Самочувствие ребенка в школе

ПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ

Все описанные выше способы опосредованной передачи эмоциональных состояний часто затрудняют общение, не дают понять другим, какие же чувства человек на самом деле испытывает. Это приводит к неопределенности, ощущению неискренности и психологическому дискомфорту.
Но ведь существуют и позитивные способы передачи эмоционального состояния. К ним относятся следующие.

Называние собственных чувств. Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно». Обратите внимание, как на самом деле редко мы используем эти, казалось бы, простые выражения. Это свидетельствует о том, что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.

Употребление сравнений. Например: «У меня такое чувство, будто я обидел невинного ребенка». Употребление подобных метафор предполагает, что люди чувствуют приблизительно одно и то же в одинаковых ситуациях.

Описание своего физического состояния. Например: «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце, волосы встали дыбом». Под влиянием эмоций у человека меняется его физическое состояние, возникают специфические телесные ощущения. Поэтому иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемую в этот момент эмоцию.

Называние возможных действий. Например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Как бы я хотел обнять тебя», «Мне хочется тебя ударить». Опасность использования такой формы выражения эмоций заключается в том, что ребенок может воспринять сказанное буквально.

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.

Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.
Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета 1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет). 2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет). 3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет). 4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет). 5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет). 6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет). 7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет). 8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).  

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: