double arrow

Переход: опыт переключения слева направо


Глава 4

Создание условий для переключения Л - П

Упражнения в следующей главе разработаны специально для осуществления перехода сознания из Л- режима в П- режим. Исходной предпосылкой этих упражнений является то, что сам характер поставленной задачи может влиять на то, какое из полушарий возьмет управление на себя и займется этой работой, отключая при этом другое полушарие. Как я уже говорила, ученые утверждают, что полушария либо включаются поодиночке — состояние “включено” в одном полушарии вызывает состояние “выключено” в другом, — либо включаются оба, но одно из полушарий главенствует, осуществляя контроль над действием (внешним поведением). Но вопрос заключается в том, какими именно факторами определяется, которое из полушарий будет включено и/или будет осуществлять контроль.

Основываясь на изучении животных, пациентов с разделенным мозгом и людей с неповрежденным мозгом, ученые пришли к убеждению, что вопрос о главенстве может быть решен, в сущности, двумя путями. Один путь — это скорость: какое полушарие включается в работу быстрее? Второй путь — мотивация: какое полушарие в большей степени заинтересовано в выполнении данной задачи или какому полушарию эта задача больше нравится? И наоборот: какое полушарие меньше заботится о выполнении работы или любит ее меньше?

Так как рисование наблюдаемой формы — это, в основном, функция правого полушария мозга, мы должны исключить из этого процесса вмешательство левого полушария. Наша проблема заключается в том, что левое полушарие мозга является доминантным и быстродействующим и очень склонно вмешиваться в процесс со своими словами и символами, принимаясь даже за работу, не слишком подходящую для него. Исследования пациентов с разделенным мозгом показали, что левое полушарие мозга любит 6ыть начальником, так сказать, и предпочитает не уступать работу своему немому партнеру, если только она не слишком ему неприятна — либо потому, что занимает слишком много времени, слишком кропотливая или медленная, ли6о потому, что оно просто не в состоянии справиться с ней. Это как раз то, что нам необходимо, — задачи, которые отвергает доминирующее левое полушарие. Нижеследующие упражнения разработаны с тем расчетом, чтобы поставить перед мозгом задачу, которую левое полушарие или не может, или не желает выполнять.




Ацтеки в древней Мексике использовали левую руку при изготовлении лекарства для почек, правую — при лечении печени.

Индейцы майя были убежденными правшами: подергивание левой ноги оракула предвещало бедствие.

Из “Руководства для левшей”,

Дж. Блисс и Дж. Морелла

Инки древнего Перу считали леворукость знаком удачи.

“В прозе худшее, что можно сделать со словами, — это подчиниться им. Когда вы думаете о конкретном предмете, то думаете без слов, а затем, если хотите описать предмет, который визуализировали, вероятно, начинаете охотиться за словами, пока не найдете точных слов, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют этому предмету. Когда вы думаете о чем-то абстрактном, то более склонны к тому, чтобы использовать слова с самого начала, и, если вы не сделаете сознательного усилия, чтобы предотвратить это, в процесс вторгается привычный лексикон и проделывает за вас всю работу ценою затемнения или даже изменения смысла. Видимо, лучше как можно дольше отказываться от использования слов и добиться такой ясности смысла, какая возможна при созерцании картин или при непосредственном ощущении”.

Джордж Оруэлл “Политика и английский язык”

“Наше нормальное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, является всего лишь одним конкретным видом сознания, и в это же время совсем рядом, отделенные от него тончайшим из экранов, располагаются совершенно иные потенциальные формы сознания. Мы можем прожить жизнь, даже не подозревая об их существовании; но примените надлежащий стимул — и при одном прикосновении они тут же проявятся во всей своей полноте, вполне определенные виды ментальности, тоже, вероятно, имеющие какую-то свою область применения и приложения”.



Уильям Джеймс “Многоо6разие религиозного опыта”

Воспроизведение в рисунке наблюдаемой формы – в значительной степени функция правого полушария Теперь это уже проверено эмпирически и зафиксировано в литературе. Я объясняла, что для того, чтобы нарисовать наблюдаемую форму, нужно, чтобы левое полушарие было, в основном, “выключено”, а правое “включено”. Такое сочетание приводит к слегка измененному субъективному состоянию, в котором правое полушарие становится “ведущим”. Характерные черты этого субъективного состояния — это те самые ощущения, о которых говорят художники: чувство тесного “слияния” с работой, ощущение исчезновения хода времени, затрудненность в использовании и понимании слов, чувство уверенности в себе отсутствие беспокойства, чувство прикованности к формам и пространствам, которые остаются неназванными.

Важно научиться совершать переход из одного режима другой – из обычного вербально-аналитического состояния в пространственно-невербальное состояние. Создав условия для такого переключения сознания и переживая слегка изменившиеся ощущения, которые при этом возникают, вы сможете сами распознавать и стимулировать такое состояние — то самое состояние, в котором вы сможете рисовать.

Вазы и лица: упражнение для обоих полушарий

Следующие упражнения специально разработаны для того, чтобы помочь вам переключиться из доминирующего Л-режима в подчиненный П-режим. Я могла бы бесконечно долго описывать этот процесс па словах, по только вы сами спосо6ны непосредствеиио совершить это переключение сознания, это небольшое изменение в субъективном состоянии. Как однажды сказал Фэтс Вейлер, “если вы будете без конца расспрашивать, что такое джаз, то никогда этого не поймете”. Так же дело обстоит и с П-режимом: вы должны перейти из Л- в П-режим, ощутить состояние П-режима — только таким образом вы познаете его.

Ваза-лица, рисунок № 1

Вы, вероятно, видели рисунки, основанные на иллюзорном восприятии вазы и лиц. При первом взгляде кажется, что на рисунке изображены два лица в профиль. Но пока вы продолжаете смотреть на него, рисунок словно изменяется и становится изображением вазы. Один из таких вариантов представлен на рис. 4-1.

Прежде, чем начнете рисовать. Сначала прочтите инструкции к упражнению.

1. Нарисуйте на левой стороне листа бумаги голову человека в профиль, направленную лицом к центру. (Если

Рис. 4-1.

Рис. 4-2. Для левшей.

Рис.4-3. Для правшей.

вы левша, нарисуйте профиль, повернутый лицом к центру, справа). Показаны примеры рисунков левши и правши (рис. 4-2 и 4-3). Если хотите, придумайте свой вариант профиля. Представляется полезным, если этот профиль возникнет из отложившихся ранее в памяти, накопленных вами символов человеческого профиля.

2. Затем нарисуйте выше и ниже профиля горизонтальные линии, которые образуют верх и низ вазы (рис. 4-2 и 4-3).

3. Теперь еще раз обведите карандашом свой рисунок первого профиля. По мере того, как карандаш движется по очертаниям деталей лица, называйте их про себя: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Повторите этот шаг еще хотя бы раз. Это задача Л-режима — именование символических форм.

4. Затем, начав сверху, нарисуйте противоположный профиль. Сделав это, вы завершите вазу. Второй профиль должен быть зеркальным отражением первого, чтобы ваза была симметричной. (Рассмотрите еще раз пример па рис. 4-1). Ищите слабые сигналы от вашего мозга, свидетельствующие о переключении режимов обработки информации. Рисуя второй профиль, вы в какой-то момент можете испытать чувство мысленного конфликта. Отметьте этот момент. И отметьте, как вы разрешаете этот конфликт. Вы обнаружите, что второй профиль вы выполняете иначе. Это рисование в П-режиме.

Прежде, чем читать далее, выполните рисунок.

После того, как закончили. Теперь, когда вы закончили рисунок вазы-лиц, обдумайте, как вы это делали. Первый профиль был нарисован, вероятно, довольно быстро, а затем, в соответствии с инструкциями, вы обрисовали его повторно, вербализуя названия деталей по мере их прохождения.

Это левомозговой режим обработки — рисование символических форм по памяти и именование их.

Рисуя второй профиль (тот, что заканчивает вазу), вы, возможно, испытали некоторое замешательство или конфликт, о котором я упоминала. Чтобы продолжать рисование, вы должны были найти какой-то другой способ, нащупать какой-то другой процесс. Вы, вероятно, утратили ощущение того, что рисуете профиль, и начали просто сканироватъ пространство между профилями, оценивая углы, кривые, изгибы форм вовнутрь и наружу, длину отрезков линий относительно противоположных форм, которые теперь стали неназванными и безымянными. Другими словами, вы проводили постоянную корректировку линии, которую рисовали, проверяя, где вы находитесь и куда двигаетесь, сканируя пространство между первым профилем и его зеркальной копией.

Антрополог Томас Глэдпин сопоставил навигационные навыки, которыми руководствовались европеец и туземный моряк с острова Трук, проводя свои суденышки между крошечными островами на просторах Тихого океана.

Прежде чем поставить парус, европеец начинает составлять план, который заполняется такими подробностями, как азимут, градусы долготы и широты, примерное время прибытия в отдельные пункты маршрута. Как только план обдуман и составлен, моряку остается только последовательно выполнить каждый его шаг, чтобы 6ыть уверенным в своевременном прибытии в запланированное место. Моряк использует все доступные инструменты, вроде компаса, секстанта, карты и т. п., и, если требуется, может в точности описать, как он добирался до пункта назначения.

Европейский навигатор использует режим левого полушария.

Дж. А. Паредес и М. Дж. Хепберн

“Разделенный мозг и кулътурно-познавательный парадокс”

Туземец с острова Трук, напротив, начинает свое путешествие, представляя в уме положение места назначения относительно положения других островов. Находясь в пути, он постоянно корректирует направление движения в соответствии с тем, что он знал о своем местоположении до сих пор. Его решения являются непрерывной импровизацией, сверяемой с относительным положением различных ориентиров, с солнцем, направлением ветра и т. д. Он прокладывает маршрут, ориентируясь на то, где он стартовал, где находится сейчас и каково расстояние между местом назначения и точкой, в которой он находится в данный момент. Если его спросить, как он без инструментов или письменного плана так хорошо прокладывает маршрут, он, вероятно, не сможет объяснить это словами. И это не потому, что житель Трука не способен описывать свои впечатления с помощью слов, но скорее потому, что процесс слишком сложен и динамичен, чтобы его можно было словесно описать.

Навигатор с острова Трук использует режим правого полушария.

Дж. А. Паредес и М. Дж. Хепберн

“Разделенный мозг и культурно-познавательный парадокс”

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: