Рынки топлива

Иридий

Таблица 4.1

Золото

Кадмий

Никель и никелевые руды

Олово, оловянные руды и концентраты

Ведущие позиции в добыче оловянных руд занимают Китай, Ин­донезия, Перу, Бразилия, Малайзия, Боливия и Таиланд.

Основными поставщиками оловянных концентратов на мировой рынок являются Австралия, Перу, Боливия и Канада. На мировой рынок поступают обычно концентраты, производимые мелкими продуцентами, не имеющими собственных плавильных мощностей, низкосортное сырье, переработка которого на местных предприяти­ях технологически сложна, а также концентраты, реализуемые по специальным соглашениям. При подавляющем объеме торговли оло­вянными концентратами предусматривается давальческая переработка сырья.

Производство рафинированного олова составляет около 220 тыс. т в год. Крупными производителями являются Китай, Индонезия, Ма­лайзия, основными потребителями — страны ЕС, США, Япония.

К сферам использования олова относятся производство белой же­сти (в основном для выпуска консервной тары), лужение, изготовле­ние припоев в электротехнической промышленности, производство баббитов для изготовления подшипников, выпуск латуни и бронзы, а также химическая промышленность.

В связи с географическим несовпадением основных районов про­изводства и потребления олова экспортируется около 90% выпуска этого металла.

Наиболее представительными ценами являются котировки Лон­донской биржи металлов и малазийского рынка (Куала-Лумпур)

Координацию деятельности на мировом рынке олова в опреде­ленной степени осуществляет Ассоциация стран — производителей олова (АТПК).

Мировые запасы никелевых руд оцениваются примерно в 50 млн. т. Значительное количество никеля обнаружено в месторождениях руд других металлов, однако содержание никеля в них значительно ниже. Потенциальным источником получения никеля являются месторож­дения на дне Тихого океана.

К крупнейшим продуцентам никелевой руды относятся Канада, а также регионы Австралии и Океании. В изготовлении первичных никелевых продуктов (рафинированного никеля, ферроникеля и ок­сидов никеля) ведущие позиции занимают российские, канадские, японские и норвежские фирмы. В 1997—1998 гг. мировое производ­ство рафинированного никеля составляло свыше 1 млн. т в год.

Основными потребителями никеля являются Япония, США, Гер­мания, а также Бразилия, Республика Корея и Тайвань

Потребление никеля по сферам использования часто подразделяют на два вида — первичное (промежуточное) и конечное. К первичному потреблению относится производство нержавеющих сталей, сплавов с цветными металлами, никелевых покрытий, литья, низколеги­рованных сталей. Основными сферами конечного потребления яв­ляются химическое, нефтехимическое и атомное машиностроение (около 25%), производство потребительских товаров длительного пользования (около 25%), транспортное машиностроение (около 15%), автомобилестроение (около 10%).

Ведущими экспортерами выступают Канада и Новая Каледония, основными импортерами — Япония, США, Германия.

Наиболее представительными ценами на никель являются цены Лондонской биржи металлов.

Кадмий является побочным продуктом производства цинка, свинца и меди, а также извлекается из кадмийсодержащего лома.

С начала 90-х гг. производство и потребление кадмия были сба­лансированы и составляли 18—20 тыс. т в год. Основными произво­дителями являются Япония, Канада, Китай, Бельгия, Германия, США, а основными потребителями — Япония, Бельгия, Франция, США.

На никель-кадмиевые аккумуляторные батареи приходится 75% суммарного потребления кадмия. По прогнозу Международной кад­миевой ассоциации (International Cadmium Association), потребле­ние никель-кадмиевых батарей в мире должно возрастать, особенно если будут осуществлены проекты в области производства автомо­билей с электродвигателями. Спрос на кадмий в других сферах потребления (производство красок и пиментов, кадмирование и др.) находится на низком уровне.

В Японии спрос на никель-кадмиевые аккумуляторные батареи составляет 65% мирового спроса. Однако в 1995 г. он снизился в результате перехода к использованию никель-гидридных батарей.

Функционирование мирового рынка золота характеризуется про­цессом его демонетизации: золото утратило функции денежного и валютного металла и превратилось в товар, хотя и с особыми свойствами. Этот процесс начался в 1968 г., когда ведущие промышленно развитые страны по взаимной договоренности перестали поддержи­вать рыночную цену металла на уровне официальной цены 35 дол. за тройскую унцию (31,1035 г). В 1971 г. американская администрация прекратила покупку и продажу золота по официальной цене, тем самым разорвав связь доллара с золотом. В 1978 г. демонетизация получила юридическое оформление, когда в результате внесения поправок в устав Международного валютного фонда (МВФ) была упразднена официальная цена золота и отменены золотое содержа­ние и золотые паритеты валют. Члены МВФ перестали использовать золото для регулирования взаимных платежей. В 1999 г. началась про­дажа в широком масштабе золотых запасов Великобритании, Швейцарии и некоторых других развитых стран.

Демонетизация существенно изменила характер мирового рынка золота. Теперь практически вся деятельность по производству, реа­лизации и потреблению драгоценного металла сосредоточилась в частных руках, а государственные власти, если и участвуют в этом процессе, то только в роли обычных рядовых клиентов.

Официальная цена золота как экономическая категория исчезла, поэтому все сделки с металлом совершаются исключительно по рыночным ценам, без регулирующего воздействия государственных властей. Следовательно, как и на любых других рынках металла, повысилась нестабильность рыночной цены золота, ее чувствитель­ность к разного рода событиям, часто случайным, экономического и политического характера.

Мировой ценой золота считаются котировки крупнейших между­народных центров торговли физическим металлом (Лондон, Цюрих) или золотых бирж (Нью-Йорк, Токио). Указанные котировки явля­ются исходными и основополагающими при торговле на всех других золотых рынках.

В последнее время золото поступает на мировой рынок в основ­ном из четырех источников:

· из новой добычи;

· в виде золотого лома;

· из государственных резервов;

· из частных накоплений (детезаврация).

Первый источник — первичный металл, при реализации которо­го увеличивается общий объем накапливаемой массы золота в мире, остальные источники — вторичный металл, который попадает на рынок в порядке перераспределения ранее накопленных фондов. Естественно, что преобладают поступления первичного металла.

Современное состояние золотопромышленности характеризуется тремя важными особенностями.

Во-первых, после заметного сокращения в предыдущие годы мировая золотодобыча вступила с начала 80-х гг. в полосу устойчи­вого роста, продолжающегося до сих пор.

Во-вторых, в мировой золотодобыче усиливаются позиции США, Австралии и Канады, тогда как у основной золотодобывающей страны — ЮАР объемы добычи золота в течение уже более двух десятилетий постоянно снижаются. Снижаются объемы добычи и в России. В то же время наблюдается десятикратный рост объемов золотодобычи с 1993 по 1999 г. в Перу (табл. 4.1).

Мировая добыча золота (тонн) *

Страны Годы
           
Всего 2132,3 2148, 2104,7 2143,6 2284,0 2312,7
В том числе            
ЮАР 619,5 583,9 522,4 494,6 492,5 473,8
США 331,0 326,0 313,0 312,0 338,0 362,6
Австралия 248,1 255,2 253,5 289,5 311,0 310,9  
Канада 153,3 146,4 150,9 166,4 171,4 165,9
Китай 121,0 124,1 136,4 120,6 149,6 158,2
Индонезия 41,6 42,5 63,3 83,6 90,0 108,6
. Перу 8,0 54,7 56,5 65,1 74,3 93,8
Россия 149,5 142,6 131,9 123,4 123,0 85,6
Узбекистан 66,6 64,4 63,6 71,0 82,0 82,0

* World Metal Statistics. May 1999. P.79.

В-третьих, мировое производство увеличивается в результате во­влечения в разработку относительно бедных месторождений, что стало возможным благодаря внедрению новых технологий извлече­ния металла.

Изменение цены золота может по-разному влиять на состояние золотодобычи в разных странах. С одной стороны, более высокий уровень цены, дающий возможность прибыльно вести дело на участках с пониженным содержанием металла, в ряде случаев сти­мулирует консервацию богатых месторождений и переключение на разработку более бедных пород, с другой — возросшая цена позво­ляет вовлечь в эксплуатацию ранее нерентабельные и даже забро­шенные месторождения, что может привести к увеличению объемов добычи.

В золотодобывающей промышленности ЮАР развитие пошло по первому варианту, поскольку горное законодательство страны запре­щает использование богатых месторождений, если есть возможность вести безубыточную добычу на более бедных участках. В настоящее время в ЮАР ведется разработка только тех участков, которые дают менее 5 г чистого металла из каждой переработанной тонны породы.

Нынешний совокупный спрос на рынке не обеспечивается по­ставками золота только из первичных источников. Разница покры­вается продажей вторичного металла в виде золотого лома, а также из ранее накопленных запасов.

Золото, поступающее на мировой рынок, приобретают три кате­гории покупателей:

· производители для последующей переработки в готовую про­дукцию — ювелирные изделия, монеты, медали, предметы промышленно-бытового назначения;

· частные владельцы для того, чтобы застраховаться от возмож­ного обесценения денежного капитала и сбережений, а иногда и заработать на спекулятивных операциях;

· государственные власти главным образом для пополнения офи­циальных золотых резервов, хотя сейчас это происходит срав­нительно редко и в небольших масштабах.

В настоящее время в общем объеме закупок физического металла преобладает спрос промышленных потребителей, что обусловило по­вышение мирового спроса на золото (за последнее десятилетие он увеличился почти вдвое). В свою очередь повысился спрос на юве­лирные изделия и, соответственно, возросли темпы роста ювелир­ного производства. Впервые в истории возникла ситуация, когда все вновь добываемое золото перерабатывается на ювелирные изделия. Наивысший уровень потребления золота на эти цели отмечен в Италии и Индии.

Многие специалисты предполагали, что утрата золотом функций денежного и валютного металла приведет к более широкому его применению в качестве сырья для промышленно-производственных целей. Однако этого пока не произошло. Основной причиной отно­сительно невысокого потребления золота в промышленности и в быту является его дороговизна, заставляющая потребителей экономить металл. Во-первых, идет непрерывный поиск материалов и техноло­гий, которые бы позволили вообще обходиться без золота. Во-вторых, если золото заменить невозможно, внедряются методы, позволяющие сократить его расход: более тонкие покрытия, локальное золочение, использование других сплавов и т.д.

При всем значении промышленного спроса решающая роль в формировании конъюнктуры на мировом рынке золота все-таки принадлежит частным инвесторам и тезавраторам, причем «погоду» делают крупные покупатели из промышленно развитых стран. Бан­ковские и финансовые учреждения из Северной Америки, Западной Европы, Японии регулярно помещают в золото наряду с вложениями в ценные бумаги, валюту, недвижимость часть своих капиталов, при­обретая либо стандартные валютные слитки (весом от 11 до 13 кг), либо сертификаты, подтверждающие право собственности на определенное количество золота. Соображения сравнительной выгоды и минимизации риска, заставляющие отдавать предпочтение тому или иному виду инвестиций, предопределяют масштабы денежных средств, выделяемых ими для приобретения финансового актива — золота. И, как показывают наблюдения, в зависимости от интенсив­ности и длительности такого спроса начинает изменяться и рыноч­ная оценка металла.

Помимо купли-продажи физического металла широко распрост­ранена фьючерсная биржевая торговля золотом. Объем биржевой торговли, как и в случае с другими металлами, намного превосходит объем операций с физическим металлом. Биржевая торговля заметно влияет на конъюнктуру торговли физическим металлом.

Но как бы то ни было, рыночная конъюнктура золота в гораздо большей степени зависит от состояния и тенденции спроса, чем от текущего предложения. Решающее влияние на формирование рыночной цены оказывают намерения и действия покупателей, а не производители и другие поставщики металла на рынок, которые вы­нуждены ориентироваться на рыночную цену как на заданную вели­чину и приспосабливаться к ней, не имея средств повлиять на нее радикальным образом. Единственное, что может производитель — это придержать металл, уменьшить объем предложения на рынке и тем самым создать предпосылки для повышения цены. Но эффект от этого всегда является временным, так как в отличие от рынков других металлов, если на золото появляется спрос, то на рынке в качестве продавцов сразу появляются другие владельцы, реализую­щие металл из ранее накопленных запасов.

Иридий является относительно малоизвестным металлом плати­новой группы. Со второй половины 90-х гг. на мировом рынке на­блюдается рост цен на этот металл, причем ожидается сохранение этой тенденции в ближайшей перспективе. Рост цен связан с огра­ниченным количеством имеющегося иридия и появлением новых сфер его потребления.

До середины 90-х гг. свыше 90% иридия, потребляемого в мире, использовалось в электрохимической промышленности, в первую очередь для покрытий электродов или в катализаторах. По данным экспертов, в 1996 г. доля, приходящаяся на производство химикатов, в суммарном потреблении этого металла в западных странах снизи­лась до 48% (в 1994 г. — 62%). На тигли, используемые в электрон­ной промышленности для образования кристаллов, и на электроды свечей зажигания, применяемые в авиации, приходилась наиболь­шая часть остального потребляемого иридия. В середине 90-х гг. спрос на иридий повысился в результате его использования в катализато­рах, применяемых при производстве уксусной кислоты. Небольшое количество иридия используется также в каталитических фильтрах-нейтрализаторах выхлопных газов автомобилей, которые начали производиться в Японии в 1996 г.

Потребление иридия в западных странах за период с 1990 по 1995 г. почти удвоилось. В 1995 г. оно увеличилось до 1,62 т (в 1990 г. — 0,84 т). Одним из факторов, влияющим на рост спроса на иридий, является его использование с другим металлом платиновой группы — рутением, что стимулировало также повышение потребления руте­ния до 9,49 т, тогда как в 1993 г. указанный показатель составлял только 5,66 т. Цены на рутений также возросли.

Сектор иридийсодержащего лома мирового рынка иридия не ре­агирует на изменение ситуации адекватно в связи с высокими издерж­ками на получение рафинированного иридия из вторичного сырья.

Мировой рынок топлива охватывает торговлю товарами раздела 3 СМТК (Минеральное топливо, смазки и подобные им товары/Mineral fuels, lubricants and related materials), который включает четыре то­варные группы:

32. Уголь, кокс и брикеты/Coal, coke and briquettes

33. Нефть, нефтепродукты и подобные им товары/Petroleum, petroleum products and related materials

34. Природный и искусственный газ/Gas natural and manufactured

35. Электроэнергия/Electric current.

На мировом рынке топлива ведущую роль играют нефть, нефте­продукты, природный газ и каменный уголь. Основное место в ми­ровом производстве и потреблении первичных энергоресурсов зани­мает нефть (около 40%), на газ приходится около 23%, на уголь — около 31%, на АЭС — около 2%, на ГЭС и другие виды энергоресур­сов — около 3% *.

* Байков Н., Безмельницына Г. Тенденции развития зарубежной энергии//МЭиМО. 1977. № 4. С. 139.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: