Пищевкусовые товары

Сахар

Овощи и фрукты

Овощи и фрукты не имеют такого большого значения в междуна­родной торговле, как, например, зерновые. Они выращиваются по всему миру и различаются в ассортиментах по регионам, в зависимости от почвенных и климатических условий. За последние годы роль овощей и фруктов в современной диете человека возрасла, что привело к увеличению площадей их выращивания и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломе­раций.

Среди фруктов наибольшее значение в международной торговле имеют цитрусовые и бананы. Их мировое производство в 90-х гг. со­ставляло 75—80 млн. т в год. Торговля цитрусовыми осуществляется в основном между странами Средиземноморского бассейна и евро­пейскими странами, а бананами — между Латинской Америкой, Северной Америкой и Европой. Объем мирового экспорта бананов в 90-е гг. составлял 10—12 млн. т.

Среди фруктов умеренной климатической зоны наибольшее зна­чение в международной торговле имеют яблоки. В середине 90-х гг. их мировое производство составляло свыше 30 млн. т, в том числе свыше 10 млн. т экспортировалось.

В Европе достаточно активно развивается торговля свежими и замороженными ягодами (клубника, малина, вишня и др.).

Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2/3 мирового производства) и в умеренной климатической зоне из сахарной свеклы. Основными производителями сахара из сахарного тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Ин­дия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах произ­водящих свекловичный сахар, как правило, применяются правитель­ственные субсидии, особенно для стимулирования экспорта по це­нам, которые могли бы конкурировать с ценами тростникового са­хара.

В 1995—1996 гг. объем продукции в 110 странах-продуцентах, со­гласно оценке специалистов, составил примерно 120 млн. т (на об­щую сумму 25 млрд. дол.); около 28% было поставлено на внешний рынок.

Производство сахара является важной отраслью сельского хозяй­ства многих стран, поэтому национальные рынки сахара обычно защищаются с помощью различных инструментов (контингенты, контролируемые цены внутреннего рынка и др.). В ближайшие годы потребление сахара будет возрастать примерно на 1,2% ежегодно и достигнет к концу столетия 125 млн. т. Этому будет способствовать политика правительств по поддержке национальных производите­лей, а также действие Международного соглашения по сахару.

В то же время в пищевой промышленности увеличивается по­требление заменителей сахара, которые вытесняют с рынка натураль­ное сырье. К ним относятся, например, сахарин, кукурузные сиропы (распространены в США) и др. Производство заменителей сахара также будет увеличиваться, прежде всего в промышленно развитых странах. Заменители будут вытеснять натуральный сахар, особенно при изготовлении безалкогольных напитков, кондитерских изделий и других продовольственных товаров. В результате совершенствова­ния технологий в производстве заменителей сахара должны снизиться цены на них, что будет способствовать увеличению их потребления и ослабит позиции натурального сахара даже в традиционных сфе­рах его применения в пищевой промышленности.

Цены на сахар характеризуются большой нестабильностью, уси­ливаемой спекуляциями на биржах. Три четверти мировой торговли сахаром осуществляется на свободном рынке, где наиболее представительными ценами являются котировки Лондонской, Нью-Йоркской и Парижской бирж. Остальная часть сахара реализуется по высоким ценам преференциальных рынков, например импорт сахара в страны ЕС из стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.

Регулирование мирового рынка сахара осуществляется на основе Международных соглашений по сахару, первое из которых было за­ключено в 1932 г. На основе решений Международного соглашения по сахару 1968 г. была создана Международная организация по сахару (International Sugar Organization, ISO) со штаб-квартирой в Лондоне. Высшим органом этой организации является Международный совет по сахару (International Sugar Council, ISC).

К пищевкусовым товарам относятся товары группы 07 СМТК:

кофе, чай, какао, специи.

Кофе выращивается в тропической климатической зоне более чем в 70 странах. Основные сорта — «арабика» (около 90% мирового производства кофе) и «робуста», который выращивается в основном в Африке. В некоторых странах (Либерия, Конго, Ява) выращивается также сорт «либерика», который качественно уступает первым двум и почти не имеет значения в международной торговле.

Основными продуцентами кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляется или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импор­тер).

Торговля кофе осуществляется как непосредственно между фир­мами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Нью-Йорке и Лондоне. Сделки с реальным товаром осуществляются, как правило, в Гамбурге, располагающем крупнейшими в Европе складами в свободной таможенной зоне.

Регулирование рынка кофе осуществляется Ассоциацией стран — продуцентов кофе (Association Coffee Producing Countries, ACPC), а также на основе Международных соглашений по кофе. Первое Международное соглашение по кофе заключено в 1962 г., второе — в 1968 г., третье — в 1976 г., четвертое — в 1983 г., пятое — в 1994 г. на период до сентября 1999 г., однако фактически перестало дейст­вовать уже за несколько месяцев до этого срока. Дерегулирование рынка кофе произошло вследствие реализации в большом объеме его излишков и запасов бразильскими продуцентами, которые ис­пользовали благоприятный момент для получения прибыли в резуль­тате обесценения бразильской валюты после финансового кризиса.

Какао, так же как и кофе, выращивается в тропической зоне, а затем в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Аме­рика (Бразилия и Мексика), а также Малайзия.

Ежегодные объемы мирового производства какао, как правило, значительно отличаются, что приводит к постоянным колебаниям цен на мировом рынке. Основными факторами, влияющими на объемы производства, являются засуха в Африке, проливные дожди или холода в период сбора какао, бобов в Бразилии, а также частые изменения площади выращивания какао под влиянием низких цен международного рынка в предыдущем периоде.

Основными потребителями какао считаются США, Германия, Гол­ландия, Великобритания, Швейцария.

Международная торговля какао осуществляется как между фир­мами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Лондоне и Нью-Йорке.

Регулирование рынка какао осуществляется на основе Междуна­родных соглашений по какао. Первое Международное соглашение было заключено в 1972 г., второе — в 1975 г., третье — в 1980 г., четвертое — в 1986 г., пятое — в 1993 г.

Чай выращивается в тропической и субтропической зонах. Наи­более ценными сортами черного чая обладают Кения и Шри Ланка, а также Индонезия, которая поставляет очень ароматный чай золотистого цвета. На рынке также присутствует зеленый чай из Китая, однако его популярность относительно не велика.

Основными производителями чая в 1998 г., как и в прошлые годы, оставались Индия (867 тыс. т), Кения (294 тыс. т), Шри Ланка (280 тыс. т), а также Индонезия и Бангладеш, основными экспорте­рами — Шри Ланка (271 тыс. т), Кения (264 тыс. т), Индия (205 тыс. т)*. В Индии большая часть чая потребляется на внутрен­нем рынке.

БИКИ, 1999. № 57. 20 мая. С. 6.

Чай является традиционным товаром аукционной торговли. В 1679 г. в Лондоне прошел первый аукцион чая, а 29 июня 1998 г. — последний. Великобритания была единственной, не производившей чая страной, в которой проходили чайные аукционы. Теперь они про­ходят только в странах-производителях. В 1997 г. Кения отказалась участвовать в лондонских аукционах, аналогичным образом посту­пили Шри-Ланка, Малави и Танзания. Наибольшее значение имеют чайные аукционы в Калькутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка).

Наиболее представительными ценами на специи (черный и белый перец, кардамон, тмин, гвоздика, имбирь и др.) являются цены Лон­донского оптового рынка.

В последние годы отмечалось значительное увеличение потреб­ления перца в странах Азии. В таких государствах, как Индонезия и Китай, все большее количество перца направляется на внутренний рынок. В то же время растет потребление перца и в других странах. В этой связи наблюдается существенное превышение потребления перца над его производством и, как следствие, сокращение запасов и рост цен.

В середине января 1997 г. цены на белый перец на европейском рынке составляли 5600 дол. за т, а на черный перец — 3000 дол. Черный и белый перец получают с одного растения. Если разница в ценах на черный и белый перец превышает 1500 дол. за т, продуцен­ты переключаются на выпуск первого.

На долю США приходится около 90% мировых закупок черного перца. Он производится в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.

Основным поставщиком белого перца выступает Индонезия, а также Бразилия и Малайзия. Крупнейшими потребителями белого перца являются Германия, Индонезия, США, страны Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: