Студенты задают много вопросов о лево– и праворукости. Самое время обратиться к этой теме, прежде чем мы начнем изучение основных навыков рисования. Я постараюсь охватить основные вопросы, хотя результаты многочисленных исследований, посвященных главенству той или иной руки, все еще представляются неокончательными и противоречивыми.
Зеркальное письмо выворачивает наоборот форму каждой буквы и располагает строки справа налево, т. е. в обратную сторону. Большинству читателей оно становится понятным, только когда поднесено к зеркалу:
Наиболее известным в истории автором, использовавшим зеркальное письмо, был итальянский художник, изобретатель и левша Леонардо да Винчи. Другим примером служит левша Льюис Кэрролл, автор “Алисы в стране чудес” и ее продолжения “Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса”, чье зеркально написанное стихотворение приведено выше.
Большинство правшей считает зеркальное письмо трудным, но для многих левшей это очень простое дело.
|
|
Попытайтесь написать свое имя зеркальным образом.
Во-первых, делить людей па левшей и правшей не совсем правильно. Существует широкий диапазон людей от полных левшей или полных правшей до тех, кто одинаково свободно владеет обеими руками. Большинство из нас оказывается где-то посредине, при этом приблизительно 90% людей оказывают более или менее явное предпочтение правой руке, а 10% отдают предпочтение левой.
Количество лиц, предпочитающих левую руку при письме, вроде бы возрастает (примерно с 2% в 1932 г. до 11% в 1980-х годах). Главной причиной этого роста, вероятно, является то, что преподаватели и родители научились мириться с леворуким письмом и больше не принуждают детей пользоваться правой рукой. Эта относительно недавно сформировавшаяся терпимость — 6лагоприятиое явление, потому что насильственное изменение руки может вызывать у ребенка серьезные проблемы — порой появляется заикание, они часто путают левую и правую стороны, с большим трудом учатся читать.
Исследуя вопрос о предпочтительном пользовании одной рукой, полезно иметь в виду, что это предпочтение — наиболее очевидный внешний признак того, как организован мозг человека (я уже упоминала о6 этом на стр. 35). Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, например, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что все предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию левшей часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всего прочего.
|
|
Л-РЕЖИМ
Л-режим — “праворукий” режим работы левого полушария. “Л” прямоугольна, прямолинейна, прямодушна, рассудительна, правдива, четко очерчена, лишена причуд, исполнена силы.
П-РЕЖИМ
П-режим — “леворукий” режим правого полушария. “П” извилиста, гибка, игрива и полна неожиданных завихрений и поворотов, сложна, диагопальна, причудлива.
Бывший вице-президент Соединснных Штатов Нельсон Рокфеллер, переученный левша, испытывал трудности при чтении подготовленных речей из-за тенденции читать в обратном направлении, справа налево. Причиной этой трудности могла явиться неумолимость его отца, настоявшего на переучивании сына, родившегося левшой.
“3а семейным обеденным столом Рокфеллер-старший надевал на левое запястье сына резиновое кольцо, привязывал к нему длинный поводок и дергал за него всякий раз, когда Нельсон начинал есть левой рукой, которой он отдавал естественное предпочтение”.
Цитируется по книге “Руководство для левшей”
Дж. Блисс и Дж.Морелла
В конечном счете молодой Нельсон сдался и выработал довольно-таки неуклюжую компромиссную привычку пользоваться двумя руками, но от последствий отцовского упрямства он страдал на протяжении всей своей жизни.
Кроме того, у учителей и родителей пет никаких разумных причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от “Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой” до “Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции”. Все это неубедительно, и я уверена, что эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей — предубеждение, которое теперь быстро исчезает, о чем мне приятно сообщить.
Отметая предрассудки, я вовсе не хочу сказать, что левши ничем не отличаются от правшей. Есть важные различия. Левши, как правило, меньше латерализованы, чем правши (латерализация означает степень, в которой определенные функции выполняются почти исключительно одним полушарием). Например, левши чаще обрабатывают речевую и пространственную информацию в обоих полушариях, чем это делают правши. Говоря точнее, речевая информация у 90% правшей и у 70% левшей обрабатывается в левом полушарии. Из оставшихся 10% правшей приблизительно у 2% речевая информация обрабатывается в правом полушарии мозга, а у 8% — в обоих полушариях. Из остающихся 30% левшей примерно 15% обрабатывают речевую информацию в правом полушарии мозга, а остальные 15% — в обоих полушариях. (Обратите внимание на то, что люди, у которых речь локализуется в правом полушарии — такую ситуацию называют доминированием правого полушария, так как язык всегда доминирует, — часто пишут в “скрюченном” положении, доставляющем учителям столько беспокойства. Это указывает на то, что положение руки при письме является еще одним внешним признаком организации мозга).
Имеют ли эти различия какое-либо значение? Люди настолько отличаются друг от друга, что рискованно делать какие-то обобщения. Однако эксперты в целом согласны в том, что смешение функций в обоих полушариях; (то есть меньший уровень латерализации) создает возможность для конфликта полушарий или взаимных помех. Верно, что левши, по статистике, чаще страдают заиканием и испытывают проблемы при обучении чтению, называемые дислексией. Зато ряд других экспертов полагает, что двустороннее распределение функций может служить предпосылкой более развитых умственных способностей. Левши преуспевают в математике, музыке и шахматах. История искусства тоже свидетельствует об определенном преимуществе левшей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо были левшами.
|
|