альпийская или тихоокеанская складчатости) характерны высокие горы (Кавказ). Для областей молодой складчатости характерны активные проявления сейсмичности и вулканизма (Камчатка и Курильские острова), где и расположены все действующие вулканы России — Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Толбачик, Шивелуч, Тятя и другие.
Особую группу образуют обновлённые (или возрождённые) горы: эти горы имеют древний возраст, но в своей истории они испытали дополнительные поднятия и достигают довольно больших абсолютных высот: горы Южной Сибири — Алтай, Саяны, Становое нагорье и другие.
Самыми высокими горами России является Большой Кавказ, высшая точка которого — потухший вулкан Эльбрус — 5642 м. На Камчатке находится самый высокий по высоте конуса действующий вулкан мира— Ключевская Сопка (4688 м).
Самая низкая точка России — уровень Каспийского моря: -28 м.
Основными внешними силами рельефообразования являются деятельность ледников, ветра, текучих вод и человека.
В результате древнего оледенения возникли моренные (ледниковые) формы рельефа — «бараньи лбы» в Карелии, моренные холмы и гряды (Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность, Северные Увалы, Сибирские Увалы).
В результате деятельности ветра образуются эоловые формы рельефа — барханы в пустынях и останцы (например, Красноярские столбы или гора Кольцо в районе Кисловодска).
Под воздействием текучих вод образуются овраги и балки, характерные для южной части Русской равнины, а также оползневые и карстовые формы рельефа.
Под воздействием хозяйственной деятельности человека образуются терриконы (горные отвалы) и карьеры в местах добычи полезных ископаемых, а также курганы и др.

2) Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика?

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) и морской транспорт.
Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Волго-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Дальнего Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перевозимых грузов.
Для развития речного транспорта необходимы крупные равнинные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ладожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоходные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, благодаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подушке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значительно расширяют возможности речного транспорта.
Морской транспорт имеет огромное значение в приморских регионах России: в Северо-Западном районе (Балтийское море), на Северном Кавказе (Азово-Черноморский и Каспийский бассейны), на Европейском Севере и севере Сибири (выход в Северную Атлантику и Северный морской путь), а также на Дальнем Востоке (Тихоокеанский бассейн). Для развития морского транспорта в России необходима модернизация имеющихся и строительство новых глубоководных портов, модернизация имеющегося торгового флота и строительство современных специализированных кораблей (паромы, танкеры, газовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, рефрижераторы, атомные ледоколы и т.д.), а также развитие круизного флота. Без развития водного транспорта невозможно освоение районов Крайнего Севера и развитие внешней торговли России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: