Трансцендентный опыт

Опыт космогенеза.

Коллективнй опыт биосферогенеза.

Коллективный видовой опыт филогенеза.

Коллективный культурно-исторический опыт (включающий историю рода, нации, цивилизации).

Личный опыт развития во взаимодействии со средой обитания (опыт онтогенеза);

Закреплен в автобиографической области памяти.

Закреплен в виде интроекций усвоенных в процессе социализации;

Закреплен в виде побуждений (инстинктов), направленных на сохранение вида Homo Sapiens

Закреплен в структуре побуждений (инстинктов) направленных на а).преследование по типу “охотник-жертва”, б).самосохранение, в).продолжение рода, г).стремление к ранговому соответствию, д).стремления к превосходству и т.д.

Закреплен в виде динамических паттернов психической активности поддерживающих переход от сверхмалых или сверхбольших масштабов пространства – времени к масштабам доступным для осознания. Понятие пространства и времени в этом случае приближается к кантовскому – “априорная форма синтетического мышления”.

С точки зрения сегодняшних представлений о происхождении и развитии Вселенной космогенез может быть представлен либо как переход мира из квантового состояния в классическое в результате квантового измерения в результате квантовых флуктуаций, либо как переход сингулярности в возбужденное, порождающее известное нам многообразие феноменов состояние.

Сознание обладает определенной разрешающей способностью восприятия времени. Опытные данные показывают, что самый малый промежуток времени, который может различить человек равняется 20 миллисекундам. (Фрейзер). Известно, что процессы жизнедеятельности осуществляются в несравнимо более мелких временных масштабах. Причем, на микроскопических интервалах времени их успешное завершение, требует психического обеспечения. Психическая активность в этих интервалах времени не может восприниматься человеком в не измененном состоянии сознания.

Кроме того, жизнедеятельность организма не может быть не представлена и в тех интервалах темпоральности, в которых известная нам физика “перестает работать”. (менее 10 в -44 степени секунды). Есть все основания полагать, что сверхмалые промежутки времени характеризуются возникновением все той же сингулярности.

Таким образом, память об опыте космогенеза может быть представлена в виде динамических паттернов психической активности поддерживающих переход от сверхмелких масштабов пространства-времени к масштабам доступным для осознания.

Память о переходе из квантового состояния в классическое может поддерживаться активностью мембранных и молекулярных структур образующих системы со смешанными свойствами (квантовыми и классическими). К примеру, микротрубочки цитоскелета образованные белками тубулинами, свойством которых является способность менять пространственную организацию в сверхмалых временных интервалах. Вследствие чего некоторая часть системы микротрубочек цитоскелета в каждый момент времени оказывается в нелокальном квантовом состоянии (Пенроуз Р., Стапп Г., Митя Перус и др.)

Подлинное, вечное, вневременное бытие, которое “никогда не начиналось, и никогда не кончается”. Оно всегда есть.

Присутствие человека в непривычной среде дестабилизирует его привычный интерфейс.

В стремлении стабилизировать его психика обращается к более глубоким структурам, образованным вследствие более древнего опыта.

То есть адаптация к среде, контакт с которой не обеспечен личным опытом, побуждает его безотчетно обращаться к культурно-историческому опыту. При этом он пытается в своем поведении найти опору на образцы, запечатленные в родовой или национальной памяти. Эта память загадочным образом передается ему в результате контактов с культурной средой в процессе социализации.

Отсутствие этих контактов или невозможность доступа к этому виду памяти побуждает человека обращаться к архетипам коллективного бессознательного, где он встречается с архетипическими образами (старцы, герои, боги и т.д.) и сценариями отражающими прототипные знания о правильном поведении в тех или иных обстоятельствах.

Если в филогенетической памяти не отражен опыт биологического выживания в этой среде то психика обращается к опыту биосферогенеза, а потом и к опыту космогенеза.

Процесс обращения к более глубоким слоям памяти вызывает изменение восприятия масштабов пространства времени в направлении их расширения. Это сопровождается переживанием величия, красоты, созерцанием огромных пространств, первобытным восторгом, что несет с собой угрозу инфляции эго и “затопления” сознания содержанием бессознательного. Здоровая психика должна защищать себя от дезинтеграции тем или иным способом (сонливость, “огрубление” при помощи обильной жирной пищи, алкоголя, ограничение или избегание контакта с природной средой, рационализация и т.д.). Следует отметить, что, судя по всему, рационализация является одной из самых продуктивных форм не только защиты, но и адаптивного поведения в условиях такой среды. Т.к. усложнение, в процессе рационализации структуры сознания позволяет ему ассимилировать нарастающие объемы, образующейся в бессознательном информации, без угрозы деформации или разрушения архитектуры личности.

Арктика это географическая область, с которой не связана история социальной и биологической эволюции человека и предшествующих ему видов.

Соответственно установление интерфейса между человеком и природной средой Арктики, в особенности арктической пустыни, должно сопровождаться вышеперечисленными явлениями. Что и подтверждается опытом исследования в условиях Морской арктической комплексной экспедиции. Поскольку контакт человека с природной средой Арктики может быть обеспечен только опытом космогенеза, память о котором вдруг таинственным образом начинает оживать в глубинах бессознательного, то восприятие времени начинает изменяться парадоксальным образом. Человек обнаруживает величие пространства, протяженность которого обозначена всего лишь тонкими оптическими и световыми явлениями, которые, судя по всему, бывают только в этих широтах. Разумеется, эти переживание случаются лишь в том случае если путешественник не смог или не захотел уклониться от осознанного контакта с Арктикой. Обращает на себя внимание то, что, переживая величие и красоту Мира, человек как будто бы вспоминает о своем достоинстве. Арктика как бы рассказывает человеку, который присутствует в ее природной среде о том, каким он мог бы быть, но не стал. Человек начинает воспринимать изначальную красоту, свободу и разумность как атрибут мироустройства, и как содержание собственного достоинства. Следует отметить, что эти переживания сопровождаются успокоением, которое не имеет ничего общего с эйфорией возникающей в процессе развития маниакального состояния. Величие воспринимается как что-то тихое, иногда ласковое и родное. Человек, становится молчаливым, но внимательным к окружению.

Обращает на себя внимание, что переживание арктической красоты может сменяться неожиданной сонливостью, или другими формами защиты сознания от опасного “наводнения” содержанием бессознательного.

Покидая Арктику, у путешественника нередко возникает чувство, будто бы он, что-то недопонял, что имел шанс, к какому то преображению, но не смог им воспользоваться. Возможно, комплекс этих переживания лежит в основе так называемой Арктической болезни, которая проявляется необъяснимой тягой вернуться в Арктику.

При движение на юг, к материку, мироощущение меняется. Интерфейс с природной средой начинает обеспечиваться памятью об опыте, полученном в процессе биосферогенеза, антропогенеза, культурогенеза. И по мере воспроизведения этого опыта, (спонтанно или в процессе направленной медитации) возникает ощущение, что история человечества, это история уклонения человека от собственного достоинства под воздействием какого то морока и попыток его преодоления.

Данные, полученные в экспедиции в результате исследований, наблюдений, опросов и анкетирования, позволяют сделать предположение, что человек, это нечто большее, чем он сам о себе думает. Если он является хранителем памяти о космогенезе, то вполне возможно он осведомлен и о его предназначении.

Размышляя об арктических переживаниях, я нахожу, что согласен со знаменитым кембриджским философом доктором Броудом в том, что «мы должны рассмотреть намного более серьезно, чем делалось прежде, теорию, которую выдвинул Бергсон в связи с изучением воспоминаний и чувственного восприятия. Предположение состоит в том, что функция мозга, нервной системы и органов чувств главным образом очистительная, а не производительная. Каждый человек в каждое мгновение способен вспомнить все, когда-либо происшедшее с ним, и воспринять все, происходящее повсюду во вселенной. Функция мозга и нервной системы состоит в защите нас от переполнения и потрясения этой массой, в основном, бесполезного и ненужного знания: не допускать большую часть того, что мы иначе воспринимали бы и вспоминали в любой момент, а оставлять только ту, очень небольшую, специальную выборку, которая, вероятно, будет практически полезной». Согласно подобной теории, каждый из нас в потенции является Всемирным Разумом. Но поскольку мы суть животные, наше дело-любой ценой выжить. Чтобы сделать возможным биологическое выживание, Мировой Разум приходится пропускать через редукционный клапан мозга и нервной системы. На выходе же имеет место жалкая струйка своего рода сознания, которая помогает нам выжить на поверхности этой конкретной планеты. Для формулирования и выражения содержимого этого редуцированного знания человек изобрел и бесконечно усовершенствовал те символические системы и не высказанные прямо.философии, которые мы называем языками. Каждый индивидуум одновременно является иждивенцем и жертвой лингвистической традиции, в которой родился – иждивенцем, поскольку язык дает ему допуск к собранию записей о переживаниях и опыте других людей, а жертвой, поскольку язык укрепляет его веру в то, что редуцированное знание является единственным знанием, и сбивает с толку его чувство реальности, так что он чересчур склонен принимать понятия за данность, а слова – за действительные вещи. То, что на языке религии называется «сим миром», есть вселенная редуцированного знания, выраженного и, так сказать, пораженного языком. Различные «иные миры», с которыми человеческие существа по ошибке вступают в соприкосновение, являются многочисленными элементами в совокупности знания, принадлежащего Всемирному Разуму, Большинство людей большую часть времени знают только то, что проходит через редукционный клапан и освящено в качестве поистине реального родным языком. Однако некоторые люди, по-видимому, рождаются со своего рода байпасом, обходящим редукционный клапан. Другими же, временные байпасы могут приобретаться или спонтанно, или в результате обдуманных «духовных упражнений», или посредством гипноза” (Олдос Хаксли. “Двери восприятия”).

Анализ полученной в результате исследования информации позволит построить гипотезу о струкрогенезе интерфейса в системе “Человек – Окружающая среда Арктики” под влиянием различных типов темпераментов, динамики ресурсов биологической и психологической адаптации и наметить пути ее верификации. Соединение психологических и биологических методов позволит сделать предположение о типе и структуре прямых и обратных связей в системе “ Тело – Сознание – Бессознательное – Окружающая среда”.

[1] Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2005 Малер М., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. в сб. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды” (ред. М.В. Ромашкевича. (2005)https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050209

[2] А. де Сент-Экзюпери Сочинения. – М.: Книжная палата, 2000. – с.313-326. Источник: https://www.vavilon.ru/noragal/otage.html

[3] Стивен Каллахэн В дрейфе – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990 – с.34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: