Текст опросника. Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов

В несколько этапов.

Обработка полученных данных осуществляется

Первый этап: Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятность социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщение (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Обработка результатов проводится качественно.

Если все отметки в первом столбце «Нет», то результат можно интерпретировать как «идеальный коллектив», которых на практике не бывает

Чем больше отметок в столбцах «Иногда» и особенно «Да», тем выше опасность конфликтных ситуаций и хуже психологический климат в коллективе.

Диагностика психологического климата в малой производственной группе.1

Диагностическая цель. Изучение психологического климата в малой производственной группе.

Инструкция. Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями.

_____________________________________________________________________

1 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – M.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – С. 490.

Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3», является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.

Признаки здорового психологического климата Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата
1.Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 5-4-3-2-1 1.Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъёма приподнятости.
2.Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 5-4-3-2-1 2.Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
3.Доброжелательность и доверительные интонации прёоб­ладают в нашем деловом общении. 5-4-3-2-1 3.Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
4.Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных, и почти ни у кого не вызывает зависти. 5-4-3-2-1 4.Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
5.В нашем трудовом коллективе новичок, скорее всего, встретит доброжелательность и радушие. 5-4-3-2-1 5.В нашем коллективе новичок ещё долго будет чувствовать себя чужаком.
6.В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 5-4-3-2-1 6.В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 5-4-3-2-1 7.В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряжённо.
8.У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 5-4-3-2-1 8.Многие из нас предпочитают «своё» носить в себе.
9.Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных. 5-4-3-2-1 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас не сопровождается отрицательными эмоциями.
10.Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и перед всем коллективом. 5-4-3-2-1 10.Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет у нас держать ответ лишь перед руководителем.
11.Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 5-4-3-2-1 11.У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.
12.Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 5-4-3-2-1 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
13.В нашем коллективе гласность – это норма жизни. 5-4-3-2-1 13.До настоящей гласности в нашем коллективе ещё далеко.
Итого баллов:    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: